Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Нормативная база: Основная цель этого вида страхования: уменьшить или вообще исключить отрицательные экономические последствия от возможной опасности (в экономическом плане), которой граждане подвергаются в процессе участия в дорожном движении. Историческая справка В связи с чрезвычайно высокой социальной значимостью страхования гражданской ответственности автовладельца абсолютное большинство стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока приняли законы о его обязательном характере. В России страхование автогражданской ответственности до 1 июля 2003 г. оставалось добровольным видом страхования. Проект Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несколько лет находился на рассмотрении в Государственной Думе РФ, его принятие постоянно откладывалось. В 2001 г. Закон был наконец-то рассмотрен и в первом чтении принят. С 1 июля 2003 г. Закон вступил в силу.
Закон предусматривает следующие основные принципы обязательного страхования: — гарантированное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Законом; — всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; — недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; — экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
В учебниках по страхованию Договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств наделен следующими признаками. Рассмотрим их подробно.
Во-первых, договор обязательного страхования гражданской ответственности — это договор двусторонний. Одна сторона — страхователь, обязывается к уплате известного вознаграждения — страховой премии, другая сторона — страховщик, принимает на себя риск. В страховом обязательстве стороны меняются ролями в зависимости от стадии исполнения договора. До наступления страхового случая страховщик выступает в роли кредитора и вправе требовать от страхователя своевременного исполнения своих обязательств. После наступления страхового случая уже страхователь вправе требовать выплаты страховой суммы. Во-вторых, возмездный. Потому что страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) выплатить страхователю страховое возмещение. Возмездность страхового договора не исчезает и тогда, когда не наступает страховой случай и страховая выплата не производится, потому что при заключении договора страхования всегда предполагается страховая выплата, и это является существенным условием договора страхования. В-третьих, реальный, поскольку страховые отношения изначально строились как реальные т.е. страховщик нес обязательства только при условии, что клиент оплатил премию. Закрепление в законе зависимости между моментами заключения договора страхования и уплаты страховых платежей обязывает к признанию реальности страхового договора.С момента заключения договор вступает в силу и становится обязательным для сторон. В-четвертых, рассматриваемый договор обязательного страхования является рискованным. И это очевидно — на момент заключения договора стороны явно рискуют и они не могут оценить выгоду или невыгоду, которые они могут впоследствии получить, если договор будет исполнен, или напротив.
Под риском следует понимать возможное наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства. В-пятых, существенным признаком договора является случайность наступления страховогособытия, т.е стороны договора должны находиться в неведении относительно того, наступит страховой случай наверняка или никогда не наступит. При этом требование о случайности относится не к чьей-либо виновности или невиновности в наступлении страхового случая, а к информированности страхователя и страховщика о факте его наступления либо о невозможности его наступления при заключении договора страхования. В-шестых, договор ОСАГО является срочным, т.е. он составляется и действует в установленные законом сроки. Обычно срок действия договора - один год. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней. Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. При продлении договора обязательного страхования страховая премия на новый срок его действия уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами. В-седьмых, договор обязательного страхования является публичным договором. Это означает прежде всего, что страховщик, имеющий лицензию на ОСАГО, обязан заключить этот договор с любым, кто к нему обратится. Причем страховщик не имеет права оказывать предпочтение одному лицу перед другим для заключения договора и условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех. В-восьмых, еще одним признаком обязательного страхования гражданской ответственности является ограниченная ответственность страховщика.
Договор ОСАГО, в котором нет страховой суммы, т.е. подразумевается неограниченная ответственность, считается незаключенным. В-девятых, договор ОСАГО должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора обязательного страхования. В ГК также сказано, что при обязательном страховании достаточно, если страховщик выдает страхователю страховой полис. Согласие страхователя заключить договор в этом случае подтверждается принятием полиса. Таким образом, правоотношения по обязательному страхованию — общественные отношения между субъектами страхового права, выражающиеся в их взаимных правах и обязанностях. Страхователь Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств включает в себя две стороны — страхователя и страховщика. Тем не менее главной стороной рассматриваемого договора страхования все же является страхователь. Поэтому рассмотрим подробнее правами и обязанностями владельца транспортного средства. Есть законный (юридический) владелец транспортного средства, есть водитель ТС. Закон устанавливает, что во время движения транспортного средства его фактическим владельцем является водитель, (потому что именно он в силу своей фактической власти над транспортным средством может определять его дальнейшую фактическую судьбу). Однако и здесь есть исключения. Лица, управляющие транспортным средством при исполнения своих служебных или трудовых обязанностей не считаются владельцами ТС. Итак, владелец транспортного средства обязан страховать свою гражданскую ответственность. Неисполнение обязанности страховать гражданскую ответственность влечет следующие неблагоприятные последствия: · запрет использования транспортного средства, отказ в его регистрации, отказ в проведении технического осмотра; · взыскание в доход РФ всей суммы неуплаченной страховой премии с начислением процентов; · возникновение регрессного требования со стороны профессионального объединения страховщиков к лицу, ответственному за вред, причиненный жизни и (или) здоровью потерпевшего.
Если страхователем является гражданин, разрешается указание в договоре перечня допущенных к управлению водителей и период использования транспортного средства (договор с учетом ограниченного использования транспортного средства — ст. 16 Закона). Если был заключен такой договор, а страховой случай наступил при управлении транспортным средством водителем, не указанным в договоре, или в период иной, чем определено в договоре, страховщик тем не менее обязан будет выплатить страховое возмещение. Но в такой ситуации у страховщика возникает регрессное требование к лицу, причинившему вред. Следует подчеркнуть, что в Законе предусмотрено возникновение регрессного требования страховщика не к лицу, ответственному за вред, а к лицу, его причинившему. Например, если водитель, управлявший автомашиной при ДТП, работал у владельца по гражданско-правовому договору, но не был включен в договор страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства, страховщик в порядке регресса взыщет выплаченную сумму не с владельца, а с водителя, поскольку причинителем вреда являетсяводитель, хотя ответственность за вред и возлагается на владельца (ст. 1068 ГК РФ). Специальные обязанности страхователя: • при ДТП страхователь обязан сообщать другим участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования; • страхователь обязан сообщить страховщику о наступлении страхового случая; • при предъявлении требований от потерпевших, страхователь должен сообщить страховщику и действовать в соответствии с его указаниями. Удовлетворение требований потерпевших без согласия страховщика может повлечь отказ в выплате, если страховщик докажет, что возмещение вреда было необоснованным; • страхователь обязан предоставить страховщику для осмотра транспортное средство, при использовании которого потерпевшему был причинен вред. • страхователь обязан возместить страховщику суммы, выплаченные потерпевшему в силу возникшего регрессного требования; • если заключен договор с условием ограниченного использования транспортного средства и ограничения по каким-либо причинам нарушены, страхователь обязан незамедлительно и в письменной форме сообщить об этом страховщику и соответственно доплатить премию (п. 3 ст. 16 Закона). Последствием неисполнения этой обязанности является возникновение у страховщика регрессного требования к лицу, причинившему вред (ст. 14 Закона).
Специальные права страхователя состоят в следующем: • право страхователя на получение страхового полиса и специального знака государственного образца; • право на получение от страховщика сведений о страховании; • определенная категория страхователей (инвалиды) имеет право на компенсацию части страховых премий (50%); Потерпевший Понятие страхователя напрямую связано с понятием потерпевшего — ведь первый при определенных неприятных дорожных обстоятельствах превращается во второго. Однако возникает вопрос: кого следует считать в этом случае потерпевшим и каковы его права и обязанности? Признаки потерпевшего: • вред причинен жизни, здоровью или имуществу. Причинение морального вреда не считается признаком; • вред причинен при использовании транспортного средства иным лицом. Если причинен вред при управлении «своего» транспорта при выполнении служебных обязанностей то, отвечать за причиненный вред будет работодатель водителя (ответственность работодателя). Положения Закона об обязательном страховании гражданской ответственности, касающиеся потерпевших, применяются и в отношении наследников потерпевших. Обязанности потерпевших, которые хотят воспользоваться своим правом на выплату: • при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая (п. 3 ст. 11 Закона). Эта обязанность может быть исполнена и страхователем (п. 2 ст. 11 Закона, ст. 961 ГК РФ); • предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего (п. 1 ст. 12 Закона); • предоставить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) (п. 2 ст. 12 Закона). Потерпевший не вправе ремонтировать поврежденное имущество или утилизировать его остатки до осмотра и экспертизы (оценки) страховщиком. Все последствия неисполнения указанных обязанностей сводится к тому, что потерпевший может не получить выплату. Права потерпевших: • основное право потерпевшего — право требовать от страховщика выплаты страхового возмещения в качестве выгодоприобретателя по договору страхования (п. 1 ст. 430 ГК РФ); • потерпевший вправе сам обратиться за экспертизой и (или) оценкой поврежденного имущества если страховщик не сделал этого в срок, установленный в Законе (5 дней). При этом стоимость экспертизы (оценки) включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком; • потерпевшие, жизни и (или) здоровью которых причинен вред, но которые не могут получить возмещения с лица, причинившего вред, вправе требовать от профессионального объединения страховщиков компенсационных выплат;
Страховщик Другой стороной по договору обязательного страхования является страховщик. Страховая компания, осуществляющая обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должна иметь соответствующую лицензию, выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Дополнительные требования к страховщикам, осуществляющим обязательное страхование АГО. Во-первых, необходимость иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат Во-вторых, наличие не менее чем двухлетнего опыта страхования транспортных средств и (или) ответственности их владельцев В-третьих, обязательность членства в профессиональном объединении страховщиков (п. 2 ст. 21 Закона) со всеми вытекающими из этого членства правами и обязанностями. Одна из задач предусматривает профессионального объединения страховщиков - выплачивать пострадавшим компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты производятся в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших, если страховая выплата не может быть осуществлена вследствие: — применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; — неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред; — отсутствия договора обязательного страхования у причинившего вред лица, если при этом требование потерпевшего о возмещении причиненного вреда не было удовлетворено.
Дополнительные обязанности страховщиков при заключении и исполнении договоров обязательного страхования: • заключать договор обязательного страхования с любым владельцем транспортного средства, который за этим обратится, поскольку договор обязательного страхования объявлен публичным.; • обязательно применение издаваемых правительством РФ типовых правил (ст. 5 Закона). Договор, заключенный с отступлениями от типовых правил, является ничтожным в части этих отступлений. Однако ничтожность соответствующих условий не ведет к исчезновению страховой защиты, поскольку все существенные условия договора страхования сформулированы в Законе. (объект, субъект. страховая сумма и т.д.); • обязательно использование устанавливаемых правительством тарифов для определения страховой премии (п. 6 ст. 9 Закона). Неисполнение этой обязанности влечет неблагоприятные последствия прежде всего для страховщика, поскольку независимо от того, какая сумма премии была уплачена, страховая защита должна быть страховщиком предоставлена в полном объеме, закрепленном законом; • жестко ограничена по времени обязанность осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую оценку и экспертизу в срок не более пяти дней с момента обращения потерпевшего. Неблагоприятным последствием пропуска страховщиком указанного срока становится возникновение у потерпевшего права самостоятельно провести оценку и экспертизу, не представляя поврежденное имущество страховщику (п. 4 ст. 12 Закона); • жесткий срок в 15 дней с момента получения заявления от потерпевшего с требованием о выплате, в течение которого страховщик обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ, и этот срок не может быть изменен никакими соглашениями.; • Закон искусственно ограничивает рентабельность операций по обязательному страхованию. Легко подсчитать, что при истинной рентабельности соответствующих операций в 30 % норма п. 2 ст. 22 Закона снизит ее до 8 %, при рентабельности 20 % она будет понижена до 6 % и т. д. Дополнительные права страховщиков, а именно: • право страховщика участвовать в урегулировании требований, предъявленных к страхователю.; • возможность освобождения страховщика от обязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных не только законом, но и договором обязательного страхования.; • дополнительное основание для отказа в выплате, когда невозможно установить наличие страхового случая и (или) размер подлежащих возмещению убытков из-за того, что потерпевший отремонтировал или утилизировал поврежденное имущество до его осмотра или экспертизы.; • право страховщика на получение информации от различных органов власти и управления; • право регрессного требования страховщика к страхователю или застрахованному лицу в случаях, перечисленных в ст. 14 Закона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|