III. Мусульманская политическая мысль.
Возникновение ислама – последовательно креационистской монотеистической религии. Единство ислама как религии и права. Истоки политико-правовых идей мусульманского Средневековья. Возрождение и восприятие учения Аристотеля. Влияние ветхозаветной концепции на становление договорного права по шариату (запрет ростовщичества) Утопия Всемирного халифата. Халифат (мирская власть) и имамат (духовное владычество). Теократизм и демократизм исламской концепции государства. Антимонархизм ислама. Аль-Фараби: размышления о добродетельном и порочном городе. Ибн-Халдун о закономерностях возникновения, существования и вырождения государства.
Тема 3 Идеи естественного права в трудах английских И голландских мыслителей XVII века (Т.Гоббса, Д.Локка, Д.Гаррингтона, Д.Мильтона, Ф.Бэкона, Г.Гроция, Б.Спинозы) Примерный план 1. Особенности учения о естественном и позитивном праве. 2. Происхождение государства. 3. Формы и задачи государства. 4. Государственный суверенитет.
Тема 4 Итальянские политические и социальные Философы эпохи Просвещения (Дж. Вико, Ч. Беккариа) Примерный план 1. Основные принципы политико-правовой организации общества (Дж. Вико). 2. Цели государства (Ч. Беккариа). 3. Роль права в обеспечении свободы и безопасности индивида. 4. Принципы соблюдения законности. 5. Юридическая ответственность. Тема 5 Политические и правовые учения в Америке XIX века: Республиканцы (Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) И федералисты (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Вашингтон) Примерный план 1. Политико-правовая мысль в США в период борьбы за независимость
2. Республиканские взгляды Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна 3. Идея американского федерализма в творчестве А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Вашингтона Тема 6 Английский либерализм в трудах И. Бентама, Дж. Остина, Дж. Ст. Милля Примерный план 1. Предпосылки возникновения либерализма в Англии. 2. И. Бентам как родоначальник теории утилитаризма. 3. Философия позитивного права Дж. Остина. 4. Идеальная модель представительной демократии в трудах Дж. Ст. Милля.
Тема 7 Утопии и их реализация. Истоки и дальнейшее развитие социалистического и коммунистического Политико-правового дискурса. Примерный план 1. Гностицизм (негативный креационизм) и манихейство как основной метафизический источник социализма и коммунизма. Коммунистические идеи в иудейских учениях периода разрушения Второго Храма, раннем христианстве и средневековых ересях. 2. От религиозных утопических теорий к их реализациям: эсхатологические секты и общества. Попытки применить идеи пророков на практике. Общины ессеев и «Сынов Света». Общины первых христиан 3. «Утопия» Т.Мора.Манифестационистская солярная утопия (герметический аристократический социализм) в эпоху Ренессанса (Т.Кампанелла, Дж. Бруно). Элементы социализма во французской буржуазной революции XVIII в.: Г.Бабёф и «заговор равных». 4. Утопический социализм XIX в.: Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.
Тема 8 Западноевропейский анархизм в трудах М. Штирнера и П.Ж. Прудона Примерный план 1. Возникновение анархизма в Западной Европе в XIX веке. 2. М. Штирнер о государстве и праве. 3. Социально-политические и правовые взгляды П.Ж. Прудона. Контрольные вопросы для промежуточной аттестации 1. Источники права Московского государства в ХVII вв. 2. Особенности государства и права Древнего Вавилона, Индии, Иудеи. 3. Предпосылки, исторический смысл Великой Хартии Вольностей, ее значение для развития законодательства о правах человека.
4. Дуализм в Римском праве - явление, его исторические предпосылки и роль. 5. Германское Гражданское Уложение 1900 г. как памятник и источник права. 6. Проблемы советского законодательства 1918-1922 гг.: законодательная деятельность, источники, особенности правоприменения). 7. Зарождение, формирование и развитие английского парламента. Его историческая роль. 8. Судебники как памятники и источники феодального права России: эволюция формы и содержания. 9. Процесс образования США: предпосылки, проблемы, государственно-правовое строительство. 10. Развитие российского законодательства в годы царствования Петра Великого. 11. Французский Гражданский Кодекс 1804 года как памятник и источник права. 12. Реформирование судебной системы России во второй половине XIX века: предпосылки, этапы, историческая роль. 13. Формирование и развитие права Древней Иудеи: религиозные основания, особенности гражданского и земельного законодательства. 14. Законодательство СССР в период 1930-х гг.: исторические предпосылки, содержание. 15. Афинская демократия: возникновение, специфика, эволюция. 16. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. 17. Теория общественного договора Жан-Жака Руссо. 18. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. 19. Философия права Иммануила Канта. 20. Нормативизм Ганса Кельзена.
Фонд оценочных средств для аттестации по дисциплине 6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования Карта компетенций
Шифр и название компетенции: ОК-1: осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
Индикаторы компетенции |
ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ | |||||||||||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | очень хорошо | отлично | превосходно | ||||||||||
Не зачтено |
Зачтено
| |||||||||||||||
Знать: -основы правового регулирования общественных отношений; наиболее дискуссионные проблемы в области противодействия коррупции; систему защиты публичного интереса | Отсутствие знаний теоретическогоматериала. Невозможность оценить полноту знаний вследствие отказа обучающегося от ответа | Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. | Минимально допустимый уровень знаний. Допущено много негрубых ошибки. | Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки. Допущено несколько негрубых ошибок | Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки. Допущено несколько несущественных ошибок | Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, без ошибок. | Уровень знаний в объеме, превышающем программу подготовки. | |||||||||
Уметь: - анализировать основные направления развития теоретико-правовой мысли и актуальные проблемы правотворчества; - правоприменения и правоохранительной деятельности; - давать реальную оценку современной государственно-правовой действительности и применять теоретические знания в процессе осмысления перспектив развития правовой системы общества и профессионального правосознания | Отсутствие минимальных умений. Невозможность оценить наличие умений вследствие отказа обучающегося от ответа | При решении стандартных задач не продемонстрированы основные умения. Имели место грубые ошибки. | Продемонстрированы основные умения. Решены типовые задачи с негрубыми ошибками. Выполнены все задания но не в полном объеме. | Продемонстрированы все основные умения. Решены все основные задачи с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, в полном объеме, но некоторые с недочетами. | Продемонстрированы все основные умения. Решены все основные задачи. Выполнены все задания, в полном объеме, но некоторые с недочетами. | Продемонстрированы все основные умения,решены все основные задачи с отдельными несущественнымнедочетами, выполнены все задания в полном объеме. | Продемонстрированы все основные умения,. Решены все основные задачи. Выполнены все задания, в полном Объеме без недочетов | |||||||||
Владеть: опытом методологической и категориальной основой юридических наук; - навыками самостоятельных правовых исследований; - основными источниками теоретико-правовой мысли; - навыками обсуждения проблем коррупционного поведения; - методами его предупреждения, выявления и пресечения | Отсутствие владения материалом. Невозможность оценить наличие навыков вследствие отказа обучающегося от ответа | При решении стандартных задач не продемонстрированы базовые навыки. Имели место грубые ошибки. | Имеется минимальный набор навыков для решения стандартных задач с некоторыми недочетами | Продемонстрированы базовые навыки при решении стандартных задач с некоторыми недочетами | Продемонстрированы базовые навыки при решении стандартных задач без ошибок и недочетов. | Продемонстрированы навыки при решении нестандартных задач без ошибок и недочетов. | Продемонстрирован творческий подход к решению нестандартных задач | |||||||||
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
|
|
|
|