Пубертатный гормональный статус и внешний морфологический пол
Последней биологической составляющей пола по Мани является пубертатный гормональный статус. Пубертатные гормоны (то есть гормоны, действующие в период полового созревания человека) стимулируют развитие признаков тела, знаменующих половую зрелость (продуцирование спермы у мужчин и менструальные циклы у женщин), и развитие вторичных половых характерстик (развитие груди и увеличение ширины таза у женщин, рост волос на лице и теле, удлинение пениса и снижение тембра голоса у мужчин). Кроме того, пубертатные гормоны оказывают непосредственное влияние на сексуальное поведение индивида и его психологические особенности. Существуют выраженные индивидуальные различия по времени достижения половой зрелости. У девушек развитие вторичных половых характеристик может происходить за четыре года до наступления менархе, при этом реально зачатие наступает не ранее, чем через 1-3 года после начала месячных. Это происходит потому, что вначале половые циклы могут быть нерегулярными, а в процессах овуляции имеются сбои. В отличие от девушек, юноши вступают в период зрелости несколько позднее, однако становятся способными оплодотворить женщину практически сразу с наступлением спермархе. Вторичные же половые признаки у юношей развиваются на более позднем этапе в сравнении с девушками. На этот явный парадокс недавно обратил внимание американский антрополог Б. Боггин. Ведь ранее принято было считать, что женщины раньше взрослеют. Если же в качестве основного критерия зрелости использовать критерий способности к деторождению, то получается, что раньше взрослеют мужчины. Кстати, во многих культурах мальчики раньше проявляют интерес к сексу и раньше начинают половую жизнь.
Пол по воспитанию
Этот признак определяет психологический статус индивида. Дж. Мани назвал пол по воспитанию предписанным гендером. Когда ребенок появляется на свет, родители и другие родственники внимательно обследуют новорожденного и выясняют по строению гениталий, какого он пола. С этого момента к ребенку начинают относиться, как к мальчику или девочке. Отношение к детям разного пола — различное. Наблюдения в разных культурах показывают, что мальчиков чаще берут на руки, но обращаются с ними менее осторожно, чем с девочками. Напротив, матери чаще говорят с девочками, и делают это более нежным голосом. Различное отношение к новорожденным мальчикам и девочкам можно трактовать двояко: как производное сложившихся культурных гендерных стереотипов (на этой точке зрения, как правило, стоят психологи и социальные антропологи) или как следствие реальных физических и поведенческих различий (на этот факт обращают внимание этологи, эволюционные психологи и специалисты в области поведенческой экологии), демонстрируемых мальчиками и девочками с первых дней жизни. В настоящее время принято считать, что избирательность в отношении к детям мужского и женского пода представляет собой явление биосоциального свойства: культурные стереотипы складывались не на пустом месте, а с учетом исходных биологических различий между новорожденными мальчиками и девочками. Действительно, мальчики, в среднем, рождаются более крупными и сильными, чем девочки, а девочки в подавляющем большинстве случаев более отзывчивы к голосу матери, раньше начинают следить за ней глазами, улыбаться и радоваться ее приближению. Хотя избирательное отношение взрослых к мальчикам и девочкам оказывает определенное влияние на формирование стереотипов поведения малышей, решающую роль в гендерной дифференциации играют, возможно, взаимоотношения со сверстниками. В возрасте примерно 3-4-х лет дети начинают проявлять выраженные предпочтения к лицам своего пола, формируют игровые коллективы по половому признаку. Выраженность гендерных стереотипов в детских коллективах часто носит подчеркнутый характер, и дети следуют им более жестко, чем стереотипам, насаждаемым со стороны взрослых. Девочки, придя из детского сада, просят у родителей такую же куклу (или такое же платье), как у подружки, а мальчики — похожую машинку, робота-трансформера или пистолет.
Дети гораздо более нетерпимы к сверстникам, непохожим на других, чем взрослые. Каждый ребенок, нарушающий ожидаемые гендерные стереотипы, будет в лучшем случае немедленно высмеян, а то и окажется изгоем. Причины, по которым ребенка не принимают в компанию сверстников, с точки зрения взрослых могут быть совершенно незначимыми. Например, у всех мальчиков в детском саду короткие шорты, а у Саши — ниже колен, или у всех девочек волосы заплетены в две косички, а у Маши — собраны в один хвостик на макушке. Или: все мальчики играют в роботов-трансформеров, а у Саши такой игрушки нет. Выраженный конформизм служит мощным фактором приобщения ребенка к конкретным культурным нормам, а стремление к подражанию сверстникам и взрослым представителям своего пола — обеспечивает успешность адаптации его в обществе. Поскольку эти качества проявляются у детей во всех культурах, есть основания думать, что они в какой-то мере являются врожденными.
Гендерная идентичность
Отдельным компонентом пола выступает гендерная идентичность (тот гендер, которым индивид себя ошушает). Гендерная идентичность формируется в два этапа: ее развитие начинается в возрасте двух лет и заканчивается к четырем годам. В четыре года дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и начинают связывать ее однозначно с физическими характеристиками — строением собственных гениталий. В этом возрасте они окончательно понимают, что их пол является фиксированной характеристикой и его нельзя изменить, нарядившись в одежду представителей противоположного пола, изменив имя или детали поведения. Второй критический период приходится на время достижения половой зрелости.
Долгое время в психологии считалось очевидным, что гендерная идентичность формируется в течение продолжительного времени, и ее следует считать продуктом воспитания. Однако, если вспомнить, что пренатальные гормоны воздействуют на мозг плода еше в утробе матери и определяют его развитие по мужскому или женскому типу, то абсолютизация роли воспитания выглядит, по меньшей мере, сомнительной. Не случайно же, многие эксперименты по воспитанию кастрированных в раннем младенчестве мальчиков в женской идентичности терпят неудачу (к этому обстоятельству мы еше вернемся чуть позднее).
Адам и Ева
Наши подробные изыскания в плане развития мужского и женского организма, возможно, вызвали у некоторых особо любознательных читателей в памяти историю о божественном творении человека. Как известно, Господь вначале сотворил Адама (то есть, мужчину) и лишь впоследствии, дабы тому не было скучно, создал из его ребра женщину — Еву. Если рассматривать сюжет формирования полов с биологических позиций и с учетом реальных биологических фактов (о них шла речь выше), то базовым полом всегда выступает женский, а не мужской. Даже для того, чтобы из зародыша с мужским генотипом развился мужской организм — необходимы значительные энергетические усилия (активация специального участка Y-хромосомы, запуск цепочки гормональных реакций, направ ленных на развитие мужских половых органов и редукцию зачаточных женских и прочее), тогда как женский организм развивается как исходная данность. Возможно, не случайно поэтому женский организм более устойчив к влиянию окружающей среды, да и поведение женщин отличается большей стабильностью и способностью противостоять социально-экономическим стрессам. Природа сделала женский пол более устойчивым, так как именно от него зависит воспроизводство и сохранение вида. Как было показано выше, в природе существуют такие виды животных, у которых в популяциях временно или постоянно отсутствуют самцы. Однако не описано ни одного вида, у которого бы не было ни одной самки. Когда в обществе возникают дискуссии о значимости мужчин и женщин, и женщинам отводится второстепенная роль, следует вспоминать эти примеры. Можно научить женщину охотиться, строить дома, управлять самолетом, воевать, вести политические переговоры, но нельзя ни при каких условиях научить мужчину рожать детей. Выходит, что и в плане воспроизводства женский пол также оказывается базовым.
Сколько полов у человека?
Так сколько же существует полов у человека? В середине XX века ответ был бы: два пола. Однако в США и ряде европейских стран, равно как и во многих странах Азии и Африки сейчас скорее всего прозвучит иной ответ: три пола. Для европейцев и североамериканцев такой ответ — это признание прав сексуальных меньшинств на полноправное гражданство. Такое право было закреплено законодательно в США и Западной Европе недавно. Для тайцев, филиппинцев или индусов — это часть их традиционной культуры. Концепция пола меняется во времени. На значительном промежутке от античности до конца XVII века западная культурная модель была, в сущности, однополой. Единственным полноценным полом признавался мужской, а женщина рассматривалась как недоразвитый мужчина. То есть, как пишет Томас Лакер, оба пола являлись в представлении того времени лишь двумя формами одного пола. Лишь в XVIII в. стало постепенно формироваться представление о том, что мужчины и женщины — это два разных пола. С XVIII в. и вплоть до второй трети XX в. в европейских культурах сохранялось представление о существовании у человека двух полов — мужского и женского. Не случайно при заполнении большинства анкет нам предлагается оценить свою половую принадлежность, выбрав из двух альтернативных категорий (мужской и женской). В реальной жизни, однако, вопрос о половой принадлежности не всегда очевиден и просто решаем. Во-первых, некоторые люди по своим морфологическим характеристикам не соответствуют стандарту конкретного, мужского или женскою пола (подробнее о феномене гермафродитизма говорилось в главе 1). Во-вторых, существует целая категория анатомически нормальных мужчин и женщин, которые убеждены в том, что они обладают личностными свойствами, типичными для противоположного пола (транссексуалы). В медицине для случаев первого типа давно введено понятие интерсексуальности. Оно предполагает сочетание мужских и женских структур в строении тела у одного человека, из-за чего данный индивид не может быть четко определен как мужчина или женщина. К интерсексуалам относят истинных гермафродитов, а также мужских и женских псевдогермафродитов. Истинные гермафродиты — это люди, обладающие одним яичком и одним яичником. Мужские псевдогермафродиты имеют яички и некоторые структуры женских гениталий (например, развитый клитор, половые губы и развитую грудь). Женские псевдогермафродиты являются обладателями яичников в сочетании с некоторыми структурами мужских гениталий (например, у таких индивидов наряду с развитым влагалищем и половыми губами может присутствовать развитый пенис).
Феномен гермафродитизма не остался незамеченным в средневековом европейском законодательстве. Поскольку наследование состояния и титула во многих странах того времени зависело от пола наследующего, наличие у человека сочетания мужских и женских анатомических признаков выходило далеко за рамки любопытных курьезов. Так, решением суда в Англии XVI века было принято постановление о том, что порядок наследования следует основывать на «признаках того пола, которые превалируют», то есть на признаках, которые доминируют в анатомии данного лица при достижении им совершеннолетия. Вот еше один любопытный случай, в котором от вопроса об отнесении гермафродитов к мужскому и женскому полу могла измениться история целого города. В 1843 г. исход выборов в городской совет города Сейлсбери, штат Коннектикут, оказался полностью зависимым от голоса одного единственного человека по имени Леви Зюйдам. Местные жители считали его скорее женщиной, чем мужчиной. Следует заметить, что в то время по американскому законодательству женщины не имели права голоса. Однако, местный врач, проведший осмотр Зюйдама, обнаружил у него некое подобие пениса, на основании чего Леви был объявлен мужчиной. В результате ему было позволено голосовать, и в городской совет был избран представитель партии вигов с перевесом в один голос. При этом местные сплетники незамедлительно распространили по городу слухи, что независимо от того, имеется ли у Зуйдама пенис или нет, у него имеется так же влагалище и регулярно наблюдаются месячные. Хотя у нас в стране, как и в большинстве западных культур, гермафродитизм относят к разряду патологий онтогенетического развития, во многих традиционных обществах такие лица воспринимаются как третий пол. За третьим полом в традиционных обществах часто бывают закреплены особые социальные роли. Например, гермафродитам в ново-гвинейском племени самбиа испокон веков отводилась почетная роль шаманов и духовных целителей. В некоторых традиционных обществах к третьему полу причислялись также транссексуалы: мужчины и женщины, предпочитающие вести себя в соответствии с правилами поведения противоположного пола. Например, третий пол в индийской культуре известен под именем хиджра. Хиджра мужчины носят женские платья и украшения, совмещают в себе мужские и женские роли и считаются священными. У индейцев Великих Равнин считалось допустимым, чтобы мужчины носили женскую одежду, занимались традиционно женскими занятиями, а женщины одевались в мужское платье и занимались мужскими делами (охотились, участвовали в военных компаниях и даже брали себе в дом жену, или нескольких жен). Такие лица получали особый социальный статус бердаша. По индейским поверьям, бердаши обладали исключительной мистической силой, они часто выступали в роли шаманов в священных церемониях и целительных ритуалах. Любопытно, что роль бердаша была обратимой. Если человеку в этой роли становилось некомфортно, он мог спокойно возвратиться к той, которая была свойственна представителям данного пола, и окружающие не осуждали его (ее) за это. Поданным медиков и психологов, транссексуалы очень рано начинают ощущать себя так, как будто они пребывают в теле противоположного пола, есть свидетельства, что этот феномен имеет биологические основы и связан с феминизацией мозга у мужчин или маскулинизацией мозга у женщин. Распространенным проявлением транссексуального поведения является трансвестизм: переодевание в одежду, свойственную лицам противоположного пола. Как правило, трансвеститы не испытывают острой потребности в смене пола. Они могут вести нормальную сексуальную жизнь с партнерами противоположного пола. Часть транссексуалов остро ощущают несоответствие между личностной самоидентификацией и внешним обликом и выражают желание сменить пол анатомически и юридически. Один из наиболее ранних примеров хирургической смены пола у транссексуала относится к 1882 г., когда в Германии некая София Хедвиг с помощью пластической хирургии превратилась в Германа Карла. В США количество прооперированных транссексуалов перевалило в настоящее время за 11000 человек. Считается, что в США и странах Европы на 20000-50000 человек в возрасте старше 15 лет приходится 1 транссексуал. Количество женщин транссексуалов в 3 раза меньше, чем транссексуалов мужчин. Признание факта наличия третьего пола в США и европейских странах в корне меняет традиционные представления о дискретности пола и четких границах между полами.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|