Коррекционно-развивающие задачи.
1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых радов. 2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко). 3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов. 4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу. 5. Упражнять в образовании множественного числа существительных. 6. Учить анализировать и сравнивать слова. Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала Задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них. Задание 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко». Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко. Задание 3. Знакомство со звуком [Ы]. Фонетические упражнения. Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе). Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы... Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]: — губки не напряжены; — зубки разомкнуты; — язычок отодвинут глубоко в ротик; — горлышко «работает». Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и обозначением: красный кружок. Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум,...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка... Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок. Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них: ТЫ: кус-..., мос-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-... Задание 7. Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок). Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных). Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?» двор — дворы, забор —..., комар —..., топор —..., шар —... Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы]. Задание 10. Подобрать слова со звуком [Ы]. Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове. Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло. Я. Аким Задание 12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы]. Задание 13. Выучить считалку: Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар, Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты — три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты — это я. Задание 14. Знакомство с буквой Ы. С палкой ходит буква Ы, Ищет ягоды, грибы. О. Гофман На что похожа буква Ы? Игры с буквой. Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово: Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым). Тема № 9. Звуки и буквы Ы — И Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы. 2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу. 3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [И] — [Ы]. 4. Познакомить ребенка с правилом: звук [И] обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука. 5. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее изученных букв. Задание 1. Дидактическое упражнение «Сравни песенки» (развитие слухового внимания). Взрослый воспроизводит на бубне два различных ритма, а ребенок определяет, одинаково они звучали или по-разному. Задание 2. Дидактическое упражнение «Повтори за мной» (развитие слухового внимания и подготовка к усвоению слоговой структуры слов). Взрослый отбивает на барабане простой ритм (!!,!!!,!!!!), ребенок внимательно слушает, а затем воспроизводит этот ритм. Задание 3. Дифференциация звуков [Ы] — [И]. Фонетические упражнения. Песенка ослика: ииииииии...; мишка ревет: ыыыы... (на плавном длительном выдохе). Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [И]»: и, ы, и, ы, ы...; им, ым, ды, ди...; мышка, мишка, Дима, дыня... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: мы-ми, ды-...; им-ым... Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости — мягкости согласного звука, который стоит перед звуками [И] — [Ы]; объясняет ребенку правило: звук [И] придает мягкость предыдущему согласному; просит составить с этими словами предложения: быть — бить; выть — вить; забыть — забить; мыла — Мила. Рассмотреть с ребенком ряд картинок (5—10), выполнить задания: — игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»; — выбрать картинки на звук [И] ([Ы]), выделить звук голосом, определить место звука в слове, используя карточку и красный кружок. Вспомнить названия наклеенных в тетрадь картинок на звуки [И], [Ы]. Вспомнить слова со звуком [И], [Ы]. Задание 4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее слово». Взрослый произносит ряд слов, ребенок слушает внимательно и называет лишнее слово в ряду. И: дыня, рис, Рита, кит; Ы: дым, сыр, пыль, липа.
Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании). сапог — сапоги, топор — топоры, кулак —..., стол —... Определить последний звук в образованных словах. Задание 5. Дидактическое упражнение «Большие — маленькие» (упражнение в словообразовании): сады — садики, зонты —..., мосты —..., коты —..., банты —..., носы —..., кусты —..., кроты —..., усы —... Назвать последние звуки в каждой паре слов. Прочитать ребенку стихотворение, предложить сравнить слова мышка — мишка на слух. В маленькую книжку Не поместим мишку. Мы заменим И на Ы — Нарисуем мышку. Е. Григорьева, И. Гамазкова Выучить считалку. Тынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились, удальцы. Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! Задание 6. Дифференциация букв И — Ы. Повторение шуточных стихов про буквы, игры с буквами. Взрослый называет слова, а ребенок поднимает или пишет букву И или Ы из этого слова: Дима, дым; мишка, мышка; Мила, мыло. Задание 7. Составление из знакомых букв разрезной азбуки слов. Анализ этих слов, чтение, списывание печатными буквами: мама, Дима, дама, Ида, ум, дом, дым. Ответить, какие из этих слов надо написать с большой буквы и почему? Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|