Требования к качеству подготовки специалистов коммерции.
В условиях непрерывного развития науки, общества, коммерции и торговли возрастают требования к уровню и составу знаний специалистов в разных областях. К примеру, знания полученные выпускниками в 20в. использовались в течение продолжительного времени, в настоящее время знания очень быстро устаревают. В этих условиях приобретает актуальность образование не по дисциплинарному, а по проблемному принципу. В соответствии с этим преимущество получают специалисты способные к быстрому усвоению информации, владеющие технологиями поиска нужной информации, умеющие использовать ее для решения конкретных проблем. Кроме того важным качеством выпускника является способность выявлять и описывать проблемы в области торговли и коммерции. В соответствии с выше изложенным, важнейшей составляющей образования специалиста коммерции, является освоение им методов научного исследования и методов исследования операций, экономико-математического моделирования, а также работа со специализированными программными комплексами аналитического характера. Обязательным условием трудоустройства является способность работать с программными продуктами.
Для успешного образования необходимо самостоятельная ориентация студентов на определенную область коммерции уже при обучении ВУЗа, выполнение курсовых, дипломных работ, прохождение практики на предприятии: разные сферы торговли (оптовая или розничная); аукционы; ярмарки; биржи и т.д. Это могут быть отдельные аспекты коммерции, например закупка или продажа товара в оптовой и розничной торговли (так называемый категорийный менеджмент), при этом следует использовать сквозной подход, в соответствии с которым студент выбирает тему курсовых работ, мест практики и на конечном этапе написание выпускной квалификационной работы.
Современные тенденции развития мировой и отечественной торговли приводит к тому, что карьерно-ориентированному специалисту необходимо получение второго высшего образования (например, юридического, информационно-технологическое, иностранных языков). Люди, работающие в сфере современного бизнеса много времени посвящают подготовке и переподготовке, т.е. коммерсант существует в режиме постоянного непрерывного обучения в основной области и смежных областях своей деятельности.
2013-02-21 Лекция вторая.
ТЕМА: Сфера применения коммерческой деятельности.
План:
1. Отрасли материального производства и социально-культурной сферы.
2. Инфраструктура рынка товаров и услуг.
Цель занятия: определить сферы применения коммерческой деятельности, инфраструктуру коммерческой деятельности.
1. Отрасли материального производства и социально-культурной сферы.
Коммерческая деятельность присутствует там, где есть возможность осуществить продажу товаров, услуг и иных объектов коммерческой деятельности с получением прибыли.
При этом различают производственное и потребительское потребление объектов купли-продажи товаров.
При производственном потреблении объектами купли-продажи являются сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. При потребительском – товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности и другое.
Деятельность специалиста коммерции во всех сферах деятельности заключается в поиске и выборе поставщиков сырья, товаров, услуг, формирования ассортимента продаваемых товаров, продажи товаров и других действий, направленных на обеспечение сделок купли-продажи товаров. Деятельность специалиста коммерции в сфере производства и в сфере товарного обращения существенно различаются в связи со спецификой действия промышленных и торговых предприятий, особенного в масштабах рынка сырья и потребительских товаров.
К примеру закупка сырья осуществляется преимущественно крупными партиями узкой номенклатуры.
При продвижении совокупного материального потока по направлению к потребителю ассортиментный состав товарной массы существенно усложняется. Происходит его дробление на более мелкие партии.
Таким образом различают три сферы коммерческой деятельности:
1. Материально-производственную
2. Социально-культурную
3. Сферу товарного обращения.
Материальная сфера: состав отраслей в народном хозяйстве не является постоянным, технический процесс приводит к образованию новых отраслей, к изменению соотношения между ними. Материальное производство включает в себя совокупность отраслей производства, в которых производятся товары производственно-технического и потребительского назначения.
К сфере материального производства относятся следующие отрасли народного хозяйства:
- промышленность
- с/х
- лесное хозяйство
- строительство
- транспорт
- коммуникационные и информационные технологии
- общественное питание
- заготовки
- издательское дело
- киностудии
- предприятия звукозаписи
- проектные организации
- заготовка металлолома и утиль сырья
- заготовка дикорастущих растений, плодов, грибов, семян, трав и их первичная переработка, а также охотничье хозяйство.
Промышленность включает в себя: добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, газа- и водоснабжение.
Добывающая промышленность включает отрасли промышленности, занимающие добычей различного сырья и энергии.
Обрабатывающая промышленность – это отрасли промышленности, занимающиеся обработкой или переработкой сырья и полученных из сырья полуфабрикатов. Важнейшими отраслями обрабатывающей промышленности являются: машиностроение, металлообработка, черная и цветная металлургия, переработка нефти, химическая, лесохимическая (дает скипидар, смолы, деготь и т.д.) и деревообрабатывающая промышленность, производство различных строительных материалов из минерального сырья и леса (например, шифер, сайдинг и т.д.), бумажная, текстильная, швейная, обувная, пищевая, электро- и радиотехника.
Существует понятие «новых» и «новейших» отраслей промышленности.
Новые отрасли – это отрасли, исторически возникшие позже старых отраслей, растущие более быстрыми темпами, например, автомобилестроение (возникли примерно в 1930-х г.), выплавка алюминия, производство пластмассы, производство химических волокон (возникли примерно в 1960-1970 гг.), производство удобрений.
Новейшие отрасли промышленности – это наукоемкие отрасли промышленности, они отличаются сложностью и применением нескольких наук, к ним относятся микроэлектроника, вычислительная техника (были счеты, затем арифмометр для бухгалтеров, потом калькулятор), роботостроение (роботы используются в химической промышленности, при обезвреживании бомб, зарядов, в радиационных объектов, в производстве, в космосе), атомное и аэрокосмической производство (возникли недавно, требуют привлечения большого количества экспертов и специалистов), микробиологическая промышленность (у нас в Омске производство дрожжей, витамины, лекарство, молочнокислые продукты – кефиры, ряженки и т.д.).
Все предприятия организации и учреждения, действующие на товарном рынке можно подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие.
К числу коммерческих предприятий относят практически все предприятия материальной сферы производства (заводы, фабрики) и значительную часть производственной инфраструктуры (транспортные и торговопосреднеческие предприятия, предприятия связи и др.).
Некоммерческие предприятия не имеют своей целью получения прибыли, в качестве основной деятельности и не распределяют прибыль между участниками (например, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнерства и др.). Некоммерческие партнерства – это новое явление в России, это объединения граждан или юридических лиц, например, фондовые биржи, которые устроены на условиях некоммерческого партнерства.
Структура материального производства – это соотношение отраслей в процентах между отдельными отраслями производства. Структуру определяют на уровне отдельных территориальных образований, например, области, края, страны, или по стране в целом.
Отрасли социально-культурной сферы включают в себя: образование, здравоохранение, культура, соцобеспечение, наука, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, все эти сферы представляют собой сочетание самостоятельных, чрезвычайно специфических областей деятельности. Это совокупность не менее многообразна, чем группа отраслей материального производства. При этом в каждой из отраслей осуществляется коммерческая деятельность, имеющая свою специфику.
2. Инфраструктура рынка товаров и услуг.
Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка.
Впервые термин «Инфраструктура» был использован для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы, она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни и обеспечивает нормальную хозяйственную деятельность экономики и политической системы в целом.
В настоящее время выделяют:
1. Производственную инфраструктуру – обслуживает производство (транспорт, связь, оптовая торговля);
2. Социальную инфраструктуру – это совокупность объектов, отраслей, сфер обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения, образование, здравоохранения, социального обеспечения). Деятельность этой инфраструктуры направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечения жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
3. Инфраструктура рынка товаров и услуг.
Предприятия инфраструктуры не производят какой-либо продукт, они лишь создают необходимые условия для его производства или перемещения. Особенностью хозяйственной деятельности предприятия инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя зарезервировать, т.е. они производятся здесь и сейчас.
Инфраструктура рынка товаров и услуг – это совокупность составляющих рынков, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
К ним относят:
1. Биржи (товарные, сырьевые, валютные)
2. Аукционы и ярмарки
3. Кредитные системы и коммерческие банки
4. Система регулирования занятости населения (биржа труда)
5. Информационные технологии и средства деловой коммуникации
6. Налоговая система и налоговая инспекция
7. Система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании
8. Специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства СМИ
9. Торгово-промышленная палата, общество защиты прав потребителей
10. Таможенная система
11. Коммерческо-выставочные комплексы
12. Система высшего и среднего экономического образования
13. Аудиторские компании
14. Консультативные (консалтинговые) компании
15. Общественные и государственные фонды предназначенные для стимулирования деловой активности.
Инфраструктура призвана обеспечивать цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, функционирование рыночной структуры имеет двойственный характер:
1. С одной стороны это обслуживание рыночных субъектов
2. С другой стороны это воспроизводство трудовых ресурсов самого человека.
Функции инфраструктуры:
1. Обеспечение субъектам коммерческой деятельности реализации их интересов;
2. Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов;
3. Облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования коммерческой деятельности;
4. Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: