Территориальные публичные образования. 4 страница
По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством денежной системы, единством форм финансовой документации и единой правовой базой < 1>. Правовую базу финансов предприятий образуют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др. -------------------------------- < 1> См.: Ермачкова Л. И. Финансово-правовое регулирование финансов предприятий (организации) / Финансовое право. М., 2002. С. 221 - 222.
Финансы населения представляют собой денежные средства граждан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в личном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осуществлении своей финансовой политики. Однако, к сожалению, в литературе по финансовому праву при характеристике финансовой системы Российской Федерации этот институт остается без внимания. Изложенное позволяет сформулировать определение финансовой системы Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства. В любой финансовой системе государства входящие в ее состав институты выполняют не совсем одинаковую роль с политической и экономической точек зрения. Есть институты базовые, без которых финансовая система государства может резко замедлить свой ход и даже совсем не работать, что приведет к кризису государства. К таким институтам относятся: денежная система, налоговая система, бюджетная система, банковская система. В периоды общественных смут, т. е. длительных структурных кризисов государства, указанные институты функционируют крайне плохо, в свою очередь дестабилизируя обстановку в государстве и толкая его к падению. Таким был период русской истории с февраля по октябрь 1917 г.
При выпадении из финансовой системы государства других элементов ход системы замедляется, тем не менее государство может более-менее успешно функционировать. Например, банковский кредит в СССР имел ничтожное значение, но от этого страдало не столько государство, сколько общество, граждане, которые не могли воспользоваться кредитом для решения своих материальных проблем. В целом все институты финансовой системы при их правильной настройке способствуют усилению экономической мощи государства и экономическому процветанию общества. Каждый из институтов финансовой системы государства является финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансового права и формирующие финансовую систему Российской Федерации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.
Глава II. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
§ 1. Финансовое право как отрасль права
Финансовое право - это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими. К таким признакам относятся следующие.
Финансовое право состоит из нормативных предписаний, которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности - в сфере финансовой деятельности государства. Например, ст. 3 НК РФ представляет собой предписание, устанавливающее обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган налоговые декларации и т. д. По своему содержанию эти предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов местных бюджетов, контрольной деятельности ЦБ РФ и т. д. Формальная определенность. Для финансового права, как и для других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность. Эта формальная определенность проявляется в четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний. Например, ст. 6 БК РФ дает четкие и лаконичные определения наиболее важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т. д. Так, бюджет определяется как " форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Формальная определенность - важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность. Системность. Финансовое право представляет собой систему норм. Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации, спаянности всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты. Только системное, непротиворечивое финансовое право способно быть эффективным и выполнить стоящие перед ним задачи. Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения - финансовое законодательство. Финансовое законодательство представляет собой весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России и другие законы.
Однако в систему финансового законодательства входят и подзаконные акты. Такими актами являются Положение о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 859 < 1>; Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т. д. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2007. N 51. Ст. 6371.
Обязательность финансового права. Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев граждане и юридические лица подчиняются им добровольно. Однако если субъекты финансово-правовых отношений нарушают нормативные предписания, обязательность финансового права выражается в применении к ним мер государственного принуждения. Так, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе изымать при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении им налогового правонарушения. Будучи частью системы российского права и имея общие с другими отраслями права признаки, финансовое право вместе с тем отличается юридическими особенностями. Данной отрасли права присущи: 1) свой предмет правового регулирования; 2) общий метод правового регулирования, но со своими особенностями; 3) только ему свойственная система.
§ 2. Предмет финансового права
Характеристика общественных отношений, составляющих предмет финансового права. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предмет финансово-правового регулирования - это участок общественных отношений, которые требуют их упорядочения, т. е. правовой регламентации. Эти общественные отношения могут длительное время оставаться неурегулированными. Так, в истории финансового права объектами налогового обложения со времен возникновения государства были земля, строения, скот, предметы роскоши и т. д.
Доход (прибыль), получаемый от какой-либо деятельности, не облагался налогом. И только во второй половине XIX в., когда у фабрикантов возникли огромные состояния, государство обратило внимание на этот участок с неурегулированными правом финансовыми отношениями и в Англии были приняты первые законы о подоходном налоге. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства. В процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают и другие общественные отношения: по валютному регулированию, государственному кредиту, финансовому контролю, страхованию и т. д. Все названные отношения нуждаются в их упорядочении, т. е. в правовой регламентации. " Общественные отношения" - ключевое понятие при объяснении предмета правового регулирования. Эти отношения - человеческие отношения и тогда, когда речь идет об организациях (юридических лицах) как субъектах этих отношений, ибо они представляют собой коллективные субъекты. Правовое регулирование заключается в том, что поведение каждого из субъектов данных отношений определяется правовыми нормами. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных органов. Поясняя эту особенность, следует сказать, что общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, являются имущественными отношениями, так как прямо или косвенно связаны со специфическим имуществом - денежными средствами. Поэтому данные общественные отношения в литературе по финансовому праву называются финансовыми, а нередко еще проще - денежными отношениями, которые требуют детализированного и четкого опосредования нормами финансового права. Нужно, однако, заметить, что в предмет финансового права включаются не все, а только те денежные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и связаны с мобилизацией денежных средств в государственные и муниципальные фонды и их использованием в интересах общества и государства.
Существуют группы денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли-продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа - нормами административного права; оплата труда работников - нормами трудового права. Таким образом, не все денежные отношения входят в предмет финансового права, а только те, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, однородны по своему характеру; это финансовые отношения. Но одновременно финансовые отношения многообразны и имеют тенденцию к дроблению: выделению основных групп финансовых отношений и примыкающих к ним других групп финансовых отношений. В дифференциации финансовых отношений, входящих в предмет финансово-правового регулирования, на основные и примыкающие группы состоит их вторая особенность. Конкретные группы общественных отношений, являющихся предметом финансового права. К основным группам относятся эмиссионные, налоговые, бюджетные и банковские (публичные) отношения, в правовой регламентации которых любое государство заинтересовано в первую очередь. Без этих финансовых отношений практическое функционирование государства немыслимо. Исторически названные финансовые отношения возникли одновременно с государством, эволюционно развивались вместе с ним, были встроены во все его главные механизмы. На базе этих отношений, урегулированных правом, возникли первые правовые институты финансового права: эмиссионное право, налоговое право, бюджетное право и банковское (публичное) право. Эмиссионные отношения - это финансовые отношения по разработке, изготовлению и выпуску в обращение денежных знаков в виде банковских билетов (банкнот) и монет Центральным (эмиссионным) банком РФ. Эмиссионные отношения связаны с хранением, перевозкой и инкассацией наличных денег для кредитных учреждений, экспертизой банковских билетов, возбуждающих сомнение в их подлинности, заменой поврежденных банкнот и монет Банка России. Эмиссионные отношения регламентируются нормами финансового права, образующими внутри отрасли самостоятельное подразделение - подотрасль эмиссионного права. Налоговые отношения - это отношения по поводу уплаты налога и других платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды. Это наиболее древние финансовые отношения, родившиеся вместе с государством и подвергавшиеся особенно тщательно правовой регламентации. История показывает, что не урегулированные правом налоговые отношения приводили к " возмущающим воздействиям" в государственном управлении. Доказывает это летописец Нестор, повествуя о причине гибели князя Игоря, а также история европейских государств. Налоговые отношения в Российской Федерации регламентируются главным образом двумя актами: БК РФ и НК РФ. Бюджетные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, но по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения названных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и т. д. Особое значение имеют бюджетные отношения, связанные с основным, наиболее значительным фондом денежных средств, т. е. с федеральным бюджетом, по которому Государственной Думой ежегодно принимается федеральный закон. За последние 10 - 15 лет бюджетные отношения в Российской Федерации расширились, включив в предмет финансового права новые правовые институты: бюджеты муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды, бюджетный кредит и т. д. Бюджетные отношения регламентируются в основном нормами, содержащимися в БК РФ. Банковские (публичные) отношения представляют собой связи, возникающие главным образом в процессе деятельности ЦБ РФ и направленные на регулирование банковской системы и надзора за ней, защиту и обеспечение устойчивости рубля, поддержание его стабильного курса по отношению к иностранным валютам. Это властные отношения, так как ЦБ РФ выступает, с одной стороны, в роли публичного органа, осуществляющего от лица государства финансовую политику только ему присущими властными методами, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. В ходе финансовой деятельности государства возникают другие группы общественных (финансовых) отношений: - по государственному кредиту; - складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий и учреждений; - страховые; - возникающие в процессе валютного регулирования; - финансово-контрольные; - другие, в том числе общественные отношения в области бухгалтерского учета < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Ашмарина Е. М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. М., 2004.
С исторической точки зрения они формировались значительно позже, чем эмиссионные, налоговые, бюджетные и банковские (публичные), уступали последним по политической значимости и вследствие этого шли (и идут) как бы во втором эшелоне. Все они требуют упорядочения, т. е. организационно-правового воздействия, которое осуществляется посредством финансово-правовых норм. Общественные отношения в области бухгалтерского учета представляют собой отношения по сбору, регистрации и формированию финансовой информации об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Эта группа финансовых отношений выделена сравнительно недавно и также входит в предмет финансового права, о чем свидетельствует Закон о бухгалтерском учете, который по характеру содержащихся в нем правовых норм является финансовым законом.
§ 3. Метод финансового права
Метод финансового права - единый метод правового регулирования, но со своими особенностями. Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования. Однако если общественные отношения благодаря своему многообразию предопределяют в каждой отрасли права свой предмет правового регулирования, то право, выступая как целостное, проникнутое внутренним единством социальное явление, предопределяет существование единого метода правового регулирования. Предмет правового регулирования у каждой отрасли права свой, а метод регулирования общий, но у каждой отрасли имеющий свои особенности < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Сорокин В. Д. О едином методе правового регулирования // Советское государство и право. 1975. N 7. С. 32 - 33.
Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности в сфере финансовой деятельности государства. Например, в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Данная правовая норма, представляющая собой властное предписание налоговому агенту и определяющая его соответствующее поведение, характеризуется обязывающим регулированием. Налицо способ властного предписания в ходе финансово-правового регулирования. Приведенный пример наглядно указывает на два момента. Первый: если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируют нормы финансового права, то метод правового регулирования - каким способом осуществляется это регулирование. Второй: если предмет правового регулирования находится в общественных отношениях, то метод правового регулирования заключен в правовых нормах. Способы правового регулирования получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования. К таким способам относятся: 1) обязывание; 2) запрещение; 3) дозволение. При этом следует подчеркнуть следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения. В различных отраслях названные способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому - дозволительный, административному - властно-предписывающий. В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль. Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве. Властность предписаний государственных и муниципальных органов в процессе финансовой деятельности выражается в том, что они принимают решения (законы, подзаконные акты), строго обязательные для другой обязанной стороны правоотношения. Властной стороной является государственный орган (Государственная Дума, Минфин России, ЦБ РФ), обязанной - сторона, противоположная государственному органу: налогоплательщик, коммерческий банк и т. д. Вторая сторона выполняет свои обязанности в случаях, установленных законом, подзаконным актом. Права же этой стороны вторичны, производны от обязанностей < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Карасева М. В. О предмете финансового права на современном этапе // Государство и право. 1997. N 11. С. 26 - 27.
Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права, имеющего место в аппаратно-управленческой сфере и применяемого в этой сфере. Властные предписания в процессе финансовой деятельности государства исходят, как правило, от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники не находятся в административной зависимости. Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту. Вместе с тем финансовое законодательство предусматривает ситуации, когда метод властных предписаний распространяется на субординационные отношения. Примером могут служить отношения между отраслевым министерством и казенным предприятием. В этих случаях властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятия, направляются в его адрес вышестоящим органом. Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) в праве - это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность. Они играют вспомогательную роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового регулирования было более эффективным. Так, в ст. 4 Закона о Банке России государство предписывает Банку России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, осуществлять обслуживание счетов бюджетов всех уровней и т. д. Вместе с тем для эффективного выполнения ЦБ РФ названных функций государство в ст. 22 того же Закона запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Таким образом, способ запретительного регулирования в финансовом праве выполняет определенную обеспечительную роль и применяется в основном в сочетании со способом властных предписаний. Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих в известной мере диспозитивный характер и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода. Если в гражданском праве возникает договор - волевой акт двух сторон, позволяющий этим сторонам самим определять свои отношения, то соглашение в финансовом праве имеет другой характер. Здесь на основе обязывающих и диспозитивных норм имеет место соглашение, в котором положение сторон характеризуется, с одной стороны, признаком властности - подчинения в установлении условий этого соглашения, с другой стороны, равенством сторон - в момент заключения соглашения. Так, государство, применяя способ властных предписаний, устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, лотерей и т. д. Вместе с тем этот способ действует в сочетании со способом дозволительного регулирования отношений, возникающих, например, в области организации и проведения лотерей. В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ " О лотереях" < 1> государство разрешает каждому гражданину быть участником лотереи и оформлять договорные отношения с организатором лотереи (например, с федеральным органом) путем приобретения лотерейного билета. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4434.
В условиях деятельности местного самоуправления, самостоятельности субъектов Российской Федерации получают распространение и другие способы финансово-правового регулирования: рекомендации, согласования. Все они в совокупности образуют метод финансового права.
§ 4. Система финансового права
Система финансового права: понятие и структура. Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей. Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансовое право. Система финансового права решает две практические задачи: 1) помогает студенту и практикующему юристу легко ориентироваться в данной отрасли при ее изучении; 2) помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала. Оптимальным критерием при распределении норм финансового права по группам, т. е. подотраслям и правовым институтам, является предметный. В предмете финансового права заложена объективная необходимость деления регулируемых отраслью общественных отношений на однородные группы, и вследствие этого возможна группировка норм финансового права на правовые институты и подотрасли. Подотрасль в финансовом праве - это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Следует подчеркнуть, что подотрасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, экономически и политически важное структурное подразделение, включающее в свой состав ряд правовых институтов. Предметный критерий разграничивает нормы финансового права на пять подотраслей: 1) эмиссионное право; 2) бюджетное право; 3) налоговое право; 4) банковское (публичное) право; 5) финансово-контрольное право. Правовой институт в финансовом праве - это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию. Таким образом, нормы финансового права образуют финансовое право как целостное нормативное образование не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли. Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права: - государственного кредита; - лотереи; - ценных бумаг; - страхового права; - финансов предприятий и учреждений всех форм собственности и т. д. Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в две линии (шеренги): на первом плане выстраиваются подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты. Подотрасли финансового права. Подотрасли составляют основу финансового права. Без них нельзя представить нормальное функционирование государства. Их " родословная" такая же древняя, как и у государства. Кратко охарактеризуем каждую подотрасль финансового права. Эмиссионное право - авангардная категория в системе финансового права. Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию: 1) наличного денежного обращения; 2) безналичного денежного обращения; 3) ведения кассовых операций; 4) обращения ценных бумаг; 5) обращения иностранной валюты. Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности: во-первых, они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности; во-вторых, эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне. Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конституции РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|