Современная западная философия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Понятие «современная западная философия» хронологически охватывает период с середины XIX века до наших дней, а географически — страны Западной Европы и Северной Америки. Современный этап западной философии существенно отличается от предшествующих этапов. Главное отличие связано с переменами, происходящими в развитии общества. В конце XIX Века начинается научная революция, завершившаяся созданием неклассической науки, которая отказалась от претензии на полную объективность и адекватность знания. Наука приобретает прагматичный характер, теперь ее целью является повышение эффективности производственного процесса, она постепенно становится непосредственной производительной силой. Не менее важные изменения происходят в искусстве и религии. В связи с этими изменениями в философии возникает множество новых течений, которые отражают потребности новой культурной ситуации. Своеобразие большинства философских течений обусловливается характером их отношений с наукой, который можно определить либо как сциентистский (неопозитивизм, прагматизм, структурализм, философия науки), либо как антисциентистский (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм и постмодернизм). Сциентистские направления опираются на рационализм и продолжают классический тип философии, а антисциентистские выступают с критикой науки и рационализма. Наиболее влиятельными в обществе направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Неопозитивизм получает распространение в 20-х годах XX века. Основателями его были участники Венского кружка — М. Шлик, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап. Неопозитивисты считают, что философия должна заниматься исследованиями самого научного знания. Ее задачи — изучать логическую структуру научных теорий, выяснять, как строятся положения науки, какова логи-
ческая связь между ними, анализировать язык науки: символы, слова, знаки. Однако за связями понятий неопозитивисты не видят реальных связей объективного мира. Истинность положений науки можно определить, сравнив их с фактами опыта. Под фактами при этом понимаются определенные состояния сознания, выражаемые с помощью языка. Несовершенством языка неопозитивисты объясняют и социальные конфликты. Таким образом, все философские проблемы сводятся к проблеме языка, обыденного или научного. Идеи экзистенциализма впервые возникли в России после поражения революции 1905 года в философии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова, а после Первой мировой войны они появляются в Германии и Франции. Важнейшее понятие экзистенциализма — экзистенция — основная бессознательная установка личности, внутреннее бытие человека. В обычной жизни человек подчинен безликой среде и утрачивает свою индивидуальность. Страх перед Ничто и ощущение бессмысленности, существования заставляют человека обратиться к своей экзистенции, к утверждению своего внутреннего подлинного бытия. Страх, по мнению экзистенциалистов, составляет основу человеческого существования. Экзистенциализм оказал большое влияние, на развитие западной литературы и театра. Творчество Р.М. Рильке, Ж.-Т. Сартра, Ф. Кафки, А. Камю пронизано идеями экзистенциализма.
РАЗДЕЛ 2
Категория «бытие» является исходной в философском осмыслении мира. Она соотносима с понятиями «действительность», «реальность», «существование». В некоторых контекстах эти понятия могут рассматриваться как синонимы. Проблемам бытия в философии посвящен раздел, который называется «онтология». Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейшего рассуждения о мире; так как бытие чувственно воспринимаемого мира далеко Не очевидно. Со времен античности перед философами Стоял вопрос о степени реальности и действительности бытия, о его соотношении с небытием, о том, каким образом возможно бытие, какова его основа.
Впервые проблему бытия в философию ввел Парменид. Он утверждал, что бытие едино, неподвижно и неизменно, ибо такова мысль о нем. Чувства же обманчивы, не дают истинного знания о мире, на основе чувств возможны только мнения. Таким образом, за единичными вещами, которые появляются и исчезают, предполагалось еще существование неизменных сущностей, которые являются основой мира и познаются с помощью интуиции. Впоследствии, в философии Платона, эти сущности получили название идей. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и утверждал, что сущности вещей, хотя и не воспринимаются чувствами, но существуют непосредственно в самих вещах, а не в особом мире отдельно от вещей. Однако у Аристотеля сохраняется представление о бытии как совершенной основе реального мира. Средневековье продолжает эту традицию в учениях реалистов, где Бог рассматривается как подлинное бытие,основа мира, все остальное обладает неподлинным бытием. Вместе с тем становится все более заметной и другая тенденция — номинализм, который утверждал, что у бытия нет никакой основы, никакой сущности. Бог творит единичные вещи, сообразуясь только со своей волей, не связываясь ни с какими законами. Отсюда следует, что у предмета нет никакой сущности, а у познания нет предмета, оно само есть предмет для себя. Многие философские направления Нового времени и современной философии исходят из такого предположения: Р. Декарт и И. Кант, Г. Гегель и Ф. Ницше, современный экзистенциализм и персонализм и др. В марксизме бытие трактовалось в материалистической традиции как реальность, существующая независимо от сознания, развивающаяся по своим законам и не выходящая за пределы природы. Бытие отождествлялось с миром чувственно воспринимаемых тел и противопоставлялось сознанию. С точки зрения Энгельса, бессмысленно говорить о бытии, если его нельзя воспринимать с помощью органов чувств в пространстве и во времени. Таким образом, марксизм также наследовал традиции номинализма.
Русская религиозная философия выступила с критикой такого понимания мира. Основой этой критики было специфическое, отличное от западного, мироощущение укорененности человека в бытии. Познание нельзя сводить к бытию, оно только одна из форм постижения бытия. Помимо этой формы существует постижение бытия как непосредственного переживания, в котором отсутствует пространственно-временная определенность, например творчество. Бытие здесь выступает как основа, проявляющаяся в разных формах.
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ.
Существует множество форм бытия. Прежде всего, это природа и общество. В природе, в свою очередь, можно выделить первую и вторую природу; первая — существование мира до воздействия на него человека, дикая природа; вторая — природа, преобразованная усилиями человека. В обществе также можно выделить различные формы бытия, которые исследуются различными науками. Понимание природы как формы бытия важно прежде всего в связи с современной экологической ситуацией, которая требует от человека более четкого осознания противоречий, вызвавших это состояние. В широком смысле слова природа сопоставима с понятиями «Вселенная», «материя», «бытие» и др. В более узком смысле природа понимается как объективная реальность, существующая вне сознания человека и независимо от него и на определенном этапе порождающая сознание и общество. В этом смысле возможно противопоставление общества и природы, общества и человека. На ранних этапах своей истории вследствие абсолютной зависимости от внешней среды человек осознавал себя одним из многочисленных проявлений природы, что сказывалось в антропоморфизации природы, ее очеловечении. Человек выделяется из природы и противопоставляет себя природе в процессе труда, сущностью которого является преобразование природы. Однако, получив средства для существования, человек опять сливается с природой. Труд порождает это противоречие, но он же его и разрешает. Острота противоречия между человеком и природой в современной цивилизации объясняется не развитием производства, а мировоззренческими установками общества.
В эпоху Нового времени утверждается отношение к природе как к техническому материалу труда, объекту производственной эксплуатации. Протестантизм — направление в христианстве, возникшее в XVI веке, еще более усиливает эту тенденцию, поскольку отношение к труду ставится по святости на одну ступеньку со служением Богу. Успех в делах, с точки зрения протестантов, говорит о богоизбранности человека. Именно эта идея, по мнению немецкого социолога М. Вебера, оказала решающее влияние на процесс интенсивного развития производства, в котором все средства считались допустимыми и которое поставило человечество в середине XX века перед угрозой экологической катастрофы. Но человек не может существовать вне природы, поэтому он должен найти разрешение противоречия между собой и природой, при котором не пострадала бы природа, а человек получил бы возможность дальнейшего развития и совершенствования. Многие современные мыслители видят его на пути формирования ноосферы. Впервые понятие «ноосфера» (сфера разума) было введено в философию французским ученым Э. Леруа, а впоследствии разработано русским ученым В.И. Вернадским. Ноосфера, с точки зрения Вернадского, — это организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно в соответствии со своими потребностями и законами природы направляют и контролируют ход природных процессов. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.
Одной из основных проблем онтологии является проблема субстанции. Субстанция в философии понимается как предельное основание бытия. Каждый философ по-своему решает эту проблему. Все многообразие этих решений можно свести к следующим вариантам: Монизм — философское направление, представители которого считали, что в основе мира лежит одно начало. Виды монизма: идеалистический и материалистический. Идеалисты утверждают, что в основе мира лежит сознание, причем субъективный идеализм считает, что это со знание индивидуума, а объективный — сознание, стоящей над миром (абсолютный дух у Гегеля, мировая душа, ми-] ровой разум и т.д.). Наиболее последовательной формой] объективного идеализма является идеализм Гегеля, который представил весь мир как саморазвертывание абсолютного духа, воплощающегося в разных формах бытия. Эта система охватывает все, что может помыслить человеческий разум.
Наиболее последовательная система субъективного идеализма представлена у английского философа Дж. Беркли. Поскольку все, что мы знаем о мире, проходит через наши органы чувств, мы ничего не можем сказать о том, что существует за пределами нашего сознания, а следовательно,; существовать означает быть воспринимаемым. Если мы не воспринимаем чего-либо, мы ничего не можем сказать о его существовании. Это рассуждение приводит к солипсизму (от лат. солюс — единственный) — утверждению о существовании индивидуального Я, которое является единственной порождающей субстанцией, раздувающейся до размеров Вселенной. Материалистическое направление утверждает первичность субстанции, независящей от сознания. Первоначально в античной философии она отождествлялась с конкретным веществом: водой, воздухом, огнем и т.д. В дальнейшем — как чувственно не воспринимаемое конкретное образование, далее — неделимое в атомизме Демокрита, и наконец, в марксизме — как объективная реальность, которая отражается ощущениями, но существует независимо от них. Плюрализм (от лат. плюралис — множественный) считает, что в основе мира лежит множество начал, обладающих активностью и самодостаточностью. Пример плюрализма — монадология Г. Лейбница, который полагал, что основой мира является бесконечное множество идеальных частичек — монад, которые не связаны между собой и управляются на основе принципа предустановленной гармонии: все к лучшему в этом лучшем из миров. Для плюрализма наиболее слабым местом является объяснение взаимосвязи между независимыми первоначалами. Дуализм — это разновидность плюрализма. В нем количество первоначал сведено к двум: материи и сознанию. Примером дуализма является концепция Декарта. Однако Декарт приходит к выводу о том, что взаимодействие двух субстанций возможно в результате первотолчка, который осуществляет Бог.
16. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ МИРА Первые античные философы под субстанцией понимали реально существующее первовещество, причем каждый свое: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Весь мир представлялся как модификация этих веществ. На данном этапе понимание материи носило наглядно-чувственный характер. Позднее появились более абстрактные понятия, обозначающие первоначало, — апейрон у Анаксимандра и атом — у Демокрита. Понятие атома вошло в картину мира, созданную на основе классической механики И. Ньютона. Материя здесь наделялась следующими, свойствами: непроницаемостью, соответствующим положением в пространстве и во времени, определенной массой; предельной частицей деления является атом. Это понимание носит вещественно-субстратный характер. Наибольшего развития такое понимание достигло в трудах французских материалистов XVIII века Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П.-А. Гольбаха. Оно сохранялось до конца XIX века, когда в результате научной революции было разрушено классическое представление о мире. Научные открытия конца XIX — начала XX века, такие, как делимость атома, теория Римана - Лобачевского, рентгеновские лучи, свойства элементарных частиц, теория А. Эйнштейна, опровергли механистическую картину мира, заставив отказаться от приписывания материи каких-либо конкретных свойств; Принципиально новый подход к определению материи; предложил В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Материю он определил как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственным свойством материи, согласно этому определению, является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания, отображаться в нем и быть познаваемой. Материалистическое направление в философии ставит категорию «материя» на место категории «бытие» и приписывает ей те же характеристики. Материя понимается как несотворимая и неуничтожимая основа мира, в которой можно выделить два уровня: живую и неживую природу. Неживая природа включает системы объектов от элементарных частиц до галактик. Исследование структур этих объектов показывает их глубокую взаимосвязь; чем глубже современная наука проникает в мир элементарных частиц, тем больше возможностей открывается для понимания крупномасштабной структуры Вселенной, которая не является вечной и неизменной, а представляет собой результат развития материи, своеобразную реализацию тех возможностей, которые были заложены в элементарных частицах. В настоящее время еще не создана единая теория элементарных частиц, это задача будущего развития науки. Живая материя рассматривается как продукт развития неживой природы и включает в себя два уровня: биологический и социальный. На биологическом уровне это ее системы — от нуклеиновых кислот до популяций и биоценозов. В ходе эволюции живая материя порождает популяции живых существ, которые переходят на социальный уровень, где уже появляются классы, нации, расы, духовные образования, такие, как религия, мораль и др.
17. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ Пространство — это форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей, то есть структурность. Порядок расположения объектов может быть измерен в трех основных направлениях, поэтому пространство называют трехмерным. Время — это форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время может быть измерено только в одном направлении: от прошлого к будущему, поэтому его называют одномерным. Человеку свойственно интуитивное чувство времени потому, что биологические процессы в его организме происходят в ритме, соразмерном ритму Вселенной. Человек, даже изолированный от внешнего мира, не теряет ощущения времени. Времени свойственна необратимость. Если в пространстве мы можем вернуться в исходную точку, то в прошлое можно вернуться только в сказке или в фантастическом романе. Пространство и время обладают и одинаковыми характеристиками, они одновременно прерывны и непрерывны. Это означает, что пространство состоит из конечных, ограниченных предметов, следующих друг за другом в бесконечности. Прерывность времени означает, что изменения в мире хотя и происходят постоянно, но в пределах качественной определенности вещи. То есть вещь изменяется, но в пределах определенной меры она остается сама собой. Общая черта пространства и времени — также бесконечность и безграничность, но это нужно понимать как бесконечность и безграничность материи, формами которой являются пространство и время. В истории человечества существовали различные концепций пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные образования, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, а предметы появляются и исчезают, как актеры на сцене, совершенно не меняя свойств самой сцены. Эту точку зрения развивал великий физик И. Ньютон. Реляционная концепция развивалась в философии немецким философом Г. Лейбницем. Он утверждал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами, вне предметов они не существуют. Естественно-научное подтверждение эта концепция нашла в теории относительности А. Эйнштейна. Эта теория позволила обнаружить связь между пространством и временем. 0на также показала, что в природе существует единое пространство-время, а расщепление его зависит! от характера движения тел. Обе рассмотренные теории! признают объективное существование пространства и времени. В философии И. Канта они признаются лишь субъективными формами восприятия, которые существуют только в сознании человека. Все три концепции применяются в современном мире. Первая характерна для обыденного сознания, так мы воспринимаем мир с детства. Вторая — точка зрения современной науки, а третья — до последнего времени применялась только в магических практиках, сейчас же на нее обращают % внимание ученые, говорящие о возможности многомерных пространств. В этом случае пространство выступает как внутреннее ощущение человека, его восприятие мира.
18. ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ Движением называют любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. В истории философии известны разные представления о существовании и сущности движения: от отрицания его существования в мире (Парменид) до абсолютизации и отрицания возможности покоя (Гераклит, Кратил). Обыденное представление о мире убеждает нас в том, что предметы могут находиться либо в состоянии движения, либо в состоянии покоя, но научные исследования показывают, что в каждом предмете, даже находящемся в состоянии покоя, происходит движение. Движение является атрибутом материи, то есть таким свойством, без которого невозможно существование самой материи. Активность материи означает всеобщую связь и взаимодействие предметов. Разные философские направления по-разному понимали источник активности. Идеалисты видели его в духе, жизненном порыве. В материализме было два подхода: представители одного считали источником активности внешний толчок, другого — разрабатывали идею самодвижения материи, согласно которой движение возникает в результате внутренних противоречий, присущих материи на всех уровнях ее развития. Систематизация основных форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил пять основных форм движения: механическая — пространственное перемещение предметов; физическая, связанная с передачей энергии, тепла; химическая — взаимодействие веществ; биологическая — зарождение жизни; социальная — появление человека и общества. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Так, например, процессы, происходящие в микромире, характеризуются субэлементарными взаимодействиями, процессы мегамира — галактическими взаимодействиями и расширением Метагалактики. Однако как бы ни развивалась наука, какие бы новые формы организации ни были открыты, существенными останутся следующие основные закономерности взаимосвязи между различными формами движения материи. 1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма ее движения. 2. Между формами движения материи существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на основе низших. Все формы движения взаимосвязаны. Самое простое движение — механическое — обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, взаимодействием в микромире. Одни формы движения превращаются в другие. Формы движения можно разделить на два типа: количественные и качественные. Движение, которое приводит к изменению качества, называется развитием. Изменение качества возможно как в сторону упрощения структуры предмета, разложения его на более простые составляющие (регресс), так и в сторону усложнения, образования нового более совершенного объекта (прогресс). Тема 6 19. ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ Развитие — это такое изменение системы, которое характеризуется структурностью, направленностью, необратимостью и связано с возникновением новых возможностей системы. Структурность означает, что изменяется не одно, а комплекс качеств. Направленность показывает, что изменение происходит в определенном направлении: от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс). Необратимость возникает в результате появления качественно новых особенностей, которые делают невозможным возвращение к прежнему состоянию. Развитие относится к различным системам природы, общества и мышления. Такое его понимание характерно для нашего времени. Исторически первой была циклическая концепция развития, согласно которой предметы, проходя ряд стадий развития — циклов, возвращаются к исходной точке. В этой концепции признается бесконечная повторяемость одних и тех же предметов и явлений, исключаются качественные изменения. Она появилась в результате перенесения человеком закономерностей, наблюдаемых в природе, на общество. Циклическая модель до сих пор существует в некоторых религиозных учениях. Ее можно представить графически в виде круга. Вторая концепция впервые появляется в христианском мировоззрении и связана с «распрямлением времени», то есть с появлением представлений о том, что мир был сотворен, — это было его началом, и он будет развиваться до конца света. Развитие здесь понимается как однонаправленное и необратимое: ни один предмет и ни одно явление не повторяются. Графическим изображением этой концепции является прямая линия. Третья концепция — диалектическая. Наиболее полно она представлена в философии Г. Гегеля в форме идеализма и в философии марксизма в форме материализма. Согласно данной концепции, развитие происходит в определенном направлении, что не исключает повторения некоторых элементов. Каждое изменение уничтожает то, что уже не способно к развитию, и сохраняет то, что способно. Графическим изображением этой концепции может быть спираль, каждый виток которой как бы повторяет предыдущее, но на новом уровне. В XIX веке появляется эволюционная концепция развития Г. Спенсера, в которой в качестве критерия развития предлагаются лишь количественные изменения. Он считал, что природе свойственно только эволюционное развитие, исключающее качественные скачки, высшие формы движения материи можно свести к низшим: социальную — к биологической, биологическую — к физической и химической, а источником развития Спенсер считал внешние воздействия. В XX веке эта трактовка стала приходить в противоречие с действительностью, с новыми научными открытиями. В европейской философии получили распространение идеи о творческой эволюции (эмерджентизм), высказанные Л. Морганом, которые абсолютизировали факт возникновения нового качества, скачкообразный характер развития. Эмерджентами назывались новые образования, возникшие в результате развития. Качества эмерджентов несводимы к качеству исходных элементов. Развитие происходит благодаря творческой силе, находящейся внутри исходных материальных элементов.
20. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, основой которого является взаимоотношение противоположностей. В Древней Греции термином «диалектика» обозначалось искусство диалога и спора: во-первых, как способность вести спор посредством вопросов и ответов; во-вторых, как искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Платон и Аристотель считали, что необходимым условием для побуждения души к размышлению является противоречие. Таким образом, понятие «диалектика» первоначально относилось исключительно к мышлению и означало метод выявления истины, развития знания. Диалектика понималась как свойство субъекта. Однако в эпоху античности существовало представление о противоречиях как свойстве самой природы, то есть возможности объективной диалектики, что было выражено в философии Гераклита. Впервые в античности он заговорил об изменениях, происходящих во внешнем мире, о развитии Космоса в результате борьбы противоположных начал. Во фрагментах из произведений Гераклита, которые дошли до наших дней, утверждается, что изменение и развитие свойственны самой природе. Важнейшим этапом в становлении диалектики явилась немецкая классическая философия. Кант впервые указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел идею развития в познание природы. Он также говорит о противоречивости познания, однако в конечном счете признает, что противоречия познания мнимые, это не противоречия, а антиномии. Вершиной становления диалектики стала философия Гегеля. Впервые он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Однако истинной причиной развития у Гегеля выступает абсолютный дух, а природа, общество и человек являются только отражением этого развития. Природа сама по себе, с точки зрения Гегеля, не развивается, так как не имеет собственного источника развития. Таким образом, диалектика Гегеля носит субъективный характер. В марксистской диалектике, напротив, развитие понимается как присущее природе самой по себе. Мышление отражает это развитие и благодаря этому отражению развивается. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие, понимаемое как свойство самой природы. Противоречие признается движущей силой и источником всякого развития, в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам развития. Диалектика понимает развитие как непрерывный переход количественных изменений в качественные, происходящий в форме скачка — перерыва постепенности. В ходе развития происходит отрицание исходного момента и отрицание этого отрицания, при этом на высшей ступени повторяются некоторые стороны первоначального состояния. Диалектика является не только теорией развития, но и методом исследования действительности.
21. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, в качестве которого выступают противоположные стороны предмета или явления. Взаимоотношение между противоположностями приводит к состоянию напряженности внутри предмета. Эта напряженность и ведет к изменениям предмета или явления, их развитию. Взаимоотношение противоположностей включает несколько этапов. 1. Состояние единства, когда противоположности находятся в гармонии. 2. Возникновение различий, которое происходит в результате количественных изменений одной или обеих противоположностей. 3. Состояние противоречия, когда различия достигают наивысшей степени, что предшествует качественному изменению предмета. 4. Разрешение противоречия, которое происходит в форме скачка и приводит к возникновению нового качества предмета. Разрешение противоречия может приводить к следующим результатам. 1. Уничтожению одной из противоположных сторон. 2. Уничтожению обеих противоположностей и возникновению новых. 3. Сохранению обеих противоположностей и воспроизведению их на новом уровне. Различают следующие типы противоречий. 1. Внутренние и внешние. 2. Основные и неосновные. 3. Антагонистические и неантагонистические. Внутренние противоречия присущи самому предмету и определяют процесс развития. Внешние — это противоречия данного предмета с другими предметами. Они способны затормозить или ускорить развитие, уничтожить предмет, но не могут определить характер развития, который зависит от внутренних противоречий. Необходимо отметить относительный характер разделения противоречий на внутренние и внешние, поскольку противоречия, которые являются внешними для узкой системы, становятся внутренними для более широкой системы, в которую первая входит в качестве элемента. Основными называются противоречия, сохраняющиеся на всем протяжении существования предмета, а неосновными — такие, которые появляются на определенной стадии развития, а затем исчезают. В советское время понятие «антагонистические противоречия» относили только к общественному развитию, затем вообще отказались от его употребления. Однако анализ взаимоотношения противоречий показывает неправомерность этого отказа. Антагонистичность означает непримиримость. Антагонистическими называются такие противоречия, которые не могут быть разрешены в рамках данной системы. Их развитие приводит к появлению новой системы. Неантагонистическне противоречия могут быть разрешены в рамках данной системы. Принимая это различие, необходимо также отметить его относительность. Антагонистическими противоречия становятся в результате несвоевременного разрешения проблем, возникающих в процессе развития. 22. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким именно образом возможен переход от одного качества к другому: происходит он в результате постепенных малозаметных изменений или изменений заметных, скачкообразных, революционных. Чтобы ответить на этот вопрос, в философии вводятся понятия «качество» и «количество». Качество — это внутренняя определенность предмета, совокупность существенных свойств, без которых предмет перестает быть данным предметом. Свойство представляет собой одну из сторон качества. Количество — это внешняя определенность предмета, которая не выражает его сущности, а лишь характеризует свойства. Количество означает указание на число свойств и величину проявления их интенсивности. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска. Механизм развития заключается в том, что количество может изменяться, до определенной границы не вызывая изменения качества. Эта граница называется мерой. Внутри границ меры качество предмета остается самим собой. Как, например, вода остается водой при изменении ее температуры от 0 до 100оС. Когда граница нарушается, возникают новое качество и новая мера. Мера — это единство качественных и количественных определенностей предмета. Переход границы меры, появление нового качества совершаются в форме скачка. Скачком называется такое изменение, которое как бы прерывает постепенность развития. В результате скачка возникает новое качество, не сводимое к прежним. Гегель называл скачок единством бытия и небытия, таким состоянием, когда старое качество исчезло, а новое еще не появилось. Существуют различные типы скачков: регрессивные (переход от более совершенного к менее совершенному) и прогрессивные (переход от менее совершенного к более совершенному); быстрые (новое качество возникает резко, сразу) и постепенные (новое качество появляется постепенно, как бы незаметно, в конечном счете приводит к такому качеству предмета, которое не сводимо к прежнему); связанные с сохранением данной системы и связанные с отрицанием ее, появлением принципиально новой системы на месте старой. Так, человек в процессе онтогенеза долгое время существует только как биологический вид, но в ходе возникновения социальных отношений между людьми на новой качественной ступени он развивается уже как социальное и духовное существо. Таким образом, противоположности непрерывного и прерывного, количественного и качественного находятся в диалектическом единстве, во взаимопроникновении, как бы превращаются друг в друга. Непрерывные количественные изменения могут происходить лишь в границах особой для каждого объекта или процесса меры, при нарушении которой эти изменения вызывают коренной скачкообразный переход к новому качеству. Новое качество обладает и новыми количественными характеристиками, то есть качественные изменения влекут за собой и новые количественные характеристики.
23. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Этот закон утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, во-пе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|