Нормированные показатели содержания некоторых веществ в бензине (ГОСТ 2084-77)
Примечание. В бензине, предназначенном для экспорта, предусмотрено отсутствие смол, а допустимая массовая доля серы составляет не более 0,001 %.
Сегодня в России автомобильный транспорт выделяет в окружающую среду более 30 % всех загрязнений. В городах эта цифра достигает 80 %. Так, в Москве ежегодно выбрасывается в атмосферу с отработавшими газами более 750 тыс. т оксида углерода, более 50 тыс. т углеводородов, более 70 тыс. т оксидов азота и более 2 тыс. т твердых частиц. В США внимание к дизелю и дизельному топливу, с точки зрения их экологичности, все больше и в первую очередь в отношении большегрузных грузовых автомобилей (с массой более 3900 кг и фронтальной площадью свыше 4,2 м2) и автобусов. Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) постоянно ужесточает требования по выбросам вредных веществ в атмосферу (табл. 10.6). Улучшению экологической обстановки в мире будут способствовать меры по энергосбережению, которые уже дали результаты впромышленности и на транспорте. В табл. 10.7 показана динамика потребления топлива американскими легковыми автомобилями на 100 км пробега.
Таблица 10.6 Нормы ЕРА для вредных выбросов мощных дизелей, г/л.с. • ч
Таблица 10.7 Потребление топлива легковым автомобилем Рассматривая подвижные источники выброса вредных веществ, необходимо отметить, что возможное снижение негативного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду на 70... 75 % определяется факторами, находящимися вне системы его эксплуатации. К числу таких факторов относятся: конструкция и эксплуатационные характеристики автомобиля и топлива, характеристики дорожной сети, уровень организации дорожного движения и т.д. Среди эксплуатационных факторов, определяющих уровень выбросов вредных веществ в окружающую среду, в первую очередь следует отметить качество технического обслуживания и ремонта автомобилей, организацию перевозок, структуру парка, подготовку персонала и т.д.
Таблица 10.8 Содержание выбросов различных автотранспортных средств Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 — производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном счете видом и условиями сгорания топлива. Состав отработавших газов зависит от рода применяемых топлива, присадок и масла, режимов работы двигателя, его технического состояния, условий движения автомобиля и др. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей определяется главным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей — количеством окислов азота и сажи. В табл. 10.8 для сравнения показано содержание фактических выбросов различных автотранспортных средств (АТС) и выбросов в случае, если бы все эти АТС были технически исправны. Контрольные вопросы 1. Каковы экологические свойства ТСМ и в чем они заключаются? 2. Как проявляются экологические свойства ТСМ при контакте с человеком и окружающей средой? 3. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с горючесмазочными материалами? 4. Как воздействуют ТСМ на природу и человека? 5. Что такое ПДК? 6. Каковы основные направления борьбы с загрязнениями атмосферы?
ЧАСТЬ II КОНСТРУКЦИОННО-РЕМОНТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГЛАВА 11 РЕЗИНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Натуральный каучук Резина — сложный по составу материал, включающий в себя несколько компонентов, основным из которых является каучук. Свойства резины зависят, главным образом, от типа и особенностей каучука, поэтому рассмотрим основные свойства важнейших современных каучуков. Натуральный каучук (НК) получают из так называемых каучуконосов — растений, преимущественно культивируемых в странах тропического пояса. В основном его добывают из млечного сока (латекса) каучуконосного дерева — бразильской гевеи. Структурная формула натурального каучука имеет следующий вид:
где п колеблется от нескольких сотен до трех тысяч. Из приведенной формулы видно, что натуральный каучук принадлежит к линейным высокополимерам с молекулой, построенной из многократно повторяющейся изопентановой группировки атомов. Он представляет собой высокомолекулярный ненасыщенный углеводород, имеющий большое число регулярно чередующихся двойных валентных связей между углеродными атомами. Натуральный каучук не растворяется в воде, но растворяется в нефтепродуктах. На этом свойстве основано изготовление резиновых клеев. Большая степень насыщенности молекулы НК обусловливает довольно высокую способность его к химическим превращениям. В частности, по месту разрыва валентной связи между третичным и четвертичным атомами углерода могут присоединяться сера (процесс вулканизации), кислород (старение резины) и т.д. Как и большинство известных линейных полимеров, натуральный каучук принадлежит к числу типичных термопластов. Синтетические каучуки По климатическим условиям в нашей стране не может произрастать гевея, а другие каучуконосы до сих пор не имеют промышленного значения. Поэтому основным сырьем для отечественной резиновой промышленности служат различные синтетические каучуки (СК). К весьма перспективным универсальным СК относятся бутилкаучук — сополимер изобутилена с изопреном. Это один из лучших материалов для изготовления автомобильных камер, обладающий высокой газонепроницаемостью. В современном ассортименте СК насчитывается около 200 наименований, причем многие из них по ряду свойств значительно превосходят НК. Особо необходимо отметить каучуки специального назначения, в первую очередь, сополимер бутадиена с нитрилом акриловой кислоты, выпускаемый под маркой СКН (нитрильный).
Взаимодействие нитрильных групп CN обусловливает наличие сильных межмолекулярных связей, поэтому СКН обладает по сравнению с СК общего значения повышенной прочностью, значительно большей стойкостью к действию нефтепродуктов, но одновременно и пониженной эластичностью. Чем больше в СКН нитрильных групп, тем выше его бензо- и маслостойкость, но одновременно и выше температура, при которой появляется хрупкость, т. е. такие каучуки менее морозоустойчивы. Это важно учитывать при использовании деталей из малостойкой резины в зимний период. Вулканизующие вещества В чистом виде натуральные и синтетические каучуки находят ограниченное применение (изготовление клеев, изолировочной ленты, медицинского пластыря, уплотнительных прокладок), так как обладают рядом недостатков, в частности, имеют недостаточную прочность. Например, прочность на разрыв разных сортов НК (после обработки на вальцах) колеблется от 1,0 до 1,5 МПа, а у бутадиенового (СКБ) и стереорегулярного каучуков (СКС) она не превышает 0,5 МПа. Одним из эффективных способов увеличения прочности каучуков является вулканизация — химическое связывание молекул каучука с атомами серы. В результате вулканизации, например НК, которая наиболее эффективно проходит при температуре 140... 150 ˚С, получается вулканизованный каучук (вулканизат) с прочностью на разрыв около 25 МПа. В состав резины вводят такое количество серы, которое обусловливает получение изделия с возможно большей прочностью. Например, в резинах, идущих для изготовления автомобильных камер и покрышек, ее содержится 1...3% от доли имеющихся в них каучуков. С ростом концентрации серы увеличивается прочность резины, но одновременно уменьшается ее эластичность. В предельном случае, т.е. когда с каучуком соединяется максимально возможное количество серы (около 50 %), получают очень прочный (предел прочности при растяжении 52...54 МПа) и совершенно неэластичный (твердый) химически инертный материал — эбонит. Из эбонита изготавливают детали электротехнического назначения и в том числе аккумуляторные банки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|