Страховая сумма и страховые тарифы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязан при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. руб., а именно: — в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; — в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитываются как произведение базового тарифа на ряд специальных коэффициентов. Базовые тарифы различаются по типу транспортных средств, а для легковых автомобилей и по правовому статусу их собственников. При этом они отражают предоставление льгот примерным водителям и наказание нарушителей, а также особенности преимущественного использования транспортных средств на той или иной территории. Наиболее опасной с точки зрения вероятности наступления ущерба признана Москва, поэтому для нее коэффициент устанавливается самым большим. Чуть меньшие коэффициенты имеют Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, крупные города и т. д.
Коэффициенты, корректирующие тарифы в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в предыдущие периоды, применяются, начиная со второго года страхования. При этом чем больше по вине любого из допущенных к управлению конкретным автомобилем водителей было произведено страховых выплат, тем выше устанавливается коэффициент. Для тех страхователей, по транспортным средствам которых страховых выплат не было, применяются понижающие коэффициенты.
Коэффициенты, применяемые к тарифам в зависимости от возраста и стажа водителя, возрастают, если хотя бы одному из допущенных к управлению водителей менее 22 лет или стаж вождения хотя бы одного из них менее двух лет. Коэффициенты, применяемые к тарифам в зависимости от количества допущенных к управлению транспортным средством лиц, имеют два возможных значения: 1 — при ограниченном числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и 1,5 — при неограниченном числе водителей. Коэффициенты в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля тем выше, чем больше мощность двигателя транспортного средства. Коэффициенты, применяемые в зависимости от периода использования транспортного средства, предполагают возможность использования транспортного средства в течение не всего года, а меньшего периода — 6, 7, 8 или 9 месяцев. В абсолютном значении коэффициент тем меньше, чем короче период использования транспортного средства, однако в расчете на один месяц наиболее дешевым вариантом страхования является страхование на полный год. Коэффициенты, применяемые к тарифам в зависимости от срока страхования, применяются только для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, а также на срок следования транспортного средства к месту регистрации. Данный коэффициент предусматривает страхование на срок от 15 дней до 6 месяцев. Коэффициент, применяемый для грубых нарушений условий страхования, вводится в случае совершения хотя бы одного из определенных Законом грубых нарушений.
Важные моменты в законе ОСАГО, на которые надо обратить внимание.
Оценка ущерба, нанесенного пострадавшему имуществу производится с учетом его износа. Поэтому полученных пострадавшим средств часто не хватает для оплаты ремонтных работ по восстановлению пострадавшего имущества. Существуют определенные ситуации, которые страховкой ОСАГО не покрываются, например: движение ТС по внутренней территории организации. Сюда относятся автостоянки, бензозаправки, подземные гаражи и т.п., т.е. места, где бывает каждый водитель. Не производится компенсация ущерба пострадавшему имуществу в ситуации, когда виновник по каким-либо причинам не застраховал свою ответственность или скрылся с места происшествия. Создаваемый страховщиками компенсационный фонд, напомним, предназначен только на возмещение ущерба и вреда, нанесенного жизни или здоровью пострадавших физических лиц. Несмотря на сравнительно большую страховую сумму по договору обязательного страхования, равную 400 000 руб., в абсолютном большинстве страховых случаев выплаты производятся в пределах 160 000 руб., предназначенных на компенсацию ущерба имуществу третьих лиц. Разница в 240 000 руб. остается практически невостребованной, так как компенсация ущерба здоровью пострадавших физических лиц в абсолютном большинстве случаев производится в рамках действующей в РФ системы обязательного медицинского страхования. Однако в отличие от добровольного страхования АГО, выплатив полную страховую сумму 400 тыс. руб., страховщик не освобождается от дальнейшей ответственности. В Законе (ст. 7) сказано, что выплата производится в пределах страховой суммы по каждому случаю, при этом количество страховых случаев не ограничено. Минусы закона ОСАГО Тарифы страховой премии договора ОСАГО утверждаются Правительством и в упрощенном порядке будут увеличиваться, а размер страховых выплат установлен законом, и чтобы его увеличить, потребуется сложный путь принятия этих изменений двумя палатами Федерального собрания и утверждения Президентом. Стоимость полиса ОСАГО может корректироваться каждые полгода. Некорректно и то, что по населенному пункту (это влияет на поправочный коэффициент) полис прикреплен к месту жительства собственника, а не водителя. Т.о. встречаются случаи, когда машина записана, к примеру, на родителей, живущих в деревне, а сам водитель ездит в Перми, заплатив страховую премию за полис меньше. Либо наоборот, человек прописан в городе, и вынужден страховать машину, изначально предназначенную для работы в сельской местности, по завышенным тарифам.
Мы говорили о том, что обязательное страхование АГО играет большую роль в социальной жизни государства. Еще одна важная причина принятия закона заключается в том, что это необходимый путь для вступления в систему «Зеленая карта». Но лимиты ответственности, установленные нашим законом и лимиты ответственности, установленные для системы «Зеленая карта», мягко говоря, сильно отличаются. Так, минимальные размеры лимитов страхового покрытия по страховым случаям связанным с причинением вреда личности составляют – 350 тыс. евро на одного потерпевшего, 500 тыс. евро на несколько потерпевших в результате одного ДТП. А по страховым случаям, связанным с имущественным ущербом – 100 тыс. евро на потерпевших в результате одного ДТП. Общий (агрегатный) лимит составляет 600 тыс. евро. – Против наших 400 тыс.рублей.
ОСАГО в России сегодня «Зеленая карта» «Зеленая карта» — полис страхования гражданской ответственности иностранного автовладельца на территории стран — членов бюро «зеленой карты». Зеленой карта (полис) называется по цвету бумаги (картона), на которой она печатается. Подавляющее число стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока ввели на своих территориях обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами. Эти же страны в 1949 г. подписали соглашение о введении международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (системы «зеленой карты»). Трансформация данного соглашения на сегодняшний день привела к тому, что автовладельцы из стран, не входящих в систему «зеленой карты», должны при въезде в эти страны предъявить «зеленую карту», выписанную на их транспортное средство любой уполномоченной страховой организацией из стран — членов системы «зеленой карты». А поскольку Россия не является членом соглашения по «зеленой карте», данное требование относится и к российским автовладельцам.
^ Страхователю на заметку! Чтобы въехать на автомобиле с российским регистрационным номером в страны, являющиеся членами бюро «зеленой карты», водитель должен предъявить на границе иностранному пограничнику действующую «зеленую карту». Выпускать «зеленые карты» могут только уполномоченные страховые общества стран — членов бюро «зеленой карты». До тех пор пока Россия не вступит в бюро, российские страховщики выпускать свои собственные «зеленые карты» не имеют права. Поэтому российские автовладельцы могут купить «зеленые карты» только иностранных страховщиков. Их можно купить как на границе, на территории зарубежного государства, так и в России, причем значительно дешевле. Продают их агенты (субагенты) иностранных страховщиков: российские страховщики, страховые брокеры (маклеры) и страховые агенты российских страховщиков. В нашей стране продажа «зеленых карт», представляющих собой страховой полис иностранного страховщика, разрешена Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в виде исключения (ст. 8, п. 4). Продажа любых других страховых услуг иностранных страховых обществ на территории России запрещена. В российских пунктах продажи покупателю в большинстве случаев предложат «зеленые карты» польского либо болгарского происхождения. Любые «зеленые карты» могут быть выписаны согласно международному соглашению на срок 15 дней, 1 месяц, 2 месяца и т. д. до 1 года включительно. ^ Страхователю на заметку! При поездке за границу на автомобиле на 1 день придется покупать «зеленую карту», выписанную на 15-дневный срок. В течение срока действия «зеленой карты» автовладелец имеет право неоднократно, хоть каждый день, пересекать границу в обоих направлениях. Цены на «зеленые карты» зависят от срока их действия. Чем больше срок, тем в абсолютном выражении дороже «зеленая карта». Однако в расчете на один день стоимость карт с большим сроком действия падает. Многие страховщики предлагают своим клиентам систему скидок (до 50%) в случае покупки очередной «зеленой карты» в течение месяца со дня окончания предыдущей. Цена на «зеленую карту» зависит и от территории ее действия. Самые дешевые карты предназначены для поездки в Украину, Беларусь или Молдову, дороже будет стоить «зеленая карта» в Прибалтику, еще дороже — в Скандинавию, а самой дорогой является карта, действующая во всех странах — членах бюро «зеленой карты». Предполагается, что потенциальный ущерб, который может вызвать владелец транспортного средства, тем выше, чем выше средняя стоимость автомобилей на дорогах той или иной страны, а также стоимость ремонта в этой стране.
«Зеленая карта» не действует на территории страны, страховое общество которой выпустило данную карту. Поэтому, например, болгарская «зеленая карта» не годится для въезда в Болгарию. В такой ситуации необходимо приобрести дополнительный полис страхования гражданской ответственности автовладельца, действующий на территории Болгарии. Если куплена немецкая карта, то для въезда в Германию нужно дополнительно иметь полис, действующий на территории Германии. В Германии такой полис называется «желтая карта». В большинстве случаев доплачивать за «желтую карту» ничего не нужно, так как она является приложением к «зеленой карте» и входит в ее стоимость. Интересно, что гражданин России, покупая автомобиль, например, в Германии, также должен приобрести «зеленую карту» для его перегонки в Россию. Так как «зеленая карта» немецкого страхового общества на территории Германии не действует, к ней должна быть обязательно приложена «желтая карта», действующая на территории самой Германии. Стоимость «зеленой карты» зависит от категории транспортного средства. На автобусы и грузовые автомобили они стоят существенно дороже, чем на легковые автомобили и тем более мотоциклы. В некоторых странах цены на «зеленые карты» зависят также от мощности транспортного средства. Чем выше мощность, тем больше цена. Предполагается, что более мощное, более габаритное транспортное средство может явиться причиной большего ущерба. Естественно, что цены зависят и от тарифной политики того или иного страховщика и его агентов. За исключением России, на европейской территории бывшего СССР не осталось стран, не присоединившихся к системе «зеленой карты». Россия не вступила в соглашение по «зеленой карте», во-первых, потому что Закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу только с 1 июля 2003 г., а во-вторых, для вступления в систему требуется наличие определенных финансовых гарантий, например размещение депозита в банке одной из стран Евросоюза в размере, пропорциональном числу транспортных средств в стране (около 11 млн.евро). Нормативная база Устав Совета бюро «зеленой карты». Любая «зеленая карта» — и польская, и болгарская, и латвийская и т. д. — согласно п. 3.3 ст. 3 Устава Совета бюро «зеленой карты» предоставляет ее владельцу страховое покрытие на территории иностранного государства — члена бюро в объеме, предусмотренном законодательством иностранного государства об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Законодательства разных стран устанавливает различные страховые суммы, отличающиеся иногда в десятки раз. Например, в Германии ответственность страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ограничивается по страховым случаям, вызвавшим: — телесные повреждения, суммой в 500 тыс. евро на одного пострадавшего и 1 млн евро на всех пострадавших; — ущерб домашнему имуществу, суммой в 40 тыс. евро; — иной имущественный ущерб, суммой в 400 тыс. евро. В Дании лимит ответственности страховщика по телесным повреждениям равен 1 млн евро на одного пострадавшего, а по ущербу имуществу — 2 млн евро. В Бельгии ответственность страховщика не ограничена. ^ Страхователю на заметку! Для российского автовладельца практически все равно, какую «зеленую карту» приобрести. Любая из них дает возможность въехать на территорию иностранного государства, являющегося членом системы «зеленой карты», и предоставляет страховую защиту на случай его вины в совершенной аварии. Последнее очень важно, так как в случае аварии прибывший на место происшествия полицейский спишет данные «зеленой карты» или заберет ее дубликат и, если ущерб здоровью или жизни физических лиц не причинен, не будет задерживать автомобилиста и его автомобиль. Если же ущерб жизни и здоровью был причинен, разбирательство продлится дольше и дело может дойти до суда. Но и в том, и в другом случае имущественный ущерб пострадавшей стороне будет выплачен за счет страховой организации. К сожалению, в отдельных государствах российский автовладелец может столкнуться с тем, что, несмотря на наличие «зеленой карты», местные власти могут после ДТП задержать российский автомобиль и водителя и требовать возмещения ущерба наличными. ^ Обратите внимание! В связи со всем вышесказанным может возникнуть вполне закономерный вопрос, будет ли аналогичным образом компенсирован ущерб, причиненный российской стороне, если виновником происшествия за границей окажется иностранный автовладелец? В последнем случае ситуация, к сожалению, сложнее. Чтобы возместить ущерб, российскому автовладельцу необходимо получить копию полицейского протокола о происшествии и, желательно, данные страхового полиса виновника происшествия. После этого самое рациональное - обратиться в местное адвокатское бюро, оказывающее услуги по урегулированию подобных споров. За сравнительно небольшую плату адвокат поможет получить большую часть компенсации. Другой способ компенсировать причиненный за границей ущерб — это застраховать свой автомобиль от ущерба, а водителя и пассажиров от несчастного случая не только на территории России, но и за рубежом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|