Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан. Первоначально философами называли всех, кто занимался познанием, касалось ли это космоса, математических формул, политических отношений и т.д. По мере увеличения знаний о мире из философии выделялись конкретные науки: математика, физика, астрономия и др., а также более четко осознавался и сам предмет философского знания. Философом в наше время называют человека, который пытается найти ответы на предельно общие вопросы, касающиеся каждого человека. К таким относятся вопросы о возможности существования мира, о том, что такое бытие, каково взаимоотношение человека с миром, что такое знание, как и зачем человек познает окружающий мир, что такое истина, в чем смысл человеческой жизни и многие другие. Решение этих вопросов помогает человеку создать целостное представление о мире, научиться ориентироваться в нем, найти свое место. В структуре философии можно выделить три основные части: онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), философскую антропологию (учение о человеке) и социальную философию (учение об обществе). Особое место занимает история философии, так как философия может, существовать только постоянно обращаясь к своим истокам. История философии является основой, сутью философии, придает целостность всему философскому знанию.
Создавая целостное представление о мире, философия выполняет важные функции в жизни общества. Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая, познавательная. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она помогает изменять, корректировать, уточнять существующие в обществе взгляды, идеи, мировоззрение в целом в соответствии с новыми данными науки и историческим опытом человечества. Методологическая функция проявляется в том, что философия открывает методы, способы исследования действительности, которые применяются во всех науках. Они не подменяют собой методы частных наук, но являются необходимым условием истинного познания. Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта на которых основывается культура. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают филосовские категории, такие, как причина и следствие, необходимость и случайность, материя, сознание, бытие, возможность и действительность и др. Ни один ученый не может обойтись без этих понятий. Используются они и в обыденной жизни. Поэтому их относят к предельным основаниям; универсальным формам культуры. 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Философия носит мировоззренческий характер, являясь одним из видов мировоззрения. Мировоззрение — это целостное представление о мире и месте человека в нем. Оно обладает сложной структурой, в которую входят знания, убеждения, вера, система ценностей и идеалы. Убеждениями называют установившуюся систему взглядов, которые упрочились в сознании человека. Они занимают промежуточное положение между знаниями и верой и определяют степень зрелости личности. Вера придает мировоззрению целостность. Знания никогда не смогут охватить мир в целом, они фрагментарны. Различают религиозную и рациональную веру: религиозная вера основана на опыте отдельных людей, Признаваемых пророками и посвященными, а рациональная предполагает возможность повторения опыта каждым человеком. Идеалом называют мечту о совершенстве в определенной сфере человеческой деятельности. Идеал — это «маяк», на который ориентируется человек. Определяющую роль в мировоззрении играет система ценностей. Каждый предмет имеет свою ценность, значимость. Знание этой ценности побуждает человека к действию. Различают ценности нравственные, эстетические, политические, религиозные, моральные и т.д. Они имеют не только качественное своеобразие, но и количественную специфику, что позволяет представить их в виде системы: предметы могут иметь большую или меньшую ценность.
Типы мировоззрения различают в зависимости от времени их возникновения в истории человечества: мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мировоззрение возникло в первобытном обществе. Природу мифология рассматривает как силу, порождающую человека. Человек связан с природой кровнородственными связями, он обожествляет природу и поклоняется ей. Религиозное и философское мировоззрения возникают в обществе вместе с возникновением классов. Религиозное мировоззрение объясняет возникновение природы и человека как результат творения Бога. Философское мировоззрение пытается понять человека и Природу как возникших и развивающихся естественным образом, по естественным законам. Философия рассматривает человека как свободное существо, познающее и преобразующее природу и общество, поэтому он может не подчиняться предписаниям, которые считает неразумными или нелепыми. При этом человек должен понимать, что такое неподчинение может повлечь за собой наказание со стороны общества, и быть готовым к этому. Свободу, следовательно, философия связывает с ответственностью. Чем более свободен человек, тем большая ответственность на него возлагается. Философия устраняет разделение людей на своих и чужих, присущее мифологическому и религиозному мировоззрению. Все люди равны, и никто не имеет преимущества, связанного с местом, временем рождения или вероисповеданием. На всех людей должны распространяться одни и те же законы. Философское мировоззрение выражается в абстрактных понятиях и категориях, тогда как религиозное и мифологическое — в образах.
Античной философией называют совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с VI века до н.э. по IV век н.э. Здесь сложились уникальные условия, способствовавшие возникновению и развитию философии. Во-первых, географическое положение: Древняя Греция находилась на пересечении торговых путей, где встречались разные народы, исповедовавшие разную веру, подчинявшиеся разным законам. Во-вторых, демократическое устройство общества, возможность каждого гражданина участвовать в принятии государственных решений стимулировали интерес древнего грека к философии. В-третьих, религия не препятствовала этому. Относясь с уважением к богам, греки больше рассчитывали на собственные силы, на собственный разум. Кроме того, грекам была свойственна такая черта характера, как атональность, то есть состязательность. Каждый стремился сделать что-то лучше, чем другие. Это способствовало интенсивному развитию всех форм жизни, но особенно интеллектуальной сферы, которая пользовалась у древних греков особым уважением. Таковы условия возникновения и развития древнегреческой философии. Всю историю античной философии можно разделить на три периода: натурфилософию — VII—VI века до н.э., классическую философию — V—IV века до н.э., философию эллинизма — IV век до н.э. — IV век н.э. В натурфилософии на первый план выходят проблемы философии природы: что является первоначалом мира, каково устройство космоса. Ранние натурфилософы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид считали, что в основе мира лежит одно начало. Подобный взгляд называют монизмом (от лат. моно — один). Поздние натурфилософы (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит) — плюралисты (от греч. плюралис — много). Они вводят множество начал и на основе этого обосновывают тот или иной принцип космообразования.
В классический период древнегреческая культура и демократия достигли наивысшего расцвета. Основной проблемой философии становится человек: его положение в обществе, его способности к познанию. Первыми эти вопросы поставили софисты (софос — мудрость). Они считали, что не существует единственной истины. Каждый человек сам определяет, что является в данном случае истиной. За это софистов иногда называли учителями «мнимой мудрости». Однако софисты объективно ставили проблему создания науки о законах правильного мышления — логики, которая и была создана усилиями следующего поколения философов. Выдающимися представителями классического периода древнегреческой философии являются Сократ, Платон и Аристотель. Период эллинизма начинается с середины IV века до н.э., когда в результате завоеваний Александра Македонского разрушается древнегреческий полис — город-государство. Основным вопросом для философов того времени становится вопрос о смысле жизни. В классический период смыслом жизни для древнего грека было служение полису. Появляются новые направления в философии. Их представители — киники, киренаики, стоики, скептики, эпикурейцы и др. В этот период получают дальнейшее развитие идеи величайших философов античности: Сократа, Платона, Аристотеля.
Одним из наиболее ярких философов античности является Сократ (469—399). Он не оставил после себя письменных источников. Мы знаем о его идеях благодаря его ученику Платону, который написал большое количество диалогов, главным персонажем которых был Сократ. Сократ утверждал, что человек не может познать природу, он может познать только самого себя. В душе человека имеются врожденные знания основных законов жизненного устройства. Задача философа — выявить их. Для этого Сократ разработал систему приемов, которую назвал «майевтикой», а другие называли сократовской иронией. Сократ сначала задавал вопросы, затем вскрывал противоречие в ответах оппонентов и, наконец, старался найти правильный ответ. Сократ считал, что знание является гарантией нравственного поведения. Он полагал, что государство сильно исполнением гражданами законов, поэтому призывал к законопослушанию и сам старался следовать справедливым законам. Именно эта позиция Сократа объясняет его поведение на суде. Когда его, семидесятилетнего старика, афинский суд несправедливо обвинил в отрицании богов и тем самым в развращении молодежи и приговорил к смертной казни, он не уклонился от приговора, хотя его друзья и организовали ему побег. Он умер, выпив кубок с ядом, тем самым признав над собой законы своего государства.
Выдающимся философом античности был Платон (427—347). Настоящее его имя— Аристокл, Платон — это прозвище (от платос — широкий, широкоплечий). Платон был лучшим учеником Сократа. Он очень тяжело переживал смерть своего учителя и поэтому надолго покинул Афины. Вернувшись, он открыл школу, которую назвал Академия, по имени древнегреческого героя Академа. Он — автор более 30 философских диалогов. Его учение называют объективным идеализмом. Платон считал, что реальным бытием обладают идеи вещей, бестелесные формы, которым противостоит небытие — материя и пространство. Учеником Платона был Аристотель (384—322) — античный философ и систематизатор всего античного знания. Трудно назвать хотя бы одну отрасль науки, которая не нашла начала у Аристотеля. Его работы можно разделить на следующие группы. 1. Логика — наука, изучающая законы правильного мышления. 2. Физика — общая теория, включающая учение о частях животных, биологию. 3. Метафизика или то, что после физики (общие вопросы бытия). 4. Практическая философия — этика, политика и др. 5. Эстетика. Аристотель был величайшим из непосредственных учеников Платона, он подверг критике его учение об идеях как о самобытных сущностях. С точки зрения Аристотеля, субстанцией или основой мира может быть только единичное бытие. Такое бытие является результатом сочетания «формы» и «материи». Форма — это сущность предмета, которая может быть выражена в определении предмета. Форма вечна и неизменна, но чтобы она стала реальным единичным предметом, необходимо ее соединение с материей. Материя — это нечто лишенное определенности, но делающее возможным существование единичных предметов.
Своеобразие средневековой философии заключается в тесной связи с религией. Европейская средневековая философия связана с христианством, арабская — с исламом. Эта особенность преобладает в философии с I по XV век н.э. В философии Средневековья можно выделить три основных этапа развития: 1) апологетика — I-II века (приспособление христианских догматов к мировоззрению древних римлян); 2) патристика — II—VII века (развитие религиозных идей на основе философии Платона); 3) схоластика —VII—XIII века (развитие религиозных идей преимущественно на основе философии Аристотеля). Характерными чертами философии этого периода становятся: теоцентризм — высшей реальностью философия признает не природу, а Бога как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее весь мир; креационизм — признание сотворенности природы и человека Богом; схоластичность — (от греч. scholastikos — школьный, ученый) — логический прием обоснования. Большое значение в средневековой философии уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссию. Одной из основных проблем средневековой философии была проблема универсалий — общих понятий. При решении этой проблемы в философии возникло два направления: реализм и номинализм. Реалисты считали, что универсалии существуют сами по себе, как идеи у Платона. Номиналисты же не допускали реального существования универсалий, утверждая, что общее существует уже после вещей, как результат размышления человека и только в его разуме. Диалог между номиналистами и реалистами способствовал решению многих познавательных проблем и имел большое значение для развития науки. Одним из выдающихся философов Средневековья, представителем реализма, был монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1225-1274) — ученик знаменитого философа, теолога и естествоиспытателя Альберта Великого. Как и его учитель, Фома Аквинский пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Антропология (учение о человеке) в средневековой философии опиралась на христианские догматы: творение, грехопадение, искупление и воскресение. Бог наделил человека телом и душой, поэтому он выступает посредником между царством духа и царством природы. С одной стороны, человек близок Богу, с другой — сродни животным. Но человек находится как бы над природой, его существование в этом мире временно вследствие грехопадения. Возвратить себе бессмертие человек может только через искупление, через духовность. Самой сложной в философии Средневековья была проблема исторического времени. В концепции истории время течет от акта Творения через страсти Христовы к концу света и второму пришествию. Смысл истории заключен в Божественном Промысле. Большой вклад в разработку этой проблемы внес Августин Блаженный (354— 430). Развивая идею Божественного Промысла, он противопоставляет «земному граду» — греховному светскому государству «град Божий» — всемирное господство церкви. Влияние Августина на средневековую философию было огромно. Его концепцию никто не ставил под сомнение. Большим авторитетом она обладает и в современной религиозной философии.
Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI — начала XVII века. Ее характеризуют следующие черты: • антисхоластичность — стремление мыслить самостоятельно, независимо от религии; • пантеизм (от греч. пан — все, теос — Бог) — отождествление природы и Бога, стремление слить их в одной субстанции, растворить Бога в природе; • анропоцентризм и гуманизм — это философия человека и для человека. Выдающиеся поэты и философы эпохи Возрождения прославляли человека — творца собственной жизни. Бог создал Природу и Человека, а человек создает свое лицо — утверждал Пико делла Мирандолла (1463—1494), выдающийся философ эпохи Возрождения. Задачей философии он считал не противопоставление в человеке божественного и природного начал, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. В отличие от средневекового понимания гуманизм Возрождения рассматривает значение человека не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему его достоинства. Истинно человеческое состояние, хотя и заложенное в человеке, проявляется только в результате собственных усилий личности, ее творческой деятельности. К выдающимся гуманистам эпохи Возрождения принадлежит Лоренцо Балла (1407-1457). В своем диалоге «О наслаждении как истинном благе» он последовательно рассматривает три точки зрения: стоическую, эпикурейскую и христианскую, пытается их примирить. В основе этики Баллы лежит не отказ от наслаждений земной жизни, а следование единому принципу наслаждения на небе и на земле. Он считает, что земное блаженство — предварительная ступень небесного, при этом блаженство понимается как достойное человека существование, включающее честь и добродетель. В философии Возрождения творческая деятельность человека приобретает священный характер, она включает саму человеческую жизнь, поэтому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. В эпоху Возрождения мыслители возвращаются к проблемам натурфилософии. Они еще не выступали открыто против религиозного учения, но облекали свои идеи в форму пантеизма. Выдающиеся ученые этого времени Н. Коперник, Н. Кузанский, Дж. Бруно создали принципиально новое представление о строении; мира, об устройстве космоса. Николай Коперник (1473—1543) — создатель гелиоцентрической картины мира — высказывал свои идеи как научное предположение, позволяющее предсказывать космические явления. Джордано Бруно (1548-1600) развил учение Коперника. Он предположил, что Солнечная система не единственная во Вселенной. Вселенная бесконечна, она включает в себя множество миров, подобных Солнечной системе. Вселенная равна Богу. Бог есть внутреннее, деятельное начало материального мира и не существует вне этого мира. Церковь потребовала от Бруно отречения от своего учения. После его отказа он был приговорен к сожжению на костре. Приговор привели в исполнение 17 февраля 1600 года.
Тема 3
Эпоха Нового времени начинается с 1600 года. В Европе происходит смена феодального общественного строя буржуазным, совершается религиозная Реформация, внедряется машинное производство. Открытия предшествующих эпох подготовили научную революцию, что в свою очередь поставило философов перед необходимостью решения проблем познания, поисков новых его методов. Возникают два основных направления в решении этих проблем: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма считали, что истина доступна органам чувств человека, разум может только обобщать данные органов чувств. Там, где разум превышает свои полномочия, появляются заблуждения. Выдающимся представителем этого направления был известный английский философ Френсис Бэкон (1561— 1626). Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки — польза человечеству. В основе любого познания, считал Бэкон, лежит опыт, который подталкивает исследователя ко все новым экспериментам или теоретическим положениям. Наша мысль движется в соответствии с методом индукции от знания единичных фактов к знанию целого класса предметов. Бэкон выделял три пути познания, которые он аллегорически называл путями паука, муравья и пчелы. Путь паука — это выведение истины из «чистого» сознания, подобно тому, как паук ткет свою паутину. Но таким образом можно получить только гипотезы, истинность которых еще нужно доказать; это путь рационалистов. Путь муравья — это узкий эмпиризм, сконцентрированный лишь на сборе фактов. Эмпирики только собирают факты, но не умеют их обобщать. Такой метод не позволяет познать сущность предметов. Путь пчелы сочетает в себе достоинства первых двух методов и свободен от их недостатков. С его помощью исследователь совершает подъем от опытного знания к теории. Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии. Рационалисты считали, что истина доступна исключительно разуму, чувства обманывают человека и не приводят к достоверному знанию, они могут только подтолкнуть к познанию истины. Основоположником рационализма является великий французский ученый и философ Рене Декарт(1596-1650). Большое значение он придавал методу дедукции. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность обнаруживается разумом интуитивно, без всякого доказательства, на основе ясности и очевидности. Декарт пытался обнаружить в разуме такие идеи, которые не получены из опыта, а присущи сознанию изначально, поэтому их можно считать врожденными идеями и из них выводить новые. Он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел; понятие переменной величины; открыл рефлекс в физиологии. Декарт стал одним из творцов классической механики, создал предпосылки открытия дифференциального и интегрального исчисления.
8. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Это было время крушения феодализма и утверждения капиталистических отношений. Мир последовательно принимал форму индустриальной цивилизации. Машинное производство стало ведущим в странах Западной Европы. Непрерывные войны, революции, кризисы и реформы сопровождались энергичными процессами осмысления происходящего, возникали различные теории общественного развития. Наука набирала темпы, обгоняя запросы техники. Научный характер приобретают знания об обществе. Это была эпоха торжествующего разума. Выдающиеся мыслители этого времени считали, что с помощью разума можно устроить мир счастливо и справедливо, для этого необходимо, чтобы все граждане это поняли, а с этой целью нужно развивать образование и просвещение. В это время во Франции впервые в истории была подготовлена и выпущена в свет «Энциклопедия», в которой была дана оценка всего известного из истории человечества: всех достижений наук, искусств, ремесел. Эту работу по праву можно назвать символом эпохи. Ее возглавлял известный французский философ Дени Дидро (1713— 1784). Практическим результатом эпохи можно считать Великую французскую революцию, в ходе которой предполагалось претворить в жизнь самые смелые проекты общественного переустройства. Все эти события подготавливали изменения в философии и были основным их содержанием. Просветители создали развитую форму материализма — механистический материализм, который сыграл положительную роль в развитии философии и науки! Механика в это время была самой развитой из наук, и философы распространяли ее законы на все сферы действительности, считая, что сложные явления и процессы можно объяснить, если свести их к сумме простых, например, поведение человека или животного пытались понять по аналогии с машиной. И хотя впоследствии наука отказалась от такого упрощения, они высказали немало идей, сыгравших значительную роль в развитии науки и не теряющих своей актуальности в настоящее время. Это идея о самозарождении жизни, о движении как неотъемлемом свойстве материи, об определяющей роли опыта в научном познании. Выдающимися представителями материализма эпохи Просвещения являются Э.Б. Кондвльяк, Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеции и др. Для социальной философии эпохи Просвещения характерны следующие черты: 1) признание незыблемости естественных прав человека, равенства всех людей перед законом; 2) признание возможности свержения правительства, если оно не обеспечивает безопасность и равенство всех людей; 3) последовательное отрицание религии, существование которой они объясняли обманом. Французские просветители сформулировали антиномию (противоречие), решить которую они так и не смогли. Они признавали, что человек является результатом воздействия общественной среды. Если изменить законы, то изменится нравственный климат, а следовательно, и человек. В то же время духовная атмосфера общества создается мнением людей. Эта антиномия — среда формирует человека или человек формирует среду, впоследствии была решена в диалектической философии.
Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли, возникшее в последней четверти XVIII века и сохранявшее свое влияние до середины XIX века. К этому течению относятся философские учения И. Канта, И. Фийге, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Главные достижения немецких философов лежат в области теории познания. Основоположник немецкой классической философии И. Кант (1724-1804) признавал существование объективного мира («вещи в себе»), но считал, что человеку доступен лишь мир явлений («вещь для нас»). Если человек все же попытается познать «вещи в себе», его разум запутается в неразрешимых противоречиях (антиномиях). Таким образом Кант обосновывал свою позицию агностицизма (отрицания возможности познания мира). В философии Канта сочетались идеи материализма, идеализма и агностицизма. Противоположную точку зрения относительно возможности познания мира высказывал Г. Гегель (1770-1831). В основу всего сущего он положил абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя сначала в сфере чистого разума, затем в природе и, наконец, в человеческой истории. Он утверждал тождество законов природы, общества и мышления, а следовательно, признавал возможность исчерпывающего познания мира. Гегель близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности. Особенно велики заслуги Гегеля в создании системы диалектики. Он первым попытался систематически изложить законы и категории диалектики, ему принадлежит идея единства диалектики, логики и теории познания. Однако философия Гегеля не лишена внутренних противоречий. Открыв законы развития, Гегель логически приходит к выводу о возможности его прекращения, так как будет достигнута наивысшая и окончательная его ступень. В частности, он считал прусскую монархию и свою философию венцом развития. Философию Гегель рассматривал как науку наук. Последним представителем немецкой классической философии является Л. Фейербах (1804-1872). Будучи последователем Гегеля, в дальнейшем он подверг критике идеализм этого мыслителя, показав, что его система не более чем рациональная опора религии. Фейербах попытался развить понятие субъекта деятельности не как духа, а как реального человека, однако он свел сущность человека преимущественно к биологической природе, следовательно, не смог выйти за пределы идеализма в области общественных отношений. Несмотря на разнообразие основных философских позиций (от идеализма субъективного и объективного до материализма), немецкая классичесская философия является единым, относительно самостоятельным этапом. Все системы, созданные ее творцами, логически вытекают одна из другой, преодолевая внутренние противоречия предыдущих систем. К важнейшим достижениям этих мыслителей относятся: преодоление созерцательного взгляда на мир; понимание человека как творческого социально-исторического субъекта; углубленная разработка общей концепции развития; высокая оценка человеческого разума; защита идей гуманизма.
Философия марксизма — одна из составных частей марксистского мировоззрения, создана К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в конце 40-х годов XIX века. Она явилась результатом критического переосмысления достижений немецкой философии, а также использования крупнейших открытий естествознания середины XIX века. Марксистская философия не имеет самостоятельного характера. Функционируя в рамках целостного мировоззрения, она играет служебную методологическую роль в обосновании марксистской политической экономии, стратегии и тактики классовой борьбы. В марксистской философии можно выделить две основные идеи: материалистическую диалектику и материалистическое, понимание истории. Первая идея явилась материалистическим переосмыслением и сохранением рационального зерна гегелевской диалектики. В философии Гегеля субъект развития — абсолютный дух, а природа, общество и человек являются отражением этого развития. В марксизме понимание субъекта переносится на природу и общество, возникающее как закономерный этап в развитии природы. Дух и сознание выступают как вторичные образования, сущность которых заключается в отражении законов развития природы. Вторую идею называют краеугольным камнем марксизма вследствие важности ее для понимания теории в целом. Она заключается в распространении материализма в понимании природы на понимание общественного. Согласно Марксу, человеческая деятельность подчиняется объективным законам, как и природа. Сознание, духовная деятельность не имеют самостоятельного развития, они отражают экономическое, общественное бытие, называемое базисом, и в свою очередь оказывают обратное влияние на базис в качестве надстройки. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание — таков основной тезисмарксизма. Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в кторой классовая борьба, начинаясь в области экономических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, которая также явится закономерным результатом развития человечества. Человеческая история есть естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Ни одна ступень этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя и пока производственные отношения дают возможность для развития производительных сил. Как только производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, наступает эпоха социальной революции, в ходе которой происходит смена общественно-экономической формации. Коммунистическая революция должна завершить собою предысторию человечества и открыть начало его подлинной истории, которая уже не будет знать классовых, национальных, расовых антагонизмов. В XX веке гуманистические идеи марксизма пришли в острое противоречие с реальной попыткой построить социализм и коммунизм с помощью тоталитаризма и диктатуры.
Тема 4
Русская философская мысль составляет неотъемлемую часть мировой философии и культуры. Зарождение философской мысли в России связано с принятием христианства. Переводя на славянский язык книги византийских авторов, переводчики знакомили русских читателей не только с произведениями отцов церкви, но и с идеями древнегреческих философов. Вплоть до XVIII века философские проблемы в России составляли часть религиозного мировоззрения. И только со второй половины XVIII века философия в России выделяется в самостоятельную отрасль духовной культуры. К этому времени высокого развития достигли литература, театр, живопись, музыка. Все эти факторы наложили отпечаток на развивающуюся философскую мысль России и определили следующие ее особенности. Историзм. Русских философов глубоко интересовали как вопросы развития общечеловеческой истории, так и, особенно, исторические судьбы России, ее роль и место в человеческом общежитии. Религиозный характер. Наиболее крупные представители русской философии были людьми верующими и стремились создать систему христианский философии в соответствии с традиционными учениями церкви. Интерес к этическим проблемам. Основные проблемы здесь рассматриваются через призму морали. В связи с этим русская философская мысль тесно связана с художественным литературным творчеством. Соборность. В социальной философии развивается понятие соборности как добровольного объединения всех людей в противоположность насильственному, официальному объединению. В теории познания понятие «истина» неразрывно связывается с понятиями «добро» и «красота». Человек познает мир не только разумом и не только чувствами, но всем существом, всеми способностями, поэтому на представление об истине влияют все предпочтения человека. Наивысшего расцвета русская философия достигла в конце XIX — начале XX века. Однако вскоре после социалистической революции многие философы были изгнаны из страны, а в России получила развитие только ленинско-сталинская версия марксизма. В начале XIX века философские споры о будущем России, о ее значении в истории человечества привели к появлению двух противоположных направлений: славянофильство и западничество. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма. Лидерами славянофилов были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы отстаивали идею самостоятельного пути российской государственности, так как основу бытия государства составляют самодержавие, православие, народность (общинный образ жизни, особый русский менталитет). Они утверждали, что попытки провести реформу и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|