Страшный пример немилосердия 14 глава
Господь стал ради любви к тебе рабом, а ты безстыдно желаешь почести и славы? Смирись, несчастный гордец. Возненавидь плотское сладострастие и расходуй краткие дни своего бытия, не касаясь грязи и мрака земной краткой жизни. Любители мира пьют наслаждения века сего и внезапно умирают - и смертью временной, и смертью вечной, погрязнув во грехе. Это претерпел Олоферн, который, проснувшись от похмелья, нашел себя без головы в аду. Кинжал, умертвивший его душу, был хуже меча целомудренной Юдифи. Это очень полезный пример нам, чтобы мы избегали пьянства и наслаждений телесных. Скажи мне, о безумный человек, что будет, если тебе предскажут день твоей смерти, то есть когда ты насильно будешь отделен от плоти, от богатства, от удовольствий? Что ты скажешь тогда, когда услышишь Господа, осудившего тебя и других подобных тебе любителей мира? Где теперь твои “боги”, к которым ты смело обращался? Теперь они не придут помочь тебе в такой нужде! Все твое имущество не сможет освободить и искупить тебя из рук Праведного Судии. Что же ты сидишь и не думаешь о сладостнейшем вкушении Царствия Небесного и о жестокости нескончаемого мучения? Почему ты предпочитаешь пустое и недостойное великому блаженству? Скажи мне: вот судьи бросили злодея в тюрьму, чтобы потом его казнить; человек увидел дыру в стене, через которую может с усилием выйти, оставшись без одежды, - а он горюет об одежде, что она останется внутри и испортится! Разве не лишен ума такой человек, что он хочет потерять свою жизнь ради негодной одежды? Воистину, такой человек сумасшедший и одержимый, потому что имеющий разум устремится потерять не только одежду, но и часть кожи, и повредить плоть, и излить кровь - только бы не погибнуть полностью. Послушай, любитель мира, что нам говорит Господь: Входите тесными вратами, ибо скорбен путь, ведущий в жизнь. Названная “трасса” (в оригинале употреблено итальянское слово “strada”. (Прим. пер.)) - тесная дырка в камере тюрьмы. Мы - суть осужденные на смерть. Мы не знаем, возможно, завтра приговор будет приведен в исполнение, и нас по заслугам казнят. От этой смерти мы никаким способом не сможем освободиться, кроме как если не совлечем с себя богатство, драгоценности и одежду, дабы пройти через тесные врата скорбей - и тогда обретем широту рая. О, сколько людей и сколько раз предпочитали одежду своей душе, считая, что лучше быть богатым, всегда хорошо одетым и сытым, - и вместе со своим безумным имением падали в мучение. Они не предпочитают быть вместе с Лазарем - бедными и изувеченными.
Ищи, несчастный человек, освобождения от смерти и не скорби об одежде и вещах, но обнажи себя и отбрось от себя все. Возненавидь удовольствия тела и презирай все плотское, чтобы освободиться от смерти души. Если ты раздашь сегодня свое имущество и имение нищим, то найдешь его в другой жизни стократно и будешь радоваться. Даже если ты и скорбишь о своем богатстве, все равно завтра ты невольно оставишь его в пустоте. Сними плащ и рубаху, за которые тебя хватает суета, чтобы тянуть по своей воле. Оставь мир, как сделал во всем прекрасный Иосиф, когда госпожа тащила его ко блуду, - он предпочел оставить верхнюю одежду в ее руках, чем дать ей любить его, но потерять дружбу с Богом. Так подобает делать каждому из нас: отбрасывать не только плащ и рубаху, но все, что нам мешает, - и тогда спасем душу. Возненавидим все временное богатство, как безполезное, будем презирать мир, пока он нас не настиг. Сделаем добровольно то, что насильно оставим завтра. Будем действовать, как разумные купцы, продающие испорченные и плохие вещи, чтобы вкушать нетленные и всегда пребывающие. Снимем с себя всякую любовь к мирскому и житейские хлопоты, чтобы вкушать на земле рай, а на Небесах - вечное ликование во Христе Иисусе Господе нашем.
Ему же слава во веки. Аминь.
Глава 32 О том, что услады мира горьки и подобает ненавидеть их, желая Небесного Царствия
В день скорби моея Бога взысках (я искал) рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, - сказал Давид (Пс. 76; 3-4). То есть моя душа возненавидела все увещевания и утешения мира, только помнила Бога и радовалась. Теперь, когда ты изгнан из этого мира, радуйся, христолюбец. и предпочитай не иметь никакого утешения, ибо оно временно, и твое сердце должно его презирать. Ты никогда не сможешь вкусить в мире совершенного покоя или истинного веселия, ибо мир полон скорби и горечи. Подумай, сколь пресна всякая сладость мира, ничтожна утеха, кажущаяся такой только снаружи. Возьми в ум страдания и горечь осознания греха, которые следуют за ним, и будет скорбеть твое сердце всегда. Мир горек, а его любят, - что бы тогда делали люди, если бы он был сладок? Чтимый и любимый наш Отец, пекущийся о своих чадах, воедино смешал горечь и скорбь с радостями и утешениями мира, чтобы мы отторгались от земной жизни и желали будущей. Когда мать хочет отъять младенца от груди, то смазывает сосец солью или горчицей; и ребенок, ощутив что горько, перестает любить сладость молока и начинает есть более твердую и полезную пищу. Так и Всеблагой Господь, когда видит людей, любящих мир, что они стремятся к плотским вкушениям и не хотят отказаться от мира, - посылает им какую-то горькую скорбь. И когда такие люди вкусят ее и испробуют, то начинают ненавидеть мир, зная его суетность, и искать предписанной пищи, которая может в полноте их укрепить. Они уже не ищут ощущений и плотского вкушения, как грудные младенцы, но, как совершившиеся мужи, начинают проводить жизнь добродетельно. Это и есть великое благоутробие и благость Спасителя Христа: соединять услады мира со скорбями и несчастьями, чтобы мы отказались от них, желая настоящей радости и ликования. Однако мы видим, что многие любят скорбное вкушение и горькую сладость мира более, чем творящую радость скорбь за Христа, более, чем горечь, полную всякой радости. Такие люди, следуя за преходящим, неразумно избегают остающееся на веки вечное. Они похожи за морских рыб, которые не осознают горечи соленых вод, потому что родились в них. Так и любящие плоть приобрели обычай греха и усвоили его, поэтому не чувствуют его тягость и горечь.
Мир давит огорчениями тех, кто обращается, чтобы узнать Бога, потому что знает: с вкушением Духа плоть слабеет и становится мертвой, Поэтому ищи благодать и помощь у Бога, чтобы все мирские вещи тебе не казались вкусными, а только Христос был бы сладчайшим для твоей души. Тот, кто желает изведать Дух Божий, должен, прежде всего, возненавидеть все земное. Когда все суетные вещи покажутся ему горькими и невкусными, тогда душа удостоится принять всякое духовное утешение. Услады и утешения мира воистину несут горечь и ложную сладость, несомненное страдание и сомнительное наслаждение, мучительный покой и стесненное ликование, безчестную честь и презренную славу, несчастное благополучие и напрасную надежду на блаженство. Всепремудрый Бог соединил с земными усладами столь много горечи, чтобы мы искали Его истинного и неложного блаженства. О, благость и премудрость Господа нашего! Подобающим образом, о брат, Он устроил наше здешнее изгнание полным огорчений и страхов, дабы наше сердце не было побеждено и взято в плен сладостью мира. Даже при самых высоких почестях мирские помыслы суетны, а несчастья полны боли. Всякая человеческая радость исполнена скорби; а если кто из людей благополучен, то хотя малая скорбь, но мучит его. Так что великая ошибка и заблуждение, о человек, что полную несчастий жизнь ты жаждешь и считаешь сладостной и приятной. Увы невежеству твоему, что ты столько лет служишь и покоишься в ней, а не знаешь о ее смертельном вреде и опасности! Ты, как тот больной, которому ненавистна хорошая и полезная пища, и он выбирает вредную и безполезную, потому что желудок его поврежден, неприятны ему и целебные травы, - а потому он в смертельной опасности. Так же мало надежды на того, кому не нравятся Божественные слова Христа, живые и сладостные, но он обращается к вредной и горькой пище мира. Так неблагодарные евреи, когда Господь их питал небесным хлебом, ругали Моисея, вожделея недостойной пищи египетской.
Осмысли горечь, пропитавшую мирские удовольствия, одного этого будет достаточно, чтобы ненавидеть всякую земную утеху! Червь совести, гложущий твое сердце каждый раз, делает гадкими все наслаждения и обращает мирские радости в тяжкие страдания. Не стремись к земному ликованию, но желай только небесного, где царствует Господь наш Христос и все святые, и радование их бывает вечно. Какую мы пользу получаем оттого, что угождаем разлагающейся плоти, что питаем ее с наслаждением в нашей короткой жизни, после которой нас бросят в вечное отмщение? Что особого мы получаем, когда здесь нас чтут люди, а там постыдят бесы и презрит Бог и Ангелы: Презираемые здесь за Христа, да будем ждать истинной похвалы и великой чести и там будем прославлены Им, как Он Сам сказал: Блаженны вы... когда ненавидят вас люди... Радуйтесь и веселитесь, ибо воздаяние вам великое на Небесах. Блажен тот, кто выдерживает скорби за Него и притеснение, ибо на Небесах получит безчисленные награды. Не привязывайся, о человек, к суетности мира, но обратись к Господу, Который воистину есть источник утешения и благой родник услад. В миру, для тщеславия, ты стараешься заиметь много вещей, но они пропадают и нет в них никакого утешения. Если ты и находишь малое удовольствие в жизни, оно оказывается ненадежным в последующее время, а всякая сладость оканчивается скорбью и мучением. Только утешение десницы Божией является для тебя неизменным всегда и повсюду, оно не может обратиться в горечь, как и духовное увещевание - трудами и ропотом. Земное наслаждение кратно и непостоянно, а небесное - надежно и вечно. Открой свои очи, любитель мира. Сравни пользу и вред, что ты получаешь, когда желаешь суетности мира, и оплачь свою несчастную душу. Презирай наслаждения этой жизни, видя, в каких опасностях находятся творящие в ней свое обитание, хотя она полна горечи и многих скорбей. Да, возлюбленный, возненавидь всю суету, чтобы вкусить Небесного Царства, вечного покоя и неизреченного ликования. Его же да будет всем нам достичь во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки.
Глава 33 Об опасностях этой жизни и краткости ее
Человек, как трава, его дни, как цветок полевой, так отцветет, говорит Богодухновенный Давид. Цветок, травинка подвержены многим и различным опасностям: солнце их сушит, человек топчет, животное поедает, пламя сжигает, вода смывает, ветер губит, зной иссушает окончательно. Таков и бедный человек: язык не сможет рассказать об опасностях настоящей жизни, которым он подвержен: труды, скорби, беды, болезни, потопы, пожары, катастрофы и подобное.
Когда твоя жизнь, о человек, окружена столькими опасностями и ловушками, ты должен проводить ее доблестно и добродетельно, ибо где добродетель жительствует, там и жительство считается почтенным. Есть некоторые люди, которые лишь тогда начинают жить добродетельно, когда к ним приближается смерть. Но знающий человек не мыслит, чтобы его жизнь была долгой и гладкой, но - чтобы доброй и доблестной, следовала мудрости. Духовные подвиги жившего мало подчас превосходят добродетели долгожителя. Ибо угодна была Господу его душа. Кто живет добродетельно, не умрет никогда. Поэтому созидайте, о люди, такой образ жизни, чтобы он управлялся не плотскими хотениями, но заповедями Божиими, если стремитесь жить безсмертно во веки и не бояться капканов мира сего. Мы запутались во многих опасностях. С поспешностью, с которой движемся к смерти, мы должны были бы силиться исправиться, чтобы не остаться вне чертога брачного, безумно раскаиваясь. Бегут дни нашей жизни - как корабль, когда он сорван с якоря сильным ветром. Да, действительно, жизнь наша похожа на корабль, построенный не для того, чтобы стоял, но чтобы он шел полным ходом и поскорее пришел в гавань. Таков и ты, человек! Тебя создал Господь не для того, чтобы ты нерадиво стоял, но чтобы действовал, и трудился, и мучился. пока не придешь в спасительную гавань. Корабль идет очень быстро и не оставляет следов, и никаких знаков своего пути; так и жизнь наша проходит очень быстро, не оставляя никакого воспоминания, но скрываются из виду все, и богатые, и бедные, и не видно их дел. Многоразличны опасности на море, которым подвержен корабль. Он ударяется о скалы и раскалывается, он садится на мель, его топит буря, валят сильные ветры и разбивают, его захватывают и сжигают пираты. Так и бедный человек попадает в различные опасности и пропасти. Он отправляет корабль из гавани с радостью и великим ликованием, с флагами, на парусах, в хорошую погоду; а через несколько дней ударяется о скалу и дробится, так что прежние радости обращаются в скорбь. Таковы и наши браки. Много радости доставляют родственники и благожелательные друзья, но все это суетно и ложно, потому что вскоре случается скорбь или беда, ведущая к смерти, и радость превращается в плач, а доброжелательство - в слезы. Тот, кто путешествует, знает, что даже если он сидит в углу судна, а ветер дует в паруса, то корабль идет быстро без всяких усилий. Таков и ты: хотя тебе и кажется, что ты стоишь без дела, знай, что спешно движешься, днем и ночью, к смерти. Твоя жизнь проходит, о человек, как запах земли или облачко, которое, едва появившись в воздухе, будет разорвано ветром. Мгновенно превращается в пыль земную тот, кто казался самым благородным и прекрасным из всех. Что наша жизнь. как не волна, бегущая с ветром, как не лучик солнца? Посчитай дни всей своей жизни и скажи, где они? Они прошли как тень от солнца. исчезли как паутина. Весьма коротка наша жизнь и столь быстро проходит, что не стоит одного часа. Хотя Бог сказал Адаму, что когда он съест запретного плода, то умрет, но он прожил много лет после греха. Этим Бог показал, что вся наша жизнь есть только миг, как ниже будет сказано более отчетливо. Давид говорил: Я сказал в исступлении моем, всякий человек лжет. Согласно толкователям, он не сказал, что все люди лжецы, но - что всякий человек есть ложь. Наша жизнь ложна, потому что она кажется длинной, а на самом деле коротка. Я поверил, поэтому проговорил и смирился, - я уверился, узнал самого себя, что я ложен, и поэтому смирился. Тебе кажется, о человек, что ты есть что-то, но ты есть ни что иное, как только нечто сомнительное и образ безсилия и слабости, согласно пророку: Человек во образе проходит жизнь. Образ - отпечаток истины, а наша временная жизнь неистинна. Она есть только отпечаток и тень смерти, и измышление, которое быстро проходит. Какая радость или удовольствие не исчезают, будто молния, и не разрушаются? Богатство расточается, почести и слава рассеиваются как дым. Юность уходит, красота вянет, благовидность исчезает молниеносно. Все временное рушится в мгновение ока. В этой несчастной жизни есть только одно благо: грешник может исправиться покаянием, и благой может стать лучше. Таковы драгоценные средства, собираемые нами в настоящей жизни, за что нас сохраняет и ограждает Господь. Подобает, чтобы мы расходовали свою жизнь в согласии с этой мыслью, то есть соблюдали Его заповеди и желали не удовольствий плоти и отдыха, но скорбей и мучений. Бог, чтобы мы не были отягощены таким великим трудом, сократил нам жизнь, - ибо Он человеколюбив и благоутробен. Он благ во всех делах и созидал все творения с безпредельной мудростью и Промыслом, Поэтому Он и сократил настоящую жизнь, чтобы мы ее ненавидели, как временную и всю исполненную падений, а желали непреходящей и вечной. Если мы в последние времена, когда мир полон порока, же живем восемьсот лет, как жили первые люди, то потому, что тогда очень немногие бы спаслись, ибо мы стали склонны к грязной любви и наслаждениям. Это и есть причина, почему наш Владыка пожелал, чтобы мы не жили почти тысячу лет, как древние. Но можно привести и другие различные причины. Древние ели разборчиво и умеренно, ели пищу одного рода, которую сама по себе порождала земля: плоды деревьев, траву и дикие растения. Теперь же больше людей погибает от пьянства, чем от оружия. Все, производимое тогда землей, было безвредным и хорошим. А затем вода Потопа разрушила землю, и она перестала порождать такие здоровые плоды, как прежде. Но была на то и воля Божия, чтобы жили меньше, - дабы мир быстрее наполнялся людьми. Так как, человек, твоя жизнь кратка и непостоянна, не будь побежден любовью к ней, не попадайся на ее приманки; но ненавидь их от всего сердца. Есть много людей, проводящих свою жизнь столь беззаботно, что они, невежды, ничего не представляют и не думают о спасении, но вольно предаются всем похотям плоти. Если бы они представляли бег и краткость настоящей жизни, и вечность небесного блаженства, то возненавидели бы жизнь. Поэтому Всеблагой Бог и сократил время жизни, как мы сказали. Он видел, что людей заполняет порочность, люди грешат дерзко и самонадеянно, зная долготу жизни - и сократил ее, чтобы люди не надеялись на долголетие и не пренебрегали покаянием, Поэтому и обращается к Нему пророк: Мы исчезли в гневе Твоем, беззакония наши пред Тобой, все дни наши исчезли, наши годы Ты рассматриваешь как паутину, дней наших 70 лет. Давид уподобляет несчастье и краткость нашей жизни пауку, который с трудом и усилиями ткет свою тонкую сень, а всякий малый ветер рвет ее и уничтожает. Так и наша жизнь: мы ее проводим, истязаемые трудами, а от малой болезни она кончается. Не любите безчинно временную и несущественную жизнь, - она не небесная, а земная, она не наше отечество, но - наше изгнание! Суетен и безумен тот человек, беззаботно ходящий в мире, не думая, как достигнуть небесного вкушения. Разве заключенный в мрачной темнице не желает видеть ясный свет? Мир наш не есть уютное жилище, но плен и тюрьма вавилонская. Кто желает долго жить, тот стремится в плен. Не скорби и не огорчайся, когда к тебе приближается несущая жизнь смерть. Смерть ведет тебя в жизнь, через тление к вечному нетлению, через краткую скорбь к радости, всегда пребывающей во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.
Глава 34 Никто не должен хвалиться телесным благополучием, но размышлять о конце его
Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, ибо в них нет спасения, - говорит Давид. Не возлагай свою надежду ни на что сотворенное: ни на благовидный образ, ни на благородство по крови, ни на какое другое легко утрачиваемое достоинство. Мир суетен, и кто с убеждением надеется на временные вещи, тот созидает дом свой на бегущих водах. Не хвались и не хвастайся временными вещами, и не говори дерзко с родственниками и друзьями, потому что все ложно и суетно. Не верь в свое мужество и силу, ибо мир имел стольких мужественных людей, память о которых и имена которых мгновенно исчезли. Не хвастайся своими богатыми чертогами, ибо жизнь твоя весьма коротка. Древние, жившие по 800 лет, обитали в хижинах и пещерах. И ты, несчастный, знаешь, что скоро твоя кончина, тебя настигнет смерть, потеряешь все свои труды, а унаследуешь только мучение за притеснения, которые творил по отношению к бедным. Ими-то ты и построил столь великое сооружение, что пророк Иеремия сказал: Несчастен строящий дом в несправедливости. Не хвастайся своими родственниками, потому что все мы созданы из одного материала. Не будь тщеславен благообразием тела, чтобы не стать подобным умершему, который надмевается живописью на своей могиле. Тело грешника представляет собой могилу и усыпальницу умершей души. Не хвастайся здоровьем и мощью тела, но скорее бойся этого, дрожи перед мучением твоей несчастной души, потому что нет большей опасности, чем иметь врага, живущего в твоем доме. Здоровье тела чаще бывает причиной душевного безсилия, согласно апостолу Павлу: Сколь внешний человек распадается, столь внутренний человек обновляется. Большое безумие, если кто будет хвастаться здоровьем своих ног, а голова у него будет поражена язвами. Таков и ты, безрассудный, когда ты хвастаешься здоровьем своего тела, а душа твоя немощна и безсильна. Не хвастайся своей ученостью и мудростью, потому что никакой пользы не будет, если образ твоей жизни не согласен с твоим разумом. Когда страсть не возрастает в Божественную любовь (рачение), то знание становится причиной большей слепоты. Когда по всему Египту была тма, то для рабов Божиих воссиял свет. И мудрейший человек, лишенный Божественной любви, всегда ходит во тьме, ибо только любовь к Богу просвещает ум. Без этого света, даже если у тебя мудрость Соломона, ты всегда ходишь, как египтяне, посреди тьмы. Не хвались дерзко богатством или чем другим временным, потому что то мимолетно и недостойно. Не имеет разума судья, принимающий решение, не выслушав стороны. Если ты предпочитаешь вещи и суету мира, то они станут причиной того, что ты не увидишь божественные вещи очами нашей точной веры. Любители суеты выносят судебное решение в пользу мира, предпочитая грязь и мерзость земной жизни, потому что не желают выслушать другую сторону - дух. Они потому чтут мир сей и стремятся к нему, что не видели и не испытали Бога. Кто ощущал в себе хоть иногда дух Божий, тот ненавидит плоть. Кто вкусил Бога, тот совершенно презирает все удовольствия тела. Не будь побежден плотским сладострастием, чтобы не стать подобным скотам. как говорил Давид. Человек, сотворенный Богом, был в великой почести и не понимал, для какой цели он создан, а потом стал жить как безсловесные животные, не зная будущего, то есть горького конца мирской суеты. Он внимательно выискивал только личную честь и удовольствия, не размышляя о будущем наказании. То, что разумный делает изначально, невежественный делает в конце. Знающие люди предусмотрительны и не совершают греха, ибо знают, чем все обернется. А неразумному свойственно говорить, что, мол, я не думал, что со мной будет так плохо, - как и говорил тот безумный сребролюбивый богач в адских муках. Не смотри на то, что тебе предлагает мир, потому что всякое его удовольствие стремительно влечет к смерти. Не смотри на настоящее, не размышляй о будущем. Удовольствие сердца весьма кратко и временно, а наказание никогда не кончится. Обычно мир подает своим друзьям хороший обед, но совершенно дурной и вредный ужин. Ведь и люди ставят в начале пира хорошее вино, как сказал распорядитель пиршества на браке в Кане Галилейской. Начинается с радостью, а кончается плачем. Но на богатейшем и сладчайшем братском пиршестве Христовом все наоборот, то есть хорошее вино сохраняется напоследок. Бог дает скорби в начале, и утешение - в конце. Так Бог сотворил Израилю, которому дал вначале множество трудов и скорбей в пустыне, а затем - утехи и плодородную землю, согласно обещанию. То же Он сделал с Иаковом в доме Лавана, с Иосифом в Египте и со многими другими. Но мир все делает наоборот. Он вначале скрывает от тебя скорбь, чтобы явить ее позже. Когда ты смел, находясь на вершине почестей и будучи вознесен славой, то он тебя толкает, и ты падаешь вниз. Так поступает и палач, когда ведет приговоренного по ступеням лестницы к виселице, - лишь тот доходит до самой верхней ступени, палач сбрасывает лестницу, и приговоренный задыхается в петле. Смотри на следствия вещей, и тогда ты можешь разумно отличать доброе от злого. Конец наслаждения - наказание, конец пьянства - безсилие, конец нашей жалкой жизни - мрачный и заплесневелый гроб, прах, земля, тление и черви, конец греха - страдания, скорби и нескончаемое мучение. Скажи мне, грешник: когда ты идешь по проезжей дороге, и тебе скажут, что там впереди разбойники, убивающие людей, - разве ты не свернешь тотчас с этого пути, чтобы пройти в безопасности всю дорогу. На пути, по которому ты идешь, человек, есть душепагубные разбойники, убивающие путников, похищающие у них благодать и прибыль. Итак, возвращайся, чтобы быть искупленным и освобожденным от смерти души, ибо, согласно Павлу, полнота беззакония есть смерть. Не смотри на благообразный цвет вина в бокале. Когда оно в гортани, в этот момент, когда ты его пьешь, оно сладко и приятно, но позже, как говорит Премудрость, оно кусает твое сердце как змея и умерщвляет тебя. Так и мир вначале благовиден и полон радости, а потом кусает и поглощает твою совесть. Его благополучие и вкушение - зажженный светильник, дающий свет, пока есть воск или масло, но затем он гаснет, и остается только дым и вонь. Так и временные вещи кажутся благовидными и блестящими, но их конец есть скорби и муки. Бедные грешники разрушаются как воск и дым, согласно пророку: Яко исчезает дым... Яко тает воск от лица огня, так погибнут грешники от лица Божия, а праведные возвеселятся. Итак, разумно и тщательно осмысли будущее. Блаженство есть предел твоих желаний, человек, и ему служат все творения. Поэтому ни богатство, ни мудрость, - ничто другое не может дать тебе покой или врачевание. Подними, безумец, взгляд. Возвысь сердце от душевредного пристрастия к временным вещам, а люби только Бога, ибо Он тебя ради это сотворил. Презирай все наслаждения мира, если желаешь прийти к вожделенному концу, то есть к Небесному Царствию, и вкушать Всеблагого Бога, без Которого ты не удостоишься совершенной радости и ликования.
Глава 35 О заблуждении, безобразии, ложных обещаниях и лукавых воздаяниях мира сего
Тот, кто идет в темноте, не знает куда идет, - говорит апостол Иоанн. Кто живет в нашем лживом мире, должен быть очень разборчивым, знающим и осмотрительным, дабы не подпасть мучениям. Мир обычно ведет людей к внешним вещам, чтобы они ослепли и не видели вещей внутренних. Он показывает наслаждения плоти, но не делает явными грязь и мерзость, которые скрыты в земной суете. Он объявляет сребролюбцу о благородстве и ценности золота, но не показывает смятенных забот и безмерных опасностей, с которыми приобретается богатство. Он подстрекает тщеславных людей к почетным должностям, чтобы они стремились стать предводителями и другими первенствующими лицами, окруженными почитанием, - но скрывает связанные с этим обязанности: что на начальнике всегда лежит ответственность за подчиненных, что он должен их вразумлять, руководить ими и пасти на пастбище спасения, дабы они не были преданы мучению, давая право обвинить его в небрежении. Мир показывает чревоугодникам, как вкусна и сладостна еда, но не говорит о расстройствах и болезнях, происходящих от обжорства и пьянства. Говоря просто, он покрывает всякий грех небольшой усладой и удовольствием, не являя печали и злострадания конца. Если ты желаешь, любитель мира, узнать истину вещи, не смотри на внешность, показанную тебе вводящим в заблуждение миром, но направь свою мысль на понимание внутреннего. Поверь мне, что все твои тяготы происходят оттого, что ты не желаешь подумать о внутреннем содержании греха: о той горечи, мерзости и заблуждении, которые мы в нем неосознанно обретаем. Мы смеемся над израильтянами которым Бог с неба посылал сладчайшую манну, а они вспоминали мясные котлы Египта. И не думаем, что гораздо большего осуждения достойны сами. Ибо Всеблагой Господь дает нам Небесный Хлеб, сладчайшую и живую пищу рая, а мы столь ослеплены и неблагодарны, что предпочитаем безвкусную пищу, недостойное варево греха, омерзительное и ничтожное вкушение. Малые дети ощущают вкус и приятность грудного молока, но не думают о матери, которая родила их с таким трудом и мучением Подобным образом и некоторые люди, вкушая малую сладость мире не думают о Творце, Который их создал и с такими страданиями искупил. Невежественный крестьянин смеет утверждать, что нет ничего лучше его деревни и его хижины. Ведь он не видел прекрасных дворцов в больших городах. Младенец плачет, когда выходит из чрева матери ибо он не знает, насколько прекраснее мир, в который он рождается чем то место, где он был прежде. Первые люди в мире с удовольствием ели шишки и жили в пещерах, ибо им еще не были известны хлеб, вино и прекрасная одежда, каменные дома и роскошные дворцы - чтобы они сумели узнать великое отличие одного от другого. Так и любящие плоть люди, не видевшие духовных небесных благ и не вкусившие их достоинств и сладости, благородства и красоты, чтут тленное и временное, полагая его чем-то великим и ценным. Но если бы они поразмыслили, то презрели бы это ложное без всякого сомнения. Скажи мне, любитель плоти: что есть сей мир, что в нем хорошего? Если ты его тщательно исследуешь, то узнаешь обман и коварство. Это дом, живущий смятением, школа суеты, сеть, полная изобретательности на зло, блуждание во грехах, мрачная темница, озеро грязи. Это юдоль плача, бурное море, безплодная земля, лес тернов, луг, полный змей, пустоцвет, река слез, источник сомнений, сладкий яд, сочиненная сказка и сладостное помешательство. Разве есть в нем что-то доброе, что не было бы ложным и суетным? Его отдохновение полно трудов, его надежность не имеет основания, его страх безпричинен, его труды и тяготы безплодны, слезы безполезны, надежда суетна и неуместна, радость лжива, скорбь правдива, а его порядок полон непостоянства и смятений. Знай правду, что желаемые тобой врачевание и тишина находится не в мире, но в его Творце и Создателе. Они находятся не в приобретении вещей, но в презрении к ним. Обойди всю землю и море, иди, куда угодно, - ты будешь жалок и трижды несчастен, если не придешь к Богу, Спасителю твоему. Его и желай, человек, и люби от всей души и сердца. Тогда ты не будешь блуждать в тенях тленных вещей. Твои очи не будут ослеплены их очертаниями, ведущими в горькую и погибельную смерть. Не верь никогда, что есть какой-то плод и что-то отличное (особое) во всем том, что ты видишь в мире. Мир полон только пустоцветами, как безплодное дерево. Малые дети видят горящую лампу, как она светит, и с радостью бегут ее схватить, думая, что там что-то доброе и замечательное, - но обжигаются и плачут. Им подобны и любители мира. Они бездумно, и без всякого рассуждения, блуждают в мнимом благообразии мира и падают в ров наслаждений и грехов. Руки их остаются без всего, обжигаемые огнем совести. Не предоставляй свои уши лживым обещаниям мира, если не хочешь стать его игрушкой. Все угодничества мира суетны, ими он вводит в заблуждение простаков и умерщвляет их. Его дружелюбие, которое он оказывает тебе, нужно только для того, чтобы ввести тебя в заблуждение. Если его вид кажется тебе приносящим радость, то есть сегодня ты благополучен и богат, - то завтра можешь лишиться всего и стать бедным и несчастным нищим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|