«Я верю в то, что слова выражают суть, даже если их немного»
«Я верю в то, что слова выражают суть, даже если их немного»
Когда Дэвид Киддер решил создать руководство для своей семьи, они с женой целую ночь не спали – составляли список общих ценностей. У них получилось 30 пунктов. Прошло еще несколько недель, и супруги Киддер свели все эти ценности в манифест, состоящий из одного предложения:
Наша цель – применить наши уникальные, данные Богом способности так, чтобы оказать позитивное влияние на жизни других людей и всего мира.
– Это наша общая цель выражена в одном предложении. Вот что значит быть членом семьи Киддер, – сказал мне Дэвид. Но они на этом не остановились и составили дополнительный список из десяти качеств, которые специалисты в области брендинга назвали бы основополагающими ценностями. Я спросил Дэвида, не думал ли он о том, чтобы сделать 20‑ страничный буклет, как тот, что он создал для своей компании. – Нет, потому как сложнее всего сделать нечто простое. Менеджеры решают текущие вопросы; лидеры творят реальность и ведут всех к ней, – ответил Дэвид, а затем с иронией добавил: – Кроме того, в таких вещах очень легко переусердствовать. Первой ценностью в списке была ВЕРА: Мы идем к Богу каждый СВОИМ путем. – Мы хотим, чтобы наши дети знали, что они – божественные создания, – пояснил Дэвид. – Я не могу решать, что для них значит Бог, но я хочу, чтобы у них были с ним свои отношения. Ведь если что‑ то пойдет вкривь и вкось в их карьере или супружеской жизни или здоровье подкачает (а это рано или поздно непременно случится), они в какой‑ то момент окажутся наедине с Богом. Второй ценностью была СЕМЬЯ: мы любим и уважаем друг друга, преданы друг другу и создаем семейные ТРАДИЦИИ.
– Мы знаем, что однажды наши мальчики вырастут, и их пути могут разойтись, – говорит Дэвид. – Поэтому мы создаем особенные традиции, которым следуем каждый год: ходим на лыжах, каждое лето ездим в определенное место, каждое Рождество делаем одни и те же вещи. Мы хотим создать в умах наших детей некие зацепки, которые будут связывать их с семьей. Еще одна фраза, которая меня заинтриговала, гласила: «Мы БЛАГОДАРНЫ, умеем ПРОЩАТЬ, оптимистичны и вежливы». – Мы знаем, что один из лучших способов почувствовать себя счастливым – быть благодарным, – говорит Дэвид. – Поэтому каждый вечер, перед тем как мальчики идут спать, мы молимся вместе с ними и просим их подумать о том, за что они кому‑ то благодарны. Это один из психологических механизмов, запускающих здоровое отношение к жизни. Мне стало интересно, не беспокоится ли Дэвид о том, что его список убеждений немного не соответствует реальности. Не создал ли он некий утопический идеал? – Возможно, – ответил Дэвид, – но я такую цель не преследовал. Я всего лишь хотел свести воедино и записать все то, во что мы верим. Послушайте, мой отец – потрясающий человек, но если вы спросите меня, во что он верил как родитель, я не смогу вам ответить. Я хочу, чтобы мои сыновья знали, во что верят их родители. А в чем же состоит самая главная польза от такого документа? – В конечном счете, – говорит Дэвид, – родители хотят, чтобы их дети были по‑ настоящему счастливы. Именно с этой целью и придуман мой список. Я верю в то, что слова выражают суть, даже если их немного. Возможно, они повлияют на жизнь моих детей, пока они еще молоды, или сыграют свою роль, когда им стукнет 80. Кто знает? Но сейчас на одном листке бумаги записаны все слова, которые имеют значение для их родителей.
Построенные навечно
Прежде чем мы с Линдой попытались определить наши основополагающие ценности, я успел посоветоваться еще с двумя людьми. Первым был ведущий в стране эксперт в области создания культуры великой компании.
В своих работах Коллинз систематически возвращается к тому, что успешные организации должны определять свои сильные стороны и пользоваться этими преимуществами. Быть харизматичным лидером легко, как написал Коллинз в книге «Построенные навечно»[13], намного сложнее создать организацию, «которая сможет процветать вне зависимости от присутствия какого‑ либо лидера». Как отец я счел эту идею особенно значимой и в то же время вызывающей беспокойство. Подать хороший пример своим детям уже достаточно сложно, а как сделать так, чтобы они усвоили основные семейные ценности и пронесли их с собой через всю жизнь, передав следующему поколению? Коллинз, как оказалось, очень близок моей семье: он был и является наставником моего брата, который учился у него еще в Стэнфордской школе бизнеса. Коллинз любезно согласился побеседовать со мной о том, как результаты его исследования можно применить в семейной жизни. – Предмет моего интереса – жизнестойкая, крепкая общность людей, – сказал он мне. – Это может быть религиозное общество, компания, нация или семья. Все эти общности базируются на принципе двойственности. Я говорю о сохранении основ и стимулировании прогресса. Крепкими такие общности делает тот факт, что они сформированы на базовых ценностях, долговечны и представляют собой связующий элемент, который выходит за пределы времени и не ограничивается территорией. Но, с другой стороны, сохраняя основы, общность всегда стремится к развитию, к тому, чтобы остаться значимой. Вот это и есть «стимулирование прогресса», т. е. способ скорректировать повседневную рутину таким образом, чтобы быть успешным в данный конкретный период времени. Мне понравилась эта идея, особенно потому, что она была сродни тем гибким семейным практикам, с которыми уже экспериментировала моя семья. Гибкие техники особенно эффективны в том, что касается «стимулирования прогресса». Они дают возможность ориентироваться в повседневной жизни. Но для того, чтобы быть по‑ настоящему эффективными, мы должны были обратиться к самой, на мой взгляд, сложной части уравнения – сохранению основ. Что Коллинз мог посоветовать на этот счет?
– Если вы пытаетесь определить базовые ценности своей семьи, – пояснил он, – самое главное – понять, каковы эти ценности на самом деле, а не какими они, по‑ вашему, должны быть. Если вы заявите, что должны обладать ценностью Х, а этого не произойдет, весь опыт окончится плачевно. Только если ценности подлинны, вы сможете держаться их в затруднительных ситуациях, и именно так вы осознаете, что они и есть основополагающие. Базовая ценность, – продолжал он, – нечто настолько важное, что вы можете сказать: «Мы должны придерживаться этой ценности даже в ущерб себе. Даже если нам придется расплатиться за свои ошибки, если придется наказать детей за то, что они пренебрегли этим, или отказать им в чем‑ то, что доставило бы им удовольствие, мы все равно должны ее придерживаться». Вот о чем нужно помнить, создавая семейный бренд: он будет работать, только если представляет собой нечто важное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|