Советская программа изучения Венеры
Первым исследовательским аппаратом, направленным к другой планете, стала советская автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-1», стартовавшая 12 февраля 1961г. Через три месяца она прошла на расстоянии около 100 тыс. км от Венеры и вышла на ее орбиту. Радиосвязь с кораблем продолжалась до тех пор, пока расстояние до Земли не превысило 3 млн. км и затем прекратилась из-за выхода из строя бортовой аппаратуры. В 1965 г. АМС «Венера-2» пролетела на расстоянии 24 тыс. км от поверхности планеты. Надежно работали приборы для измерения космических лучей, магнитных полей, потоков заряженных частиц и микрометеоритов, радиопередатчики и вся система передачи результатов научных наблюдений. В 1965 г. «Венера-3» впервые достигла поверхности планеты, а 1967 г. «Венера-4» впервые осуществила плавный спуск в ее атмосфере и провела непосредственные физико-химические исследования. Был проведён первый в истории сеанс межпланетной радиосвязи. Основная цель запуска в 1969 г. двух станций «Венера-5» и «Вене-ра-6» заключалась в увеличении проникновения в атмосферу Венеры, повышении точности измерений химического состава, параметров атмосферы и соответствующих им высот. Спускаемый аппарат новой конструкции был создан и вошел в состав станции «Венера-7», которая достигла окрестностей планеты в декабре 1970 г. Ее аппаратура проводила измерения не только во время спуска во всей толще атмосферы, но и в течение часа на самой поверхности планеты. Условия на Венере оказались необыкновенно суровыми: давление достигало 90 атмосфер, а температура - до 5000 °С; в облачном покрове, окутывающем планету, оказалось очень высокое содержание углекислого газа и низкое содержание кислорода. Автоматической станцией нового поколения, способной проводить более широкий круг научных исследований, стала АМС «Венера-8». С помощью спускаемого аппарата станции «Венера-8» в 1972 г. были проведены разносторонние исследования атмосферы и поверхности Венеры.
Станции нового поколения «Венера-9» и «Венера-10», достигшие планеты в октябре 1975 г., стали первыми искусственными спутниками Венеры, а их спускаемые аппараты совершили мягкую посадку на освещенной стороне планеты. На станциях второго поколения информация со спускаемых аппаратов передавалась на орбитальный аппарат, а затем ретранслировалась на Землю, что привело к значительному увеличению количества получаемой информации. Впервые были переданы панорамные телевизионные изображения с другой планеты. На панорамах, составленных из телевизионных изображений, переданных со спускаемого аппарата «Венеры-9», видны выходы коренных пород; развалы камней могут быть результатом смещений в коре и служить подтверждением тектонической активности на Венере. В целом поверхность Венеры - это горячая сухая каменистая пустыня. В 1978 г. по межпланетной трассе прошли и достигли заданной цели еще два посланца - «Венера-11» и «Венера-12», основной задачей которых было детальное исследование химического состава нижней атмосферы. Один из самых сложных за всю историю исследований Венеры комплексный эксперимент был осуществлен с помощью АМС «Венера-13» и «Венера-14» в 1982 г. На спускаемых аппаратах была установлена усовершенствованная аппаратура химического анализа атмосферы для исследования частиц облачного слоя. Спускаемые аппараты провели бурение грунта. Раскаленный грунт, добытый буровой установкой, транспортировался по сложной системе трубопроводов внутрь прочного корпуса спускаемого аппарата, где был проведен его химический анализ.
Главной целью космического эксперимента на искусственных спутниках Венеры АМС «Венера-15» и «Венера-16» в 1984 г. являлось радиолокационное картографирование поверхности северного полушария с помощью радиолокаторов бокового обзора. Принципиально новые задачи были поставлены перед АМС «Вега-1» и «Вега-2», запущенными в декабре 1984 г., научная программа которых состояла из двух основных этапов: исследования Венеры и кометы Гал-лея. Продолжавшаяся до 1986 г. экспедиция позволила получить ценнейшие данные о строении Венеры, а также исключительно важные сведения относительно «блуждающей гостьи» - кометы Галлея. Упражнение 8. Перед вами интервью, которое взял российский журналист у американских астронавтов, побывавших на Луне. К сожалению, журналист не владеет в достаточной степени английским языком, а астронавты не говорят по-русски. Ваша задача - выступить в качестве переводчика этого интервью. Переведите устно на слух вопросы, заданные журналистом на английский язык, а ответы астронавтов - на русский. JOURNALIST: Что Вы делали в день полета? EDWIN ALDRIN: We were up early, ate, and began to suit up. While Mike and Neil were going through the complicated business of being strapped in and connected to the spacecraft's life-support system, I waited near the elevator on the floor below. I waited alone for fifteen minutes. As far as I could see there were people and cars lining the beaches and highways. The surf was just beginning to rise out of an azure-blue ocean. I could see the massiveness of the Saturn V rocket below and the magnificent precision of Apollo above. I savoured the wait and marked the minutes in my mind as something I would always want to remember. JOURNALIST: Чем Вы руководствовались при выполнении вашей миссии - посадки на Луне? EDWIN ALDRIN: At breakfast early on the morning of the launch, the Administrator of NASA told us that concern for our own safety must govern all our actions, and if anything looked wrong we were to abort the mission. JOURNALIST: Что Вы чувствовали перед полетом на Луну? MICHAEL COLLINS: I was everlastingly thankful that I had flown before, and that this period of waiting atop a rocket was nothing new. I was just as tense this time, but the tenseness came mostly from an appreciation of the enormity of our undertaking rather than from the unfamiliarity of the situation. I was far from certain that we would be able to fly the mission as planned. I think we would escape with our skins. There were too many things that could go wrong. In between switch throws I had plenty of time to think, if not daydream. JOURNALIST: Полет начался во время? NEIL ARMSTRONG: The flight started promptly, and I think that was characteristic of all events of the flight. The Saturn gave us one magnificent ride, both in Earth orbit and on a trajectory to the Moon. Our memory of that differs little from the reports you have heard from the previous Saturn V flights.
JOURNALIST: Как проходил взлет? MICHAEL COLLINS: This beast was best felt. Shake, rattle, and roll! We were thrown left and right against our straps in spasmodic little jerks. It was steering like crazy, like a nervous lady driving a wide car down a narrow alley, and I just hoped it knew where it was going, because for the first ten seconds we were perilously close to that umbilical tower. JOURNALIST: Когда Вы вышли на орбиту, что Вы увидели на Земле? EDWIN ALDRIN: A busy eleven minutes later we were in Earth orbit. The Earth didn't look much different from the way it had during my first flight, and yet I kept looking at it. From space it has an almost benign quality. Intellectually one could realise there were wars underway, but emotionally it was impossible to understand such things. The thought reoccurred that wars are generally fought for territory or are disputes over borders; from space the arbitrary borders established on Earth cannot be seen. After one and a half orbits a pre-programmed sequence fired the Saturn to send us out of Earth orbit and on our way to the Moon. JOURNALIST: Полет прошел нормально? NEIL ARMSTRONG: This Saturn gave us a magnificent ride. We have no complaints with any of the three stages on that ride. It was beautiful. JOURNALIST: Трудно было поверить, что Вы летели на Луну? MICHAEL COLLINS: It was hard to believe that we are on our way to the Moon, at 1200 miles altitude, less than three hours after lift-off, and I'd bet the launch-day crowd down at the Cape was still bumper to bumper, straggling back to the motels and bars. JOURNALIST: Какой наиболее важный маневр при полете на Луну Вы можете отметить? EDWIN ALDRIN: The separation and docking was a critical manoeuvre in the flight plan. If it did not work, we would return to Earth. There was also the possibility of an in-space collision and the subsequent decompression of our cabin, so we were still in our spacesuits. Critical as the manoeuvre is, I felt no apprehension about it, and if there was the slightest inkling of concern it disappeared quickly as the entire separation and docking proceeded perfectly to completion and we were heading for the Moon. Упражнение А Переведите с листа на русский язык следующий отрывок, вставляя пропущенные слова. The logistics of a.... to Mars are complex to say the least. Before set number of factors to take into consideration. These factors range from and trajectories, to crew safety and stay-times, to required resources and from, Earth in the event of the unexpected. Upon Earth departure, the crew must be completely self-sufficient, flexible enough to adapt to, and they will undoubtedly require expertise in a wide range of disciplines. A. must be chosen, mission objectives must be defined, and a commitment must be made. The commitment to a human Mars exploration program would certainly be an... A...... to Mars currently lies on the very edge of our..... and the realisation of this ambition would undoubtedly stand as a testament to the possibilities which technology presents to our civilisation.
Such a mission would give us a more.. of Mars than ever before which would then, in turn, provide us with a more............... of the processes and evolu Mars raises valid... of interplanetary biological contamination which must be addressed before the departure of a.. Furthermore, philosophical is be resolved. Indeed, especially if a to Mars is a precursor to human set the visionaries who strive to implement a human Mars exploration program. {ambitious undertaking, complete understanding, crewed mission, flight trajectory, landing site, natural evolution, new frontier, new situations, Red Planet, scientific questions, solar system, technological ability, transit vehicles) Упражнение 10. Переведите письменно без словаря следующий текст, используя языковую догадку. Exploration of the lunar surface in search of oxygen-rich soil, hydrogen, helium-3, and water, is one of the most important goals that NASA must undertake before establishing a lunar base. With the exception of water, all of these are found in varying concentrations in the lunar regolith. Water is probably more abundant than helium-3 in the lunar regolith, but more studies are needed to confirm this. The most likely place on the Moon where water ice may be found is below the surface in doubly-shadowed craters, which act as permanent cold traps. The most obvious use of water is for life support purposes. Water can also be broken down into its basic elements, hydrogen and oxygen through the process of electrolysis, which uses an electrical current to break apart water molecules. The hydrogen and oxygen are then used as a rocket propellant. Although no ice was found in lunar samples returned by the Apollo astronauts, scientists still speculate that ice may be present deep under the regolith lining select craters. One theory is that the ice was deposited by meteoroids or comets impacting the Moon, uncovering ice deposits at the lunar poles. As is evident from spectroscopic studies, comets are known to contain large amounts of water. The impact of even a single comet would bring in an amount of water comparable to the meteoroid impact mechanism, in which low-velocity meteoroids impact the lunar surface, providing the source of water. Such low-velocity impacts do not heat the meteoroid material to the extreme temperatures necessary for chemical decomposition of water vapour. Except for the very largest impacts, this source is essentially a steady one. Impacts of short-period comets would supply a large amount of water. Both Ty-cho and Copernicus provide direct evidence that such massive comets have impacted the Moon. However, the uncertainties of the estimates of this water source is also very large, since neither the mass distribution nor the impact rate of comets is known very well. Also, the physical models of the phenomena which occur during and immediately after the impact are not well known. Упражнение 11. Переведите с листа на английский язык следующий текст. Имеются ли в настоящее время основания для пересмотра взгляда на человечество как на уникальное явление в мире? Мы сразу же ответим: «Да!» Простейший довод в пользу такой переоценки наших представле-
ний состоит в том, что сравнительно недавно Солнце, Земля и другие планеты были «смещены» с центрального или, во всяком случае, значительного положения в звёздной Вселенной и переведены в положение рядового зрителя в ничем не примечательном месте - слабой спиральной ветви обычной галактики. Этот довод прост, но очень важен, поскольку, как известно, он привёл к отказу от более ранних геоцентрических или гелиоцентрических теорий строения Вселенной. В результате этого мы сделали большой шаг вперёд в познании истинного строения Космоса. И этот процесс познания необратим. Мы должны привыкнуть к факту, что находимся на периферии и движемся вместе с нашей звездой - Солнцем - во внешней части Галактики, которая является одной из многих галактик, содержащих миллиарды звёзд.
Я не могу сказать, обладаем ли мы каким-либо величием в смысле нашего положения в пространстве или во времени. Думаю, что наша слава в чём-то ином. Не следует ли также откровенно поставить под сомнение тщеславную и надоевшую догму, согласно которой человек почему-то является чем-то особым, чем-то недосягаемым? Может быть, он и недосягаем. Я надеюсь, что он таков. Но, конечно, не в смысле своего положения в пространстве или во времени и не из-за его энергии или химического состава. Если говорить о четырех основных материальных сущностях - пространстве, времени, материи и энергии, то здесь он ничем не замечателен. Не уникальны и не заслуживают того, чтобы ими хвастать, ни его размеры, ни деятельность, ни химический состав, ни эпоха, в которую он живёт. Конечно, человек - сложное и интересное явление, но не стоит по этому поводу умиляться или углубляться в самоанализ. Поскольку наши иллюзии об особом назначении человека уже рассеяны, мы окажемся в лучшем положении, если будем говорить о человеческом разуме и оценивать его мощь, его значимость и его эффективность в понимании космических процессов. Считать доказанным непревзойдённость человека как биологического вида, предполагать, что жизнь в целом и человеческая жизнь в частности - явление особой важности для Вселенной, настаивать на том, что данная геологическая эпоха чем-то необычайно значительна в ходе времени - все эти легковесные утверждения следует поставить под сомнение. Однако наша незначительность в материальном мире не оскорбительна. Разве нас унижает, что мы не летаем, как воробьи, что мы меньше бегемотов, что собаки обладают более острым слухом, а насекомые - более тонким обонянием? Мы легко миримся со всеми этими свидетельствами наших меньших способностей и сохраняем при этом чувство собственного достоинства. Мы без труда примирились бы со звёздами и с космическими фактами. Вселенная настолько грандиозна, что в ней почётно играть даже скромную роль. Упражнение 12. Разделитесь на две группы, одна из которых будет представлять российское космическое агентство, а другая - NASA. Организуйте переговоры по вопросу сотрудничества в исследовании солнечной системы. В составе каждой группы выделите по одному переводчику. (Каждый переводчик будет осуществлять перевод выступлений членов своей группы; обратный перевод будет осуществляться переводчиком другой стороны.) Упражнение 13. Переведите устно на русский язык следующие сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. 1. Scientists are interested in space exploration because today physics, 2. For forty years both nations successfully launched more than 5,000 sat 3. The first astronauts who were brought onboard the Mercury program in 4. The long, hot solar day and low escape speed make it unlikely that Mer 5. Although the United States and the Soviet Union made manned flight a 6. Since the Earth's own orbital parameters and inherent motions are well 7. Jupiter and the other gas planets have high velocity winds which are
8. The bands, called zones and belts, have been known for Some time on 9. Jupiter radiates more energy into space than it receives from the Sun. 10. When the spacecraft receives the ranging pulse, it returns the pulse on 11. After the discovery of Uranus, it was noticed that its orbit was not as it 12. In 1613, Galileo observed Neptune when it happened to be very near Упражнение 14. Преобразуйте письменно простые предложения следующего текста в сложноподчиненные и сложносочиненные. Переведите устно на русский язык трансформированный текст. Science flourished during the European Renaissance. Fundamental physical laws governing planetary motion were discovered. The orbits of the planets around the Sun were calculated. In the seventeenth century, astronomers pointed a new device called the telescope at the heavens. With the help of telescope they made startling discoveries. But this was just the beginning. Scientific knowledge was accumulated through centuries. The second half of the twentieth century amounted to a golden age of solar system exploration. Advancements in rocketry after World War II enabled machines made by humans to break the grip of Earth's gravity and travel to the Moon and to other planets. The United States sent automated spacecraft, then human-crewed expeditions, to explore the Moon. Automated machines orbited and landed on Venus and Mars, explored the Sun's environment, observed comets, and asteroids. They also performed close-range surveys while flying past Mercury, Jupiter, Saturn, Uranus and Neptune. These travellers brought a quantum leap in knowledge and understanding of the solar system. Through the electronic sight and other "senses" of the automated spacecraft, colour and complexion have been given to the planets of the solar system. For centuries they appeared to Earth-bound eyes as indistinct points of light. Dozens of previously unknown objects have been discovered. Future historians will likely view these pioneering flights through the solar system as some of the most remarkable achievements of the twentieth century. Упражнение 15ш Переведите письменно на английский язык следующие сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. 1. В Галактике много таких пар, где одна из звезд уже состарилась, а 2. Парные звезды очень интересны и загадочны потому, что их двой 3. Количественная теория остывания белых карликов была построена 4. Межзвездная пыль предстает перед наблюдателями не только в ви 5. Несмотря на то, что в конце XVIII в. Уильям Гершель, основываясь 6. В результате того, что Солнечная система находится практически в 7. В 1974 г. астрономы были поражены тем, что американский косми 8. Венера - одно из красивейших светил неба, не случайно была 9. Почти каждая из планет Солнечной системы может похвастаться 10. Светло-желтый Сатурн внешне выглядит скромнее своего соседа - 11. Границей Солнечной системы считался Сатурн до тех пор, пока 12. Открытие Нептуна было своего рода триумфом небесной механи Упражнение 16, Изучите следующие слова и словосочетания flight полет: automatic flight control - автопилот, auto-controlled flight - полет на автопилоте, flight simulator - пилотажный тренажер, manned / unmanned flight - пилотируемый / непилотируемый полет, non-stop flight - беспосадочный перелет, reconnaissance flight - испытательный полет, orbital flight - орбитальный полет, space flight - космический полет, weightlessness flight - полет в условиях невесомости Orbit I п. I) орбита: to put / place / boost / inject / lift / launch in orbit - вывести на орбиту, to go into / achieve orbit - выходить на орбиту, to abort from orbit - покидать орбиту, near-earth orbit - околоземная орбита, Clark / geostationary orbit - геостационарная орбита, Earth-centred orbit -геоцентрическая орбита, geosynchronous orbit - геосинхронная орбита, circumlunar orbit - окололунная орбита, equatorial orbit - экваториальная орбита, operational orbit - рабочая орбита, docking orbit - орбита стыковки, meeting orbit - орбита сближения, parking orbit - орбита ожидания, промежуточная орбита, return orbit - орбита возвращения, transfer orbit - переходная орбита, comet-observing orbit - орбита наблюдения за кометой. Syn: orb, trajectory; 2) состояние движения по орбите или нахождения на орбите: in orbit, into orbit; 3) виток, траектория: landing orbit - посадочный виток. Syn: circuit 2. v. выходить, выводить, посылать на орбиту на орбиту; двигаться по орбите Planet планета, мир: major planet - крупная планета, minor planet - малая планета, астероид, secondary planet - малая планета, спутник, outer planet - внешняя планета (орбита которой лежит за пределами пояса астероидов), inner / interior planet - внутренняя планета (орбита которой лежит внутри пояса астероидов), artificial planet - искусственная планета, planet flyby - облет планеты Probe 1. n. l) зонд, датчик; зондирование, проба, образец; 2) космическая 2. v. l) зондировать; прощупывать, опробовать, проводить испыта Satellite 1. n. l) спутник планеты, сателлит: Earth satellite - спутник Земли, 2. v. I) запускать на орбиту, 2) передавать по спутниковой связи Shuttle космический корабль многоразового использования, многоразовый воздушно-космический аппарат (МВКА), многоразовый транспортный космический корабль (МТКК): space shuttle; shuttle program - программа запуска кораблей многоразового использования, orbit-on-demand / quick-response / rapid response shuttle - космический корабль многоразового использования с короткой предстартовой подготовкой, VTO (vertical takeoff) shuttle - космический корабль многоразового использования с вертикальным стартом, НТО (horizontal takeoff) shuttle - космический корабль многоразового использования с горизонтальным стартом, SSTO (single stage-to-orbit) shuttle - одноступенчатый космический корабль многоразового использования. Syn: spaceship, spacecraft Solar солнечный: solar array / battery - солнечная батарея, solar core - солнечное ядро, solar corona - солнечная корона, solar cosmic rays - солнечная радиация, solar day - астрономические сутки (промежуток времени между полуднем и полуднем), solar eclipse - солнечное затмение, solar energy - солнечная энергия, solar escape velocity - третья космическая скорость, solar flare - вспышки на солнце, solar mass - масса солнца (выступает в качестве единицы измерения для массы других звезд), solar radiation - солнечное излучение, solar wind - солнечный ветер. Syn: heliac Rocket 1) ракета: to fire / launch a rocket - запускать ракету, to place rocket on the orbit - выводит ракету на орбиту, solid-fuel / liquid-fuel rocket -ракета на твердом / жидком топливе, single-stage / two-stage / multistage rocket - одноступенчатая / двухступенчатая / многоступенчатая ракета, life rocket - аварийная ракета, upper-stage rocket - межорбитальный транспортный аппарат (МТА), sounding rocket - метеорологический ракетный зонд, rocket engine - космическая энергетическая установка. Syn: spaceship, spacecraft, probe; 2) реактивный двигатель: antimatter rocket - аннигиляционный ракетный двигатель, fusion rocket - термоядерный ракетный двигатель, plasma rocket - плазменный (электромагнитный) ракетный двигатель Упражнение 1 7. Переведите на слух в быстром темпе следующие словосочетания. Clark orbit - испытательный полет - внутренняя планета - manned satellite - орбитальный полет - выводить на орбиту научно-исследовательскую станцию - interstellar probe - to place satellite in orbit - solar corona - облет планеты - межорбитальный транспортный аппарат -выходить на орбиту - satellite ground station - солнечное излучение -космический корабль многоразового использования - weightlessness flight - спутник-ретранслятор - космическая станция на околоземной орбите - солнечное затмение - unmanned flight - промежуточная орбита - космический корабль многоразового использования с горизонтальным - многоступенчатая ракета - Earth-centred orbit - satellite station - поки Упражнение 18. Сгруппируйте слова в синонимические ряды. asteroid, celestial body, circuit, course, flight, minor planet, missile, orb, orbit, planet, planetoid, probe, rocket, satellite, satellite station, shuttle, space station, spacecraft, spaceship, sputnik, sol, star, sun, trajectory Упражнение 19, Ответьте на вопросы по содержанию текстов данного урока. 1. What are the goals of NASA? 2. Why was the visit to the Moon an important event for humanity? 3. Where does the significance of the human exploration of Mars lie? 4. What are the major stages in the exploration of Venus? 5. What is the place of man in the Universe? 6. Why is it important for mankind to conquer space? Упражнение 20. Переведите на русский язык следующие высказывания. Выучите их наизусть. * Two things fill the mind with ever increasing wonder and awe. The more often and the more intensely the mind of thought is drawn to them: the starry heavens above me and the moral law within me. (Jmanual Kant) * What is inconceivable about the universe is that it is at all conceivable. {Albert Einstein) * All astronomical research must in the end be reduced to a visual observation. (Auguste Compte) * I could be bounded in a nutshell and count myself king of infinite space. {William Shakespeare) * Everyone is a moon and has a dark side which he never shows to anybody. {Mark Twain) * That's one small step for [a] man, one giant leap for mankind. {Neil Armstrong) ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ > Информативность текста - характеристика, связанная с содержанием текста и имеющая существенное значение для переводчика, который должен уметь выделить ценную и второстепенную информацию и донести ее на языке перевода. Однако существует некое противоречие между целостностью мысли и ее дискретным воплощением в речевой действительности. Именно линейное развертывание мысли в речи приводит к тому, что информативность различных отрезков речи представляет собой не равнозначную величину. Одни из них содержат чрезвычайно ценную информацию, другие повторяют уже известное. Ценность информации следует отличать от ценности сообщения. Ценность информации измеряется ее уникальностью; ценность сообщения определяется его важностью, теми последствиями, к которым может привести непередача сообщения. При передаче ценных сообщений требуется особая надежность, что воплощается в языковую избыточность. Отмечается закономерность: чем ценнее сообщение, тем больше слов используется для его передачи, тем больше языковая избыточность текста. Избыточность языка не только позволяет сокращать текст в случае необходимости, но и осуществлять передачу сообщения в условиях помех. Избыточность языка, а следовательно, и слов в тексте объясняется, кроме того, и тем, что органы чувств воспринимают речь и соответствующие центры мозга ее перерабатывают путем накопления порций информации. Периодическое накопление порций информации мозговыми механизмами неизбежно ведет к неравномерному распределению информации в тексте. Основу информации можно найти в начале и в конце текста, в то время как в середине происходит развертывание мысли и демонстрация и доказательство тезисов с помощью примеров. Для передачи разного вида информации переводчику приходится обращаться к разным отрезкам текста. Для общей информации вполне достаточно воспользоваться вводной и заключительной частями текста, для детальной - центральной. Избыточность языка лежит в основе функционирования такого механизма речи, как вероятностное прогнозирование, что имеет большое значение для устного перевода. Любой текст, естественно, распадается на смысловые отрезки. Для того чтобы выделить существенное и случайное, переводчику необходимо обладать фоновыми знаниями переводимой им тематики. > Изученные небесные объекты в нашей солнечной системе имеют собственную топонимику. Очень развитую номенклатуру имеет поверхность Луны. Наиболее часто встречающимися в лунной топографии названиями являются океаны {oceanus), моря {mare, pl. maria) и кратеры {crater). Все лунные моря (в которых, естественно, нет воды) имеют в английском языке латинские названия, в то время как в русском языке используются русские эквиваленты: Oceanus Procellarum - Океан бурь Mare Tranquillitatis - Море спокойствия Mare Crisium - Море кризисов Mare Frigoris - Море холода Большинство лунных кратеров названы в честь выдающихся ученых. В английском языке слово кратер, как правило, опускается: Tycho - кратер Тихо (назван в честь Тихо Браге - Tycho Brahe) Copernicus - кратер Коперник (назван в честь Николая Коперника - Nicholaus Copernicus) Kepler - кратер Кеплер (назван в честь Иоганна Кеплера - Johannes Kepler) , Ptolemaeus - кратер Птолемей (назван в честь Клавдия Птолемея - Claudius Ptolemy) Plato - кратер Платон Archimedes - кратер Архимед > Запомните названия следующих планет нашей солнечной системы и их основных спутников: Mercury - Меркурий Venus - Венера Mars - Марс Phobos - Фобос Deimos - Деймос s Jupiter - Юпитер Amalthea - Амальтея Io-Ио Europa - Европа Ganymede - Ганимед Callisto - Каллисто Saturn - Сатурн Tethys - Тефея Calypso - Калипсо Dione - Диона Rhea - Рея Titan - Титан Hyperion - Гиперион Uranus - Уран Miranda - Миранда Ariel - Ариэль Umbriel - Умбриэль Titania - Титания Oberon - Оберон Neptune - Нептун Proteus - Протей Triton - Тритон Nereid - Нереида Pluto - Плутон Charon - Харон > Большинство созвездий (constellation) в английском языке имеют латинские названия. Запомните названия следующих созвездий: Ursa Major - Большая Медведица "Big Dipper" - Большой Ковш Ursa Minor - Малая Медведица Canis Major - Большой Пес Canis Venatici - Гончие Псы Ophiuchus - Змееносец Cepheus - Цефей Bootes - Волопас Crux - Южный Крест Camelopardalis - Жираф Centaurus - Кентавр Cetus - Кит Draco - Дракон Aquarius - Водолей Pisces - Рыбы Aries - Овен Taurus - Телец Gemini - Близнецы Canser - Рак Leo - Лев Virgo - Дева Libra - Весы Scorpio - Скорпион Sagittarius - Стрелец Capriconus - Козерог > В русском и английском языках существуют два синонимичных термина: космонавт (cosmonaut) и астронавт (astronaut) - употребление которых жестко регламентировано. Их возникновение восходит к советско-американской космической гонке времени «холодной войны». В обеих странах термин космонавт {cosmonaut) употреблялся по отношению к советским, а астронавт {astronaut) - американским покорителям космоса. Однако в английском языке существует и более общий термин - spaceman, который объединяет как космонавтов, так и астронавтов всех стран. > Обратите внимание на перевод следующего термина-реалии. Hoover Dam - плотина Гувера, самая крупная плотина в мире, штат Невада
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|