Общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья: уровни общения, типы общения, факторы, способствующие и препятствующие общению.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и м/с, искусство воздействия на личность больного с целью адаптации к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья. В психологии выделяют три уровня общения: · на первом уровне происходит передача и принятие информации. Общение на первом уровне требует определенных правил, традиций, принятых норм. · на втором уровне общение приобретает взаимный характер, представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений: общение на определенную тему для решения общей задачи. Общение может иметь характер информирования, опроса, обучения, инструктажа и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией здесь подчинен совместному решению задачи – получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. · на третьем уровне выступает то, что для общения наиболее существенно, а именно: стремление понять друг друга, прислушиваться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются. Средства общения: к вербальным средствам общения относится речь, которая выступает и как способ воздействия на собеседника. Медсестра должна уметь разбираться и оценивать речь больного. Манера говорить может отражать его индивидуальные особенности. Манера громко разговаривать должна натолкнуть м/с на мысли о нарушении слуха у больного. Медсестра должна знать, что, например, при одышке больной говорит обрывками, нарушается речь при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома) и т.д. Различают речь: быструю, медленную, запоминающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной. Речь человека раскрывает личность (интересы, потребности, убеждения) и относится к явлениям его духовной культуры. Речь – важнейшее средство общения, воздействия на собеседника. Чтобы пользоваться словом, надо знать психологию речи, помнить об исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле. Используя речь как терапевтическое средство общения, м/с необходимо применять элементы психотерапии: объяснение, убеждение, разъяснение и т.д. к невербальным (неречевым) средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств общения (знаков, символов, придающих значение словам, которые мы слышим). Важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим. Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальное общение в несколько раз сильнее, чем вербальное. Невербальные сигналы (мимика, жесты и т.д.) говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами. Мимика – движение мышц лица. Она отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек. Наблюдая за внешним видом больного, м/с описывает выражение его лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме – без особенностей уравновешенное. Жестикуляция – моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, осанки, своеобразных движениях рук, а также таких средств общения, как прикосновения (рукопожатия, поглаживания, дотрагивания, отталкивания и др.). Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон, позу, движения и выражение лица м/с должна уметь расшифровать информацию о мыслях, чувствах больного, его отношении к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Функции общения. Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолировано. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между м/с и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная – в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|