Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И факторы его определяющие




Содержание

Введение                                                                                                          2

 

 

1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие        3

 

 

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него                      8

 

 

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения           12

 

 

Практикум                                                                                                        16

 

 

Заключение                                                                                                      18

 

 

Список литературы                                                                                          19


Введение

Изучение законов совокупного спроса и совокупного предложения является актуальным для экономики любой страны, т.к. дает возможность приблизиться к идеальному равновесному состоянию экономической системы. Правильное понимание этих двух показателей макроэкономики позволяет вскрыть взаимосвязи, закономерности и тенденции развития экономики в целом, а значит разумно регулировать производство и потребление, грамотно осуществлять ценовую политику, удовлетворять потребности общества без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

Для России в период перехода к новым для нее рыночным отношениям эти вопросы являются особенно актуальными. Российская экономика, ставшая на путь рыночного развития, обязательно должна учитывать движение совокупного спроса и предложения, их структуру и влияние на них различных факторов.

Необходимость изучения поставленных вопросов связана с обеспечением должного роста экономики нашей страны. Это поможет изыскать дополнительные рычаги воздействия на объем реального национального производства и на уровень совокупного спроса, разработать соответствующие государственные программы.

 Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и значительно сократили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами, и еще много проблем осталось бы в прошлом.

Поэтому целью данной курсовой работы является, как можно полнее раскрыть макроэкономические понятия совокупного спроса и совокупного предложения, а также объяснить механизмы их взаимодействия и влияния на рост экономики, рассмотреть протекание этих процессов на примере российской экономики.


Совокупный спрос, его структура

и факторы его определяющие

Совокупный спрос представляет собой сумму расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Если же экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (т.к. практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

· спрос на потребительские товары и услуги;

· спрос на инвестиционные товары;

· спрос на товары и услуги со стороны государства;

· спрос на экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

Таким образом совокупный спрос (AD) складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

 

                AD = C + I + G + NX, где

 

C – совокупный спрос граждан и домохозяйств;

I – инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

G – государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства;

NX – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

 

Расходы населения на товары и услуги потребительского назначения (С) являются значительной частью совокупного спроса. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США – около 67%. Такие расходы называют потреблением и они включают в себя затраты населения на удовлетворение каких-либо личных нужд и потребностей: покупка продуктов питания, одежды, бытовой техники, пользование услугами транспорта, связи, посещение театров, музеев и т.д. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.

Под инвестициями (I) понимается спрос предприятий, фирм и домохозяйств на инвестиционные товары, т.е. затраты, направленные на увеличение запаса реального капитала и восстановление изношенного капитала. Причем, если общий объем инвестиций превышает необходимые затраты на амортизацию, то производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме. В то время как для застойной или статичной экономики характерна ситуация, когда инвестиционные расходы фирм равны амортизационным отчислениям. Это означает, что запас реального капитала в экономике остается неизменным, не происходит желаемого для каждой страны экономического роста. Возможна также ситуация, когда за год потребляется больше капитала, чем покупается. Такая ситуация была характерна для российской экономики в первой половине 90-х годов, что в конечном счете привело к уменьшению производственных возможностей страны. Следует также добавить, что инвестиции как элемент совокупного спроса очень чувствительны к изменениям хозяйственной конъюнктуры и поэтому их величина очень нестабильна. На примере экономических спадов различных стран можно судить, что при сокращении совокупного спроса большая часть этого сокращения вызывается падением инвестиционных расходов.

Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг (G). Он включает расходы правительственных органов всех уровней (федеральных, региональных, муниципальных) на оплату услуг (например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам и фирмам.

Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей). Очевидно, чем больше преобладание доли экспорта над импортом, тем прогрессивнее экономика страны.

Также размер совокупного спроса определяется воздействием на него разного рода факторов. Одним из таких факторов является уровень цен в стране, т.е. ценовой фактор. Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители и наоборот. Эта зависимость отражена на графике кривой совокупного спроса, подавляющее большинство ученых трактует ее как убывающую зависимость от общего уровня цен (рис. 1.1).

То, что кривая AD имеет нисходящий характер, объясняется существованием трех эффектов в экономике.

Эффект процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Суть этого эффекта в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги,

 

 

Рис. 1.1 Кривая совокупного спроса

 

а это при неизменном объеме денежной массы заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это способствует повышению процентной ставки, стоимость кредита возрастает. Удорожание кредита, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, домов, квартир и других дорогостоящих товаров длительного пользования. Другими словами предприниматели сокращают инвестиции, а покупатели откладывают свои покупки. В результате совокупный спрос уменьшается.

Эффект богатства (открыт известным английским экономистом А. Пигу). Иногда его называют эффектом реальных кассовых остатков. Суть этого эффекта в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения денег и многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Снижение покупательской способности денег и ценных бумаг ведет к снижению богатства. Развитие данной ситуации может происходить по двум направлениям. С одной стороны, высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. Сбережения сокращаются, т.к. становятся невыгодны, а стремление покупателей приобрести как можно больше товаров впрок ведет к возникновению ажиотажного спроса. Это в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен. С другой стороны, из-за все более увеличивающейся инфляции может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши, т.к. немалая часть населения уже не сможет позволить себе такие расходы.

Следовательно, поведение покупателей во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают.

Эффект импортных закупок проявляется в том, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. В такой ситуации при неизменных таможенных тарифах дешевые иностранные товары для потребителей станут более привлекательными, что снижает спрос на отечественные товары. В то же время экспортируемые ранее товары в другие страны из-за роста цен станут менее востребованными иностранцами. В результате снизится величина экспорта. Снижение экспорта и увеличение импорта вызовет сокращение чистого экспорта (NX) и, следовательно, общей величины совокупного спроса.

Таким образом, изменения ценового фактора совокупного спроса представляют собой перемещения вдоль кривой AD.

При действии неценовых факторов кривая совокупного спроса может смещаться вправо или влево, причем ее смещение вправо отражает увеличение расходов при каждом данном уровне цен, а смещение влево – их снижение (рис. 1.2). К неценовым факторам относят благосостояние потребителей, количество денежной массы, находящейся в обращении, принятие государственных программ, размер налогов, ожидаемые прибыли и инфляционные ожидания, валютные курсы и изменения условий внешней торговли.

 

 

Рис. 1.2 Смещения кривой совокупного спроса

 

Так, например, увеличение доходов потребителей (наличных денег, стоимости ценных бумаг, недвижимости) способствует увеличению потребительских расходов при неизменном уровне цен – кривая спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. Во многом изменения в характере потребительских расходов зависят и от прогнозов потребителей. Если население ожидает, что в будущем его реальные доходы увеличатся, то их расходы, а значит, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или понизить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налогообложения вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.

Что касается второго элемента совокупного спроса, т.е. инвестиций, то здесь ожидания предприятий и размер налогов, взимаемых с них, также могут увеличить или уменьшить инвестиционные расходы предпринимателей. Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость внедрения предприятиями новых технологий для выживания в условиях конкурентной борьбы. Но, прежде всего на уровень инвестиций, а значит, и на величину совокупного спроса влияют размеры процентной ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства.

Следующая группа неценовых факторов связана с государственными расходами, зависящими от объемов закупок национального продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных процентных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса. В свою очередь расширению государственных закупок может способствовать принятие различных правительственных программ, развитие инфраструктуры, изменение доли государственной собственности и т.п.

Также к неценовым факторам можно причислить факторы, влияющие на объем чистого экспорта при неизменном уровне цен. Например, снижение закупок зарубежным партнером из-за уменьшения национального дохода, вызывает снижение чистого объема национального экспорта для стран-поставщиков. Или, например, с ростом курса национальной валюты (соответственно с обесценением иностранной) товары страны станут дороже для импортеров, что отрицательно скажется на объеме чистого национального экспорта и в итоге на совокупном спросе. А снижение курса национальной валюты приведет к обратному результату.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...