2.Проектная часть. 2.1Геологические задачи. 2.2Гравиразведка при детальной гравиметрической съемки.. 2.3Опорная и рядовая сеть и их модификации
2. Проектная часть 2. 1Геологические задачи Гравиразведка применяется для решения широкого круга задач, связанных с исследованием глубинного строения Земли (по крайней мере, верхней мантии и земной коры), с региональным тектоническим районированием суши и океанов, поисковоразведочными работами на многие полезные ископаемые, изучением техногенных процессов в верхней части геологической среды.
2. 2Гравиразведка при детальной гравиметрической съемки. Детальные съемки – выполняют с целью изучения отдельных локальных структур. Данные детальной съемки могут использоваться для расчета глубины залегания и геометрии локальных структур. Детальная гравиразведка применяется для решения поисковых (поисковая съемка) или разведочных (разведочная съемка) геологических задач: 1) изучение тектонического строения отдельных нефтегазоносных территорий для последующего производства работ другими геологическими и геофизическими методами; 2) изучение тектонического строения и геолого-геофизическое картирование кристаллического фундамента для выявления участков, перспективных на черные, цветные и редкие металлы, в комплексе с магниторазведкой; достоверность интерпретации результатов гравимагнитных съемок в этом случае может быть повышена путем изучения рельефа поверхности кристаллического фундамента другими геофизическими и геологическими методами; 3) прослеживание крупных залежей полезных ископаемых или пород, вмещающих и контролирующих полезные ископаемые; 4) выявление локальных структурных форм, благоприятных для скопления полезных ископаемых и непосредственно залежей полезных ископаемых (нефти, газа, руды, угля и т. п. ), прослеживание разрывных нарушений;
5) определение формы, размеров, элементов залегания исследуемых объектов и их литолого-петрографическое расчленение. Детальная гравиметрическая разведка, как правило, применяется в комплексе с магниторазведкой, сейсморазведкой, электроразведкой.
2. 3Опорная и рядовая сеть и их модификации 1. Опорная гравиметрическая сеть. Полевые наблюдения с гравиметрами начинаются с создания сети опорных пунктов, которые служат для учета смещения нуль-пункта гравиметра, а также для «привязки» всей сети наблюдений к единому уровню, который обеспечивается Государственной гравиметрической сетью. Точность определения силы тяжести на пунктах полевой опорной гравиметрической сети в 1, 5–2, 0 раза выше, чем на рядовых. Это достигается выполнением измерений в коротких рейсах, строгим соблюдением методики наблюдений и транспортировки приборов. Если при наблюдениях на опорной сети используется тот же гравиметр, что и на рядовой, то на каждом опорном пункте необходимо выполнить измерения в трех независимых рейсах. При применении более точных приборов допускаются двукратные независимые наблюдения. Полевая опорная сеть может создаваться в начале полевых работ или в процессе проведения гравиметрической съемки. В практике гравиметрических работ различают центральную, двухступенчатую и полигональную системы. 1) В центральной системе (рис 2) каждый опорный пункт имеет непосредственную связь с центральным, в качестве которого может быть использован пункт Государственной гравиметрической сети. Рис 2
Оценка качества опорной сети определяется по формуле:
где – средняя квадратная погрешность единичного измерения;
N – общее число измерений приращений силы тяжести в опорной сети;
n – число пунктов; – отклонение измеренного значения от среднего; 2. Двухступенчатая опорная система (рис. 4. 2) состоит из каркасной (к) и заполняющей сети (з). Каркасная опорная сеть создается по центральной системе. Рейсы заполняющей опорной сети опираются на пункты каркасной сети (к). Рис 3
Так, например, выполнив рейс 1-2-3-4-1, получим приращения ∆ g по звеньям 1-2, 1-4, 1-3. Из рейса 1-2-3-4-2-1 определим ∆ g между пунктами 2-1, 2-3 и 2-4 и, наконец, выполнив рейс 1-4-3-4-1, вычислим приращения по звеньям 4-1 и 4-3. Оценка точности сети этого вида производится по формуле:
Где , и – число каркасных и заполняющих, а так же средние квадратические погрешности силы тяжести на этих пунктах. 3. В полигональной системе опорная сеть образуется из совокупности полигонов, в которых каждое звено определено из независимых рейсов по схеме А-Б-А. Погрешность определения силы тяжести (∆ g ) вычисляется по формуле:
где М – средняя удалённость опорных полевых пунктов от ближайших исходных гравиметрических пунктов; m- среднее число определений между двумя смежными пунктами; 4. В практике гравиметрических работ возможно развитие опорной гравиметрической сети в процессе выполнения измерений на пунктах рядовой сети. Этот способ (рис 4) называется «методикой разностного нуль пункта».
(Рис 4) Для работы приобретают гравиметры с разным градиентами нуль – пункта. Наблюдения выполняют сразу двумя, тремя гравиметрами. Измерения по времени ограничиваются продолжительностью рабочего дня. Они начинаются или заканчиваются или на концах профилей, или в точке пересечения профилей и магистралей, которые обычно становятся опорными пунктами. Суть методики в том, что точки излома разностного нуль-пункта совпадают с точками излома кривых изменения нуль-пункта одного из приборов. Они-то и являются теми точками, на которых выставляются дополнительные опорные пункты. Этим обеспечивается то, что принятие линейного закона изменения нуль- пункта не несет значительной погрешности и, таким образом, итоговая погрешность может быть значительно снижена. Опыт работы показывает, что при такой методике развития опорной сети получается меньшее количество опорных пунктов, чем при предварительной разбивке опорных пунктов для рейса продолжительностью 2-3 часа, а точность определения ∆ g рядовых пунктах возрастает.
2. Рядовая сеть. Гравиметрические измерения выполняются отдельными рейсами. Рейс – это непрерывная последовательность измерений с гравиметром, объединенная общим смещением нуль-пункта, которая начинается и заканчивается на опорном пункте. Часть рейса между двумя соседними по времени опорными пунктами называется звеном. Основным типом рейса является однодневный. Наблюдения в рейсах проводятся, как правило, по однократной методике. При наблюдениях используются, обычно, два гравиметра. В зависимости от густоты точек опорной сети гравиметрический рейс можно выполнить по следующим методикам. 1. «Прямой ход», когда измерения на рядовых пунктах начинаются на одном, а заканчиваются на другом опорном пункте (рис 5). Рис 5 При этом коэффициент смещения нуль-пункта гравиметра вычисляется по формуле:
где и – измерение значения силы тяжести на опорных гравиметрических пунктах ОГП-1 и ОГП-2; и – значения силы тяжести на пунктах ОГП-1 и ОГП-2, полученные из уравнения опорной сети; и – время снятия отчетов по шкале гравиметра на опорных пунктах ОГП-1 и ОГП-2. 2. «Замкнутый ход», если рейс начинается и заканчивается на одном и том же опорном пункте (рис 6). Рис 6 В таком рейсе коэффициент смещения нуль-пункта гравиметра определяется по формуле:
где - и измеренное значение силы тяжести на опорном пункте ОГП-1 в начале и в конце рейса, соответственно. 3. «Прямой и обратный ход» выполняют, соответственно в прямом и обратном направлении (рис 7). В прямом ходе измерения выполняют последовательно на всех пунктах, а в обратном – только на некоторых.
Рис 7 При этом число пунктов на которых выполняется повторные измерения, должно быть не менее 20%. Коэффициент смещения нуль пункта гравиметра вычисляется по формуле:
где и – разность измеренных значений силы тяжести и времени на одномерных пунктах в прямом (П) и обратном (О) ходе;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|