Коррекционно-развивающие задачи.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ З. Е. Агранович В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007 В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма. Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний. Адресована родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора....................................................................................................................................... 3 Тема № 1. Звук и буква У.......................................................................................................... 8 Тема № 2. Звук и буква А........................................................................................................ 12 Тема № 3. Звук и буква И........................................................................................................ 17 Тема № 4. Звук и буква О........................................................................................................ 20 Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О].......................................................................................... 24 Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М................................................................ 27 Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д']. Буква Д................................................................... 33 Тема № 8. Звук и буква Ы....................................................................................................... 38 Тема № 9. Звуки и буквы Ы — И........................................................................................... 41
Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т................................................................... 43 Тема № 11. Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].............................................................................. 49 Тема № 12. Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б................................................................... 52 Тема № 13. Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П................................................................ 57 Тема № 14. Звуки [Б] — [П]; [Б'] — [П'].............................................................................. 61 Тема № 15. Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В................................................................. 65 Тема № 16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф............................................................... 70 Тема № 17. Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф']............................................................................. 74 Тема № 18. Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н................................................................ 78 Тема № 19. Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К................................................................. 83 Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г.................................................................... 88 Тема № 21. Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X................................................................ 92 Тема №22. Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X']...................................... 98 Тема № 23. Звуки [П] — [Т] — [К]..................................................................................... 102 Тема № 24. Звук и буква Э................................................................................................... 106 Тема №25. Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С................................................................ 109 Тема №26. Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З................................................................... 115 Тема №27. Звуки [С] — [З], [С'] — [З'].............................................................................. 121 Тема № 28. Звук и буква Ц................................................................................................... 125 Тема № 29. Звуки [Ц] — [С]................................................................................................. 129 Тема № 30. Звук и буква Ш.................................................................................................. 131 Тема №31. Звук и буква Ж................................................................................................... 135 Тема № 32. Звуки [Ш] — [Ж].............................................................................................. 139 Тема № 33. Звуки [С] — [Ш]............................................................................................... 142
Тема № 34. Звуки [З] — [Ж]................................................................................................ 144 Тема № 35. Звук и буква Ч................................................................................................... 147 Тема № 36. Звуки [Ч] — [Т']................................................................................................ 151 Тема № 37. Звук и буква Щ.................................................................................................. 153 Тема № 38. Звуки [Ч] — [Щ]............................................................................................... 157 Тема №39. Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ.................................................................. 159 Тема № 40. Звуки [Щ] — [С']............................................................................................... 161 Тема № 41. Звук и буква Й................................................................................................... 163 Тема № 42. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь...................................................................................... 167 Тема №43. Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й]. Буква Л.......................................... 170 Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р................................................................... 176 Тема №45. Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р']............................................................................. 181 АЛФАВИТ................................................................................................................................ 186 От автора Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] — [В'], [Б] — [П], [З] — [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии). В данном пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки. Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков (см. цветную вклейку). Карточка и кружки могут быть использованы следующим образом. Сначала взрослый показывает ребенку карточку и объясняет, где расположено начало, где — середина, а где — конец слова. ёёё6 Нахождение места звука [А] в словах с помощью карточки и красного кружка: АИСТ МАК РУКА ёёё7 Составление схемы слова КОЖА с помощью кружков: 1 — синий кружок (звук [К] — согласный, твердый, глухой). 2, 4 — красные кружки (звуки [О], [А] — гласные). 3 — синий кружок с колокольчиком (звук [Ж] — согласный, твердый, звонкий). Повышению эффективности занятий будет способствовать и использование материалов, представленных в разделах: «Веселая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений» и на цветной вклейке, которые помогут уточнить представления ребенка о звуках и буквах; помогут ребенку лучше усвоить значение предлогов и определить их место в предложении; научиться соблюдать границы предложения при письме; познакомят с правилами правописания слов в предложении.
При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения. (Для выполнения письменных работ рекомендуется завести тетрадь в крупную клетку.) Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребенок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после букв Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии. В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор надеется, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий. В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила: 1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку. 2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). 3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут. 4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике. 5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях. Целью данного пособия является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников. Предложенный дидактический материал может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте. Тема № 1. Звук и буква У Коррекционно-развивающие задачи. 1. Научить ребенка узнавать музыкальные инструменты по звуку. 2. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка». 3. Научить ребенка четко произносить звук [У]. 4. Научить выделять звук [У]в начале слова в ударной позиции. 5. Сформировать понятия «звук», «буква». Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания). Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент. Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка». Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между. Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым?Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д. Задание 3. Знакомство со звуком [У]. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?» Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то: — губки вытянуты вперед трубочкой; — зубки не смыкаются; — горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке). После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ... (см. цветную вклейку). Задание 4. Фонетические упражнения: а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе: — волк воет: уууууууууу. — поезд едет: уууууууууу... б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса: — поезд приближается: ууууУУУУУУ... — поезд удаляется: УУУУууууу... в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино». Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]: у, п, у, к, в, у, у... Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь. Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка. ёёё10 Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах». Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове. Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг — Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может... (удочка) Задание 8. Взрослый загадывает ребенку загадки, а ребенок отгадывает их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке. Гладит все, чего касается, А дотронешься — кусается. (Утюг)
Пестрая крякушка Ловит лягушек, Ходит вразвалочку, Спотыкалочкой. (Утка) Кто на себе свой домик носит? (Улитка) Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У]. Задание 10. Выучить чистоговорки: У-у-у — губы хоботком тяну. У-у-у — дай трубу. У-у-у — всех детей зову. Задание 11. Упражнения для координации речи с движениями. Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения. У опушки две старушки... Наклоняется, «собирает грибы». Брали грузди и волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Приседает. Е. Благинина Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке. И играет во трубу: «Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!» Задание 12. Знакомство с буквой У. Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке». У — как у зайчонка ушки. Эти ушки — на макушке. О. Гофман Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...); поиграть с пальчиками: Зайки белые сидят И ушами шевелят Вот так, вот так. (Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками); провести игры с буквой. Тема № 2. Звук и буква А
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|