Сложная (расширенная (много поколенная)
Расширенную (сложную) структуру семья приобретает том случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя три и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Современная (нуклеарная) (от лат. Nucleus – ядро), потому что демографически ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений являются родители и их дети. Иначе говоря – это супружеская пара с детьми, не состоящими в браке. Функции семьи. Семья, как социальный институт обладает всем комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот институт. Семья выполняет функции (действия), важные для общества и необходимые для каждого человека. В психологии понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря общению с родителями. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом.
(процессы (общение, ведение хозяйства и др.)), происходящие в семье взаимосвязаны.
По существу, семья позволяет удовлетворить потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известной классификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним из основоположников гуманистической теории личности А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, существует 5 групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:
Для удовлетворения этих потребностей в семье существуют условия: территория совместного проживания, общее хозяйство, сексуальные отношения между супругами);
К ним относятся потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий, избежание контактов со страхами, болезнями и хаосом. Для удовлетворения этих потребностей ребенку, например, необходимо жить в семье, где существует определенный, стабильный распорядок жизни. В годы раннего и дошкольного детства центральным объектом для ребенка является мать. Мать осуществляет не только уход, который обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей ребенка в пище, питье, одежде, комфорте, но и выступает в роли защитницы и утешительницы. В первые годы жизни в случае разлуки с матерью ребенок лишается чувства безопасности, защищенности, психологической поддержки, место которых занимает тревожность и страх, сильные отрицательные эмоции, способные подавлять другие чувства и тормозить развитие познавательной деятельности ребенка. Противостоять тревожности и страху может только физический и эмоциональный контакт с матерью. В психологическом плане мать является базой уверенности.
К разрушительным факторам, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, можно отнести такие события как ссоры, разводы, разлуки, смерть;
Люди с депривированной потребностью в любви, выросшие в проблемной, дисфункциональной семье (либо вне семьи в условиях детского дома), оказываются неспособными в будущем к установлению глубоких, близких отношений, чувствуя себя одинокими и покинутыми всеми. Холодность родителей порождает холодность ребенка, равнодушие формирует ответное равнодушие.
В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи.
В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения. Функции семьи со временем претерпевают определенные изменения: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Если в прошлом ведущей была экономическая функция, так как от качества выполнения хозяйственно-экономических задач зависело физическое выживание членов семьи. В настоящее время эта функция не отмерла, но изменилась.
В семейной жизни, какие - либо функции становятся приоритетными, выходят на первый план. Эти установки формируются еще в родительской семье и регулируют поведение партнеров в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации можно выделить 4 ведущих побудителя: 1. Хозяйственно- бытовой 2. Нравственно-психологический 3. Семейно-родительский 4. Интимно-личный Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто являются перечисленные. Итак, · Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки – «Дом-полная чаша». · Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится, прежде всего, друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, вне зависимости взрослый это или ребенок. · Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких семей характерна позиция дето центризма, то есть повышенной материальной и духовной заботы о детях. · Супруги могут расценивать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести желанного и любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей. В зависимости, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад. Уклад- это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме перечисленных укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Здесь важен полноценный, насыщенный впечатлениями отдых, а не регулярность приемов пищи или чистота в квартире. (Например: семьи туристов). Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание. Функции семьи могут быть нарушены.. Способствовать нарушениям может широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать как отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, так и нарушения в их отношениях. (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи). Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большее значение придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи. Дело в том, что информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие воспитательные институты. Возрастает значимость персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений не имеет аналогов. Если бы даже система образования была совершенной она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской любовью и заботой, которые присутствуют в семье. Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее развития. Существуют различные системы от этапов ее развития. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи. Наиболее известной является система стадий Е. Дюваля, в которой в качестве основного признака разграничения стадий используется факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|