Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук




 

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — муд­рость. Филосо­фия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти вы­ход в сложных ситуаци­ях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.

Первоначально философами называли всех, кто зани­мался познанием, касалось ли это космоса, матема­тичес­ких формул, политических отношений и т.д. По мере уве­личения знаний о мире из филосо­фии выделялись кон­кретные науки: математика, физика, астрономия и др., а также более четко осозна­вался и сам предмет философ­ского знания.

Философом в наше время называют человека, кото­рый пытается найти ответы на предельно общие во­просы, касающиеся каждого человека. К таким относятся во­просы о возможности существования мира, о том, что та­кое бытие, каково взаимоотношение человека с миром, что такое знание, как и зачем человек познает окружаю­щий мир, что такое истина, в чем смысл человеческой жизни и многие другие. Решение этих вопросов помогает человеку создать целостное представление о мире, на­учиться ориентироваться в нем, найти свое место.

В структуре философии можно выделить три основ­ные части: онтологию (учение о бытии), гносеоло­гию (уче­ние о познании), философскую антропологию (учение о человеке) и социальную филосо­фию (учение об обществе). Особое место занимает история философии, так как фило­софия может, существовать только постоянно обращаясь к своим истокам. История философии является основой, сутью философии, придает целостность всему философс­кому знанию.

Создавая целостное представление о мире, философия выполняет важные функции в жизни обще­ства. Основны­ми функциями философии являются мировоззренческая, методологическая, познаватель­ная.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она помогает изменять, корректиро­вать, уточ­нять существующие в обществе взгляды, идеи, мировоз­зрение в целом в соответст­вии с новыми данными науки и историческим опытом человечества.

Методологическая функция проявляется в том, что философия открывает методы, способы исследова­ния действительности, которые применяются во всех науках. Они не подменяют собой методы частных наук, но явля­ются необходимым условием истинного познания.

Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта на которых основывается культура. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают филосовские категории, такие, как причина и следствие, необходимость и случай­ность, материя, сознание, бытие, возможность и действительность и др. Ни один ученый не может обой­тись без этих понятий. Используются они и в обыденной жизни. Поэтому их относят к предельным основа­ниям; универсальным формам культуры.

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Философия носит мировоззренческий характер, явля­ясь одним из видов мировоззрения. Мировоззре­ние — это целостное представление о мире и месте человека в нем. Оно обладает слож­ной структурой, в которую входят зна­ния, убеждения, вера, система ценностей и идеалы.

Убеждениями называют установившуюся систему взглядов, которые упрочились в сознании чело­века. Они занимают промежуточное положение между знаниями и верой и определяют степень зрело­сти личности. Вера придает мировоззрению целостность. Знания никогда не смогут охватить мир в целом, они фрагментарны. Разли­чают религиозную и рациональную веру: религиозная вера основана на опыте отдельных людей, Признаваемых пророками и посвященными, а рациональная предпола­гает возмож­ность повторения опыта каждым человеком. Идеалом называют мечту о совершенстве в определен­ной сфере человеческой деятельности. Идеал — это «маяк», на который ориентируется чело­век. Определяющую роль в мировоззрении играет система ценностей. Каждый пред­мет имеет свою ценность, значимость. Знание этой цен­ности побуждает человека к действию. Различают цен­ности нравствен­ные, эстетические, политические, религи­озные, моральные и т.д. Они имеют не только качествен­ное своеобразие, но и количественную специфику, что по­зволяет представить их в виде сис­темы: предметы могут иметь большую или меньшую ценность.

Типы мировоззрения различают в зависимости от вре­мени их возникновения в истории человече­ства: мифоло­гическое, религиозное, философское. Мифологическое ми­ровоззрение возникло в первобыт­ном обществе. Природу мифология рассматривает как силу, порождающую чело­века. Человек связан с природой кровнородственными связями, он обожествляет природу и поклоняется ей.

Религиозное и философское мировоззрения возника­ют в обществе вместе с возникновением клас­сов. Религи­озное мировоззрение объясняет возникновение природы и человека как результат творения Бога. Философское мировоззрение пытается понять человека и Природу как возникших и развивающихся естественным образом, по естественным законам. Философия рассматривает чело­века как свободное существо, познающее и преобразующее природу и общество, поэтому он может не подчиняться предписа­ниям, которые считает неразумными или нелепыми. При этом человек должен понимать, что такое неподчинение может повлечь за собой наказание со сто­роны общества, и быть готовым к этому. Свободу, следо­вательно, философия связывает с ответственностью. Чем более свободен человек, тем большая ответственность на него возлагается.

Философия устраняет разделение людей на своих и чужих, присущее мифологическому и религиоз­ному ми­ровоззрению. Все люди равны, и никто не имеет преиму­щества, связанного с местом, временем рождения или вероисповеданием. На всех людей должны распростра­няться одни и те же законы. Философ­ское мировоззрение выражается в абстрактных понятиях и категориях, тогда как религиозное и мифологическое — в образах.


Тема 2
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Античной философией называют совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и Древ­нем Риме с VI ве­ка до н.э. по IV век н.э. Здесь сложились уникальные ус­ловия, способствовавшие возникновению и развитию философии. Во-первых, географическое положение: Древняя Греция находи­лась на пересечении торговых пу­тей, где встречались разные народы, исповедовавшие разную веру, подчинявшиеся разным законам. Во-вто­рых, демократическое устройство общества, возможность каждого гражданина участвовать в принятии государ­ственных решений стимулировали интерес древнего гре­ка к философии. В-третьих, религия не препятствовала этому. Относясь с уважением к богам, греки больше рас­считывали на собственные силы, на собственный разум. Кроме того, грекам была свойственна такая черта харак­тера, как атональность, то есть состязательность. Каждый стремился сделать что-то лучше, чем другие. Это способс­твовало интенсивному развитию всех форм жизни, но особенно интеллекту­альной сферы, которая пользовалась у древних греков особым уважением. Таковы условия возникновения и развития древнегреческой философии.

Всю историю античной философии можно разделить на три периода: натурфилософию — VII—VI века до н.э., классическую философию — V—IV века до н.э., филосо­фию эллинизма — IV век до н.э. — IV век н.э.

В натурфилософии на первый план выходят проблемы философии природы: что является первонача­лом мира, ка­ково устройство космоса. Ранние натурфилософы Фалес, Анаксимен, Анакси­мандр, Гераклит, Пифагор, Парменид считали, что в основе мира лежит одно начало. Подоб­ный взгляд называют монизмом (от лат. моно — один). Поздние натурфилософы (Анаксагор, Эмпедокл, Демок­рит) — плюралисты (от греч. плюралис — много). Они вво­дят множество начал и на основе этого обосновы­вают тот или иной принцип космообразования.

В классический период древнегреческая культура и де­мократия достигли наивысшего расцвета. Основ­ной про­блемой философии становится человек: его положение в обществе, его способности к позна­нию. Первыми эти во­просы поставили софисты (софос — мудрость). Они счи­тали, что не сущест­вует единственной истины. Каждый человек сам определяет, что является в данном случае ис­тиной. За это софистов иногда называли учителями «мни­мой мудрости». Однако софисты объективно ставили проблему создания науки о законах правильного мышле­ния — логики, которая и была создана усилиями следу­ющего поколения философов. Выдающимися представи­телями классического периода древнегрече­ской филосо­фии являются Сократ, Платон и Аристотель.

Период эллинизма начинается с середины IV века до н.э., когда в результате завоеваний Алексан­дра Македонского разрушается древнегреческий полис — город-госу­дарство. Основным вопросом для философов того време­ни становится вопрос о смысле жизни. В классический период смыслом жизни для древнего грека было служе­ние полису. Появляются новые направления в филосо­фии. Их представители — киники, киренаики, стоики, скептики, эпикурейцы и др. В этот период получают дальнейшее развитие идеи величайших философов анти­чности: Сократа, Платона, Аристотеля.


4. АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ

 

Одним из наиболее ярких философов античности яв­ляется Сократ (469—399). Он не оставил после себя пись­менных источников. Мы знаем о его идеях благодаря его ученику Платону, который написал большое количество диалогов, главным персонажем которых был Сократ. Сократ утверждал, что человек не может познать приро­ду, он может познать только самого себя. В душе человека имеются врожденные знания основных законов жизнен­ного устройства. Задача философа — выявить их. Для этого Сократ разработал систему приемов, которую на­звал «майевтикой», а другие называли сократовской иро­нией. Сократ сначала задавал вопросы, затем вскрывал противоречие в ответах оппонентов и, наконец, ста­рался найти правильный ответ.

Сократ считал, что знание является гарантией нрав­ственного поведения. Он полагал, что государ­ство сильно исполнением гражданами законов, поэтому призывал к законопослушанию и сам старался следовать справедли­вым законам. Именно эта позиция Сократа объясняет его поведение на суде. Когда его, семидесятилетнего старика, афинский суд несправедливо обвинил в отрицании богов и тем самым в развращении молодежи и приговорил к смертной казни, он не уклонился от приговора, хотя его друзья и организовали ему побег. Он умер, выпив кубок с ядом, тем самым признав над собой законы своего государ­ства.

Выдающимся философом античности был Платон (427—347). Настоящее его имя— Аристокл, Пла­тон — это прозвище (от платос — широкий, широкоплечий). Пла­тон был лучшим учеником Сократа. Он очень тяжело пе­реживал смерть своего учителя и поэтому надолго поки­нул Афины. Вернувшись, он открыл школу, которую на­звал Академия, по имени древнегреческого героя Академа. Он — автор более 30 философских диалогов. Его учение называют объективным идеализмом. Платон считал, что реаль­ным бытием обладают идеи вещей, бестелесные формы, которым противостоит небытие — материя и пространство.

Учеником Платона был Аристотель (384—322) — античный философ и систематизатор всего антич­ного знания. Трудно назвать хотя бы одну отрасль науки, кото­рая не нашла начала у Аристотеля. Его работы можно разделить на следующие группы. 1. Логика — наука, изу­чающая законы правильного мышления. 2. Физика — об­щая теория, включающая учение о частях животных, био­логию. 3. Метафи­зика или то, что после физики (общие вопросы бытия). 4. Практическая философия — этика, политика и др. 5. Эстетика. Аристотель был величайшим из непосредственных учеников Платона, он подверг кри­тике его учение об идеях как о самобытных сущностях. С точки зрения Аристотеля, субстанцией или основой мира может быть только единичное бытие. Такое бытие является результатом сочетания «формы» и «материи». Форма — это сущность предмета, которая может быть выражена в определении предмета. Форма вечна и неиз­менна, но чтобы она стала реальным единичным предме­том, необходимо ее соединение с материей. Материя — это нечто лишенное определенности, но делающее воз­можным существо­вание единичных предметов.


5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Своеобразие средневековой философии заключается в тесной связи с религией. Европейская средневе­ковая философия связана с христианством, арабская — с исламом. Эта особенность преобладает в философии с I по XV век н.э.

В философии Средневековья можно выделить три ос­новных этапа развития: 1) апологетика — I-II века (при­способление христианских догматов к мировоззрению древних римлян); 2) патристика — II—VII века (развитие религиозных идей на основе философии Платона); 3) схоластика —VII—XIII века (развитие религиозных идей преимущественно на основе философии Аристотеля).

Характерными чертами философии этого периода ста­новятся: теоцентризм — высшей реально­стью философия признает не природу, а Бога как беспредельное всемогу­щество, определяющее и творя­щее весь мир; креацио­низм — признание сотворенности природы и человека Богом; схоластичность — (от греч. scholastikos — школь­ный, ученый) — логический прием обоснования. Боль­шое значение в средневе­ковой философии уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссию.

Одной из основных проблем средневековой филосо­фии была проблема универсалий — общих поня­тий. При решении этой проблемы в философии возникло два на­правления: реализм и номинализм. Реалисты считали, что универсалии существуют сами по себе, как идеи у Плато­на. Номиналисты же не допускали реального существова­ния универсалий, утверждая, что общее существует уже после вещей, как результат размышления человека и только в его разуме. Диалог между номиналистами и реа­листами способствовал решению многих познавательных проблем и имел большое значение для развития науки.

Одним из выдающихся философов Средневековья, представителем реализма, был монах Доминикан­ского ордена Фома Аквинский (1225-1274) — ученик знамени­того философа, теолога и естество­испытателя Альберта Великого. Как и его учитель, Фома Аквинский пытался обосновать основ­ные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Антропология (учение о

человеке) в средневековой философии опиралась на христианские догматы: творение, грехопадение, искупле­ние и воскресение. Бог наделил человека телом и душой, поэтому он выступает посредником между царством духа и царством природы. С одной стороны, человек близок Богу, с другой — сродни животным. Но человек находится как бы над природой, его существование в этом мире вре­менно вследст­вие грехопадения. Возвратить себе бес­смертие человек может только через искупление, через духовность.

Самой сложной в философии Средневековья была проблема исторического времени. В концепции исто­рии время течет от акта Творения через страсти Христовы к концу света и второму пришествию. Смысл истории за­ключен в Божественном Промысле. Большой вклад в раз­работку этой проблемы внес Августин Блаженный (354— 430). Развивая идею Божественного Промысла, он проти­вопоставляет «земному граду» — греховному светскому государству «град Божий» — всемирное господство церк­ви. Влияние Августина на средневековую философию было огромно. Его концепцию никто не ставил под сом­нение. Большим авторитетом она обладает и в современ­ной религиозной философии.


6. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV века до натурфи­лософии XVI — начала XVII века. Ее характеризуют следу­ющие черты:

антисхоластичность — стремление мыслить самостоя­тельно, независимо от религии;

пантеизм (от греч. пан — все, теос — Бог) — отождест­вление природы и Бога, стремление слить их в одной субстанции, растворить Бога в природе;

анропоцентризм и гуманизм — это философия челове­ка и для человека.

Выдающиеся поэты и философы эпохи Возрождения прославляли человека — творца собственной жизни. Бог создал Природу и Человека, а человек создает свое лицо — утверждал Пико делла Миран­долла (1463—1494), выдающийся философ эпохи Возрождения. Задачей фи­лософии он считал не противопос­тавление в человеке бо­жественного и природного начал, духовного и материаль­ного, а раскры­тие их гармонического единства. В отличие от средневекового понимания гуманизм Возрождения рассматривает значение человека не с точки зрения гре­хопадения и спасения, а как проблему его достоин­ства. Истинно человеческое состояние, хотя и заложенное в человеке, проявляется только в резуль­тате собственных усилий личности, ее творческой деятельности.

К выдающимся гуманистам эпохи Возрождения принадлежит Лоренцо Балла (1407-1457). В своем диа­ло­ге «О наслаждении как истинном благе» он по­следовательно рассматривает три точки зрения: стоиче­с­кую, эпикурейскую и христианскую, пытается их прими­рить. В основе этики Баллы лежит не отказ от наслаждений земной жизни, а следование единому принципу наслаж­дения на небе и на земле. Он считает, что земное бла­женство — предварительная ступень небесного, при этом блаженство понимается как достойное человека сущест­вование, включающее честь и добродетель. В философии Возрождения творческая деятельность человека приобре­тает священный характер, она включает саму человечес­кую жизнь, поэтому фигура художника-творца становит­ся как бы символом Ренессанса.

В эпоху Возрождения мыслители возвращаются к про­блемам натурфилософии. Они еще не высту­пали открыто против религиозного учения, но облекали свои идеи в форму пантеизма. Выдающиеся уче­ные этого времени Н. Коперник, Н. Кузанский, Дж. Бруно создали принципи­ально новое представле­ние о строении; мира, об устрой­стве космоса. Николай Коперник (1473—1543) — создатель гелиоцентриче­ской картины мира — высказывал свои идеи как научное предположение, позволяющее предсказывать космические явления. Джордано Бруно (1548-1600) раз­вил учение Коперника. Он предполо­жил, что Солнечная система не единственная во Вселенной. Вселенная беско­нечна, она вклю­чает в себя множество миров, подобных Солнечной системе. Вселенная равна Богу. Бог есть внут­реннее, деятельное начало материального мира и не су­ществует вне этого мира. Церковь потребовала от Бруно отречения от своего учения. После его отказа он был при­говорен к сожжению на костре. Приговор при­вели в ис­полнение 17 февраля 1600 года.

 

Тема 3
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ


7. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Эпоха Нового времени начинается с 1600 года. В Евро­пе происходит смена феодального обществен­ного строя буржуазным, совершается религиозная Реформация, внед­ряется машинное производ­ство. Открытия предшествую­щих эпох подготовили научную революцию, что в свою очередь поставило философов перед необходимостью ре­шения проблем познания, поисков новых его методов. Возникают два основных направления в решении этих проблем: эмпиризм и рационализм. Представи­тели эмпириз­ма считали, что истина доступна органам чувств человека, разум может только обобщать данные органов чувств. Там, где разум превышает свои полномочия, появляются за­блуждения.

Выдающимся представителем этого направления был известный английский философ Френсис Бэ­кон (1561— 1626). Основной задачей философии Бэкон считал конс­труирование нового метода позна­ния, а целью науки — польза человечеству. В основе любого познания, считал Бэкон, лежит опыт, который подталкивает исследователя ко все новым экспериментам или теоретическим положениям. Наша мысль движется в соответствии с методом индукции от знания единичных фактов к знанию целого класса предметов.

Бэкон выделял три пути познания, которые он аллего­рически называл путями паука, муравья и пчелы. Путь па­ука — это выведение истины из «чистого» сознания, по­добно тому, как паук ткет свою паутину. Но таким обра­зом можно получить только гипотезы, истинность которых еще нужно доказать; это путь рационалистов. Путь муравья — это узкий эмпиризм, сконцентрирован­ный лишь на сборе фак­тов. Эмпирики только собирают факты, но не умеют их обобщать. Такой метод не по­зволяет познать сущность предметов. Путь пчелы сочета­ет в себе достоинства первых двух методов и свободен от их недостатков. С его помощью исследователь совершает подъем от опытного знания к теории. Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие на­уки и философии.

Рационалисты считали, что истина доступна исключи­тельно разуму, чувства обманывают чело­века и не приво­дят к достоверному знанию, они могут только подтолк­нуть к познанию истины. Основополож­ником рациона­лизма является великий французский ученый и философ Рене Декарт(1596-1650). Большое значение он придавал методу дедукции. Под дедукцией Декарт понимал рас­сужде­ние, опирающееся на вполне достоверные исход­ные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность обнару­живается разумом интуитивно, без вся­кого доказатель­ства, на основе ясности и очевидности.

Декарт пытался обнаружить в разуме такие идеи, кото­рые не получены из опыта, а присущи созна­нию изна­чально, поэтому их можно считать врожденными идеями и из них выводить новые. Он заложил основы аналитичес­кой геометрии, объяснил образование и движение небес­ных тел; понятие переменной величины; открыл рефлекс в физиологии. Декарт стал одним из творцов классической механики, создал предпосылки открытия дифферен­циального и интегрального исчисления.


8. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Это было время крушения феодализма и утвержде­ния капи­талистических отношений. Мир последовательно прини­мал форму индустриальной цивилизации. Машинное производство стало ведущим в странах Западной Евро­пы. Непрерывные войны, революции, кризисы и рефор­мы сопровождались энергичными процессами осмысле­ния происходящего, возникали различные теории обще­ственного развития. Наука набирала темпы, обгоняя запросы техники. Научный характер приобретают зна­ния об обществе. Это была эпоха торжествующего разу­ма. Выдаю­щиеся мыслители этого времени считали, что с помощью разума можно устроить мир счастливо и справед­ливо, для этого необходимо, чтобы все граждане это поняли, а с этой целью нужно развивать образование и просвещение.

В это время во Франции впервые в истории была под­готовлена и выпущена в свет «Энциклопедия», в которой была дана оценка всего известного из истории человечес­тва: всех достижений наук, искусств, ремесел. Эту работу по праву можно назвать символом эпохи. Ее возглавлял известный французский философ Дени Дидро (1713— 1784). Практическим результатом эпохи можно считать Великую француз­скую революцию, в ходе которой пред­полагалось претворить в жизнь самые смелые проекты общественного переустройства.

Все эти события подготавливали изменения в филосо­фии и были основным их содержанием. Просвети­тели создали развитую форму материализма — механистичес­кий материализм, который сыграл положи­тельную роль в развитии философии и науки! Механика в это время была самой развитой из наук, и философы распространяли ее законы на все сферы действительности, считая, что слож­ные явления и процессы можно объяснить, если свести их к сумме простых, например, поведение человека или живот­ного пытались понять по аналогии с машиной. И хотя впоследствии наука отказалась от такого упроще­ния, они высказали немало идей, сыгравших значительную роль в развитии науки и не теряющих своей актуальности в настоящее время. Это идея о самозарождении жизни, о движении как неотъемлемом свой­стве материи, об опре­деляющей роли опыта в научном познании. Выдающи­мися представителями материа­лизма эпохи Просвещения являются Э.Б. Кондвльяк, Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, К.А. Гельве­ции и др.

Для социальной философии эпохи Просвещения ха­рактерны следующие черты: 1) признание незыбле­мости естественных прав человека, равенства всех людей перед законом; 2) признание возможно­сти свержения прави­тельства, если оно не обеспечивает безопасность и ра­венство всех людей; 3) последова­тельное отрицание рели­гии, существование которой они объясняли обманом.

Французские просветители сформулировали антино­мию (противоречие), решить которую они так и не смог­ли. Они признавали, что человек является результатом воздействия общественной среды. Если изменить зако­ны, то изменится нравственный климат, а следовательно, и человек. В то же время духов­ная атмосфера общества создается мнением людей. Эта антиномия — среда фор­мирует человека или человек формирует среду, впослед­ствии была решена в диалектической философии.


9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Немецкая классическая философия представляет со­бой влиятельное течение философской мысли, возник­шее в последней четверти XVIII века и сохранявшее свое влияние до середины XIX века. К этому течению относят­ся философские учения И. Канта, И. Фийге, Ф. Шеллин­га, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

Главные достижения немецких философов лежат в области теории познания. Основоположник немец­кой классической философии И. Кант (1724-1804) признавал существование объективного мира («вещи в себе»), но считал, что человеку доступен лишь мир явлений («вещь для нас»). Если человек все же попытается познать «вещи в себе», его разум запутается в неразрешимых противоре­чиях (антино­миях). Таким образом Кант обосновывал свою позицию агностицизма (отрицания возможности позна­ния мира). В философии Канта сочетались идеи ма­териализма, идеализма и агностицизма.

Противоположную точку зрения относительно воз­можности познания мира высказывал Г. Гегель (1770-1831). В основу всего сущего он положил абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя сначала в сфере чистого разума, затем в природе и, наконец, в человеческой истории. Он утверждал тождест­во законов природы, общества и мышления, а следова­тельно, признавал возмож­ность исчерпывающего позна­ния мира. Гегель близко подошел к пониманию обуслов­ленности теоретиче­ского освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятель­ности. Особенно велики заслуги Гегеля в созда­нии системы диалектики. Он первым попытался система­тически изложить законы и категории диалектики, ему принадлежит идея единства диалектики, логики и теории познания. Однако философия Гегеля не лишена внутрен­них противоречий. Открыв за­коны развития, Гегель ло­гически приходит к выводу о возможности его прекраще­ния, так как будет достиг­нута наивысшая и окончатель­ная его ступень. В частности, он считал прусскую монархию и свою философию венцом развития. Филосо­фию Гегель рассматривал как науку наук.

Последним представителем немецкой классической философии является Л. Фейербах (1804-1872). Бу­дучи последователем Гегеля, в дальнейшем он подверг крити­ке идеализм этого мыслителя, показав, что его система не более чем рациональная опора религии. Фейербах попы­тался развить понятие субъекта деятельности не как духа, а как реального человека, однако он свел сущность чело­века преимущественно к биологической природе, следо­вательно, не смог выйти за пределы идеализма в области общественных отношений.

Несмотря на разнообразие основных философских позиций (от идеализма субъективного и объектив­ного до материализма), немецкая классичесская философия яв­ляется единым, относительно самостоятельным этапом. Все системы, созданные ее творцами, логически вытека­ют одна из другой, преодолевая внутренние противоречия предыдущих систем. К важнейшим достижениям этих мыслите­лей относятся: преодоление созерцательного взгляда на мир; понимание человека как творческого со­циально-исторического субъекта; углубленная разработка общей концепции развития; высокая оценка человечес­кого разума; защита идей гуманизма.


10. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

 

Философия марксизма — одна из составных частей марксистского мировоззрения, создана К. Мар­ксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в конце 40-х го­дов XIX века. Она явилась результатом критического пе­реосмысления достижений немецкой философии, а так­же использования крупнейших открытий естествозна­ния середины XIX века. Марксистская философия не имеет самостоятельного харак­тера. Функционируя в рамках целостного мировоззрения, она играет служеб­ную методологическую роль в обосновании марксист­ской политической экономии, стратегии и тактики классовой борьбы.

В марксистской философии можно выделить две основ­ные идеи: материалистическую диалектику и материалис­тическое, понимание истории. Первая идея явилась мате­риалистическим переосмыслением и сохранением рационального зерна гегелевской диалектики. В философии Гегеля субъект развития — абсолютный дух, а природа, об­щество и человек являются отражением этого развития. В марксизме понима­ние субъекта переносится на природу и общество, возникающее как закономерный этап в разви­тии природы. Дух и сознание выступают как вторичные образования, сущность которых заключается в отражении законов развития природы.

Вторую идею называют краеугольным камнем марк­сизма вследствие важности ее для понимания тео­рии в целом. Она заключается в распространении материализ­ма в понимании природы на понимание общественного. Согласно Марксу, человеческая деятельность подчиняется объективным законам, как и природа. Со­знание, духовная деятельность не имеют самостоятельно­го развития, они отражают экономиче­ское, общественное бытие, называемое базисом, и в свою очередь оказывают обратное влия­ние на базис в качестве надстройки. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание — таков основной тезисмарксизма.

Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в кторой классовая борьба, начинаясь в области эко­но­мических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — общест­венно-экономи­ческим формациям: первобытно-общинной, рабовладель­ческой, феодальной, капиталистической и коммунисти­ческой, которая также явится закономерным результатом развития человечества. Человеческая история есть естест­венно-исторический процесс смены общественно-эконо­мических формаций. Ни одна ступень этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя и пока произ­водственные отношения дают возможность для развития производительных сил. Как только производст­венные от­ношения начинают тормозить развитие производитель­ных сил, наступает эпоха социальной революции, в ходе которой происходит смена общественно-экономической формации.

Коммунистическая революция должна завер­шить собою предысторию человечества и открыть начало его подлинной истории, которая уже не будет знать клас­совых, национальных, расовых антагонизмов.

В XX веке гуманистические идеи марксизма пришли в острое противоречие с реальной попыткой по­строить со­циализм и коммунизм с помощью тоталитаризма и дик­татуры.

 

Тема 4
ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОСТИ


11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Русская философская мысль составляет неотъемле­мую часть мировой философии и культуры. Зарожде­ние философской мысли в России связано с принятием хрис­тианства. Переводя на славянский язык книги византий­ских авторов, переводчики знакомили русских читателей не только с произведе­ниями отцов церкви, но и с идеями древнегреческих философов.

Вплоть до XVIII века философские проблемы в России составляли часть религиозного мировоззре­ния. И только со второй половины XVIII века философия в России вы­деляется в самостоятель­ную отрасль духовной культуры. К этому времени высокого развития достигли литература, театр, живо­пись, музыка. Все эти факторы наложили от­печаток на развивающуюся философскую мысль России и определили следующие ее особенности.

Историзм. Русских философов глубоко интересовали как вопросы развития общечеловеческой исто­рии, так и, особенно, исторические судьбы России, ее роль и место в человеческом общежитии.

Религиозный характер. Наиболее крупные представи­тели русской философии были людьми верую­щими и стремились создать систему христианский философии в соответствии с традиционными учениями церкви.

Интерес к этическим проблемам. Основные проблемы здесь рассматриваются через призму мо­рали. В связи с этим русская философская мысль тесно связана с худо­жественным литературным творчест­вом.

Соборность. В социальной философии развивается по­нятие соборности как добровольного объедине­ния всех людей в противоположность насильственному, офици­альному объединению.

В теории познания понятие «истина» неразрывно свя­зывается с понятиями «добро» и «кра­сота». Человек позна­ет мир не только разумом и не только чувствами, но всем существом, всеми способно­стями, поэтому на представ­ление об истине влияют все предпочтения человека.

Наивысшего расцвета русская философия достигла в конце XIX — начале XX века. Однако вскоре по­сле соци­алистической революции многие философы были изгна­ны из страны, а в России получила развитие только ленинско-сталинская версия марксизма.

В начале XIX века философские споры о будущем России, о ее значении в истории человечества при­вели к появлению двух противоположных направлений: славя­нофильство и западничество. Вид­ными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Ка­велин, В.Г. Белинский. По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освое­ние западных ценностей. В русскую филосо­фию они пытались внести идеи и положения материа­лиз­ма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов были А.С. Хомяков, И.В. Ки­реевский, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы отстаи­вали идею самостоятельного пути российской государственности, так как основу бытия государства состав­ляют самодержа­вие, православие, народность (общинный образ жизни, особый русский ментали­тет). Они утверждали, что по­пытки провести реформу и привести Россию к западному подобию закон­чатся трагедией для русского народа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...