Территориальные публичные образования. 5 страница
Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства. Переход России в 90-х гг. XX в. к рыночным отношениям предопределил бурное развитие норм налогового права и, как следствие этих процессов, принятие в 1998 г. НК РФ. Количественные и качественные изменения в налоговом праве создали основу для выделения в данной подотрасли ряда правовых институтов. К ним относятся федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы, методы взимания налогов и сборов. Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта Российской Федерации, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс. Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов: - единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части; - бюджетной классификации; - бюджетного устройства; - бюджетных прав; - бюджетного процесса; - сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
- бюджетной ответственности. Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ. Банковское (публичное) право - другая важная подотрасль финансового права, которая включает в себя правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ. В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах: 1) монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения; 2) обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возложено исполнение бюджетов; 3) осуществления валютного регулирования и валютного контроля; 4) осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (публичным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть названо подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд правовых институтов: банковского надзора за кредитными организациями, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг. Особую роль в системе банковского права играет эмиссионное право, которое выделилось в силу юридических, экономических и дидактических причин в самостоятельную подотрасль финансового права. Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных органов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной власти, предприятий и учреждений всех форм собственности. В рыночных условиях произошло усложнение и расширение финансового контроля в Российской Федерации, увеличение в государстве финансово-контрольных структур. В настоящее время финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. Следствием этого является резкое увеличение с начала 90-х гг. XX в. в нашей стране количества норм финансового права, регулирующих финансово-контрольную деятельность.
Профессор В. Е. Чиркин утверждает, что это мировая тенденция, и ставит вопрос о выделении контрольной власти < 1>. Все это позволяет говорить о финансово-контрольном праве как подотрасли финансового права < 2>. К правовым институтам, входящим в состав данной подотрасли, относятся парламентский финансовый контроль, финансовый контроль органов исполнительной власти, негосударственный финансовый контроль в форме аудита, формы и методы финансового контроля. -------------------------------- < 1> См.: Чиркин В. Е. Контрольная власть. М., 2008. С. 10 - 11. < 2> См.: Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 111 - 112.
Второй эшелон образуют самостоятельные правовые институты, имеющие существенное значение в системе финансового права. По своему содержанию они являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К этому эшелону относятся правовые институты: - государственного кредита (долга); - лотерейного дела; - страхового права; - финансов предприятий всех форм собственности; - валютных операций; - рынка ценных бумаг; - бухгалтерского учета; - правового регулирования инвестиций. Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность.
§ 5. Принципы финансового права
Понятие принципов финансового права (лат. principium - основа, первоначало). Принципы финансового права - это такие начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои. Применительно к финансовому праву это означает, что данная отрасль права создается не умозрительно, не путем " умствования над народом", а на основе фундаментальных правил, которые выводятся из жизни общества и экономических возможностей государства, из объективной реальности, с учетом жизненного уровня граждан страны. Эти правила и называются принципами финансового права.
При формировании норм финансового права законодатель обязан учитывать принципы отрасли. Эти принципы должны быть " растворены" в данной отрасли права, " разлиты" в ней, должны пронизывать собой нормы финансового права. Принципы придают качественную определенность финансовому праву, составляют его " дух" (по Ш. Монтескье). Вместе с тем на основе принципов финансового права реализуются финансово-правовые нормы, что определяет единую направленность в функционировании финансового права. Без принципов финансового права было бы трудно создавать адекватную социальным реальностям систему норм финансового права. Для финансового права характерен свой набор принципов, образующих методологическую, направляющую часть отрасли. К наиболее важным принципам финансового права относятся: 1) законность; 2) плановость; 3) гласность; 4) финансовый федерализм; 5) самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления; 6) взаимная ответственность государства и граждан в области финансовой деятельности. Принцип законности. Законность можно определить как обязательное (неуклонное) исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финансового права: государственными и муниципальными органами власти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и гражданами. В финансовом праве принцип законности проявляется в положении: соблюдать и исполнять финансовое законодательство должны все, но в первую очередь - сами финансовые органы и их должностные лица, участвующие в осуществлении финансовой деятельности государства. Именно от них, обладающих государственно-властными полномочиями, зависит решение большого числа финансовых вопросов (например, налогового характера), непосредственно затрагивающих положение широкого круга субъектов.
Существенную роль в укреплении законности в сфере финансовой деятельности государственных и негосударственных структур играет финансовый контроль. Регулярный, но неназойливый финансовый контроль повышает ответственность государственных служащих и служащих частных фирм за своевременное и высококачественное выполнение своих обязанностей. В процессе такого контроля проверяется соответствие принимаемых решений по финансовым вопросам финансовому законодательству и Конституции РФ. Принцип плановости. Важность планирования в процессе осуществления финансовой деятельности государства настолько велика, что многие авторы рассматривают плановость как принцип финансового права. И действительно, идет ли речь о денежных тратах одного человека или о бюджете семьи, тем более о доходах и расходах государства, все эти действия осуществляются по определенному плану. Принцип плановости есть фундаментальный принцип финансового права, выражающийся в том, что финансовая деятельность любой структуры, как государственной, так и частной, осуществляется на основе финансового плана, учитывающего доходы и расходы на определенный период. Для субъекта Российской Федерации таким планом является бюджет региона; для бюджетного учреждения - смета доходов и расходов; для кредитного учреждения - кассовый план и т. д. Таким образом, данный принцип базируется на системе финансово-плановых актов. Эти акты являются государственными актами, на основе которых реализуется порядок поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, их расходования из этих фондов. Принцип плановости входит в содержание всей финансовой деятельности государственных и муниципальных органов власти, государственных предприятий и учреждений. Принцип гласности. Принцип гласности применительно к финансовому праву означает, что финансово-правовые акты, если при этом они еще затрагивают права и свободы граждан, должны быть официально опубликованы в целях доведения до всеобщего сведения. В первую очередь этот принцип распространяется на налоговые нормативные акты, к которым общество относится внимательно и часто трепетно. Сама процедура доведения до сведения всех граждан соответствующей финансово-правовой информации осуществляется с помощью периодической печати и телевидения. Граждане хотят знать содержание проектов бюджетов, процесс их обсуждения, утверждения и исполнения, на какие цели расходуются денежные средства, собранные на основе налоговых поступлений.
Принцип гласности также означает необходимость прозрачности результатов проведенных проверок и ревизий финансовой деятельности как государственных, так и частных структур. Другой стороной принципа гласности является доступность финансово-правовых норм для населения. Научное изложение норм финансового права должно сочетаться с простотой и краткостью их изложения в нормативном акте. Данное требование особенно актуально применительно к налоговому праву, так как нечеткое формулирование норм этой подотрасли способствует их различным трактовкам и уклонению от налогов. Для финансового права правовая аксиома " незнание закона не освобождает от ответственности" дополняется другой аксиомой: " закон есть закон для тех, кто способен его понять" < 1>. -------------------------------- < 1> Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 209.
Принцип финансового федерализма. Принцип финансового федерализма заключается в том, что каждый субъект Российской Федерации обладает правом иметь свой бюджет, причем по каждому бюджету издается законодательный акт. Таким образом, в рамках Российской Федерации принимается не один государственный бюджет, а система государственных бюджетов, в которой особую роль играет бюджет федеральный, обеспечивающий общефедеральные интересы, а также интересы бюджетов всех уровней. Бюджеты всех уровней самостоятельны, что обеспечивается правом независимого утверждения каждого из них соответствующими представительными органами и наличием собственных источников бюджетных средств. " В зависимости от того, - отмечает П. М. Годме, - имеют ли участники федерации действительную финансовую автономию, могут ли они распоряжаться своими ресурсами или же расходы должны быть одобрены федеральными властями, можно говорить о том, является федерализм реальным или иллюзорным" < 1>. -------------------------------- < 1> Годме П. М. Финансовое право. С. 28. См. также: Демин А. В. Финансовое право: предмет, метод, нормы и правоотношения. Красноярск, 1998. С. 33.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения между Российской Федерацией в целом и ее субъектами. В ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия; федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституции РФ). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Разграничение финансовых полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами представляет собой сложный процесс взаимных компромиссов, который, с одной стороны, способствует сохранению России как единого государства, с другой - обеспечивает автономию региональных интересов. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Данный принцип финансового права, нашедший отражение в российском законодательстве, вполне согласуется с положениями Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г., где говорится: " Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций" < 1>. -------------------------------- < 1> Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург, 1990. С. 7.
В Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право самостоятельно осуществлять финансовую деятельность, в частности формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Это право гарантировано ст. ст. 130 - 133 Конституции РФ, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. В соответствии с Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование имеет собственный бюджет, собственные доходы, вправе устанавливать местные налоги и сборы. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления выражается также в праве населения муниципального образования принимать решение о разовых добровольных сборах денежных средств, которые расходуются исключительно по целевому назначению. Принцип взаимной ответственности государственных органов и граждан в области финансовой деятельности. В правовом государстве государство в лице уполномоченных государственных (муниципальных) органов власти и граждане взаимно ответственны в области финансовой деятельности, т. е. равны перед законом и одинаково несут юридическую ответственность за действия, не согласованные с законом. Так, нормы гл. 19 НК РФ предусматривают для налогоплательщика порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, в арбитражный суд и суд общей юрисдикции путем подачи искового заявления. Данный принцип предполагает, что органы государственной (муниципальной) власти и их должностные лица за совершенные правонарушения или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в области финансовой деятельности несут соответствующую юридическую ответственность: дисциплинарную, финансовую, административную и уголовную. Так, часть IV БК РФ посвящена ответственности должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства и предусматривает (ст. 282) применение к нарушителям таких мер, как предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятие бюджетных средств, наложение штрафа и т. д. Вместе с тем принцип ответственности применительно к финансовой деятельности государства означает привлечение к ответственности (административной, финансовой, уголовной) граждан за нарушение финансового законодательства, в основном за налоговые правонарушения (непредставление налоговой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налогов и т. п. ). Принцип ответственности граждан за налоговые правонарушения зафиксирован в разд. VI НК РФ. Все охарактеризованные принципы служат ориентирами для российского финансового права и образуют единую основу, на которой формируется и развивается вся система финансово-правовых норм.
Глава III. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
§ 1. Нормы финансового права
Финансово-правовые нормы: понятие и особенности. Нормы финансового права - исходный, главный элемент финансового права как социального образования. Если сравнивать финансовое право как отрасль права с кирпичной стеной, то эта стена складывается из " кирпичиков" - правовых норм, которые объединяются в правовые институты, а правовые институты - в подотрасли. В общем плане под финансово-правовой нормой следует понимать установленное законом правило, определяющее поведение субъектов (физических и юридических лиц) в области финансовой деятельности государства, включающей широкий спектр действий: выпуск денежных знаков и организацию денежного обращения, мобилизацию денежных средств в казну и создание финансовых фондов, использование денежных средств из этих фондов в интересах общества и государства и т. д. Например, одна из финансово-правовых норм, содержащихся в ст. 4 Закона о Банке России, предписывает, что ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует денежное обращение в стране. Для финансово-правовых норм характерны общие черты, свойственные всем другим правовым нормам. Это правила поведения: призванные регулировать и направлять поведение людей в сфере финансов и государственного управления; обеспечиваемые принудительной силой государства и его авторитетом; отличающиеся точностью, детализированностью, категоричностью предписаний; предоставляющие одному субъекту правомочия, а на другого субъекта возлагающие обязанности и т. д. Вместе с тем нормы финансового права являются специфическими правилами поведения и отличаются от правовых норм других отраслей права рядом особенностей. 1. Финансово-правовые нормы имеют особую сферу применения, а именно - финансовая деятельность государства. Они регулируют выпуск денежных знаков, организацию денежного обращения, организацию системы расчетов, как наличных, так и безналичных; устанавливают бюджетное устройство страны и регламентируют бюджетный процесс; определяют систему доходов бюджетов и внебюджетных фондов: устанавливают налоги, сборы и другие поступления в бюджет; устанавливают направления государственных и муниципальных расходов денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов. Финансово-правовые нормы регулируют другие общественные отношения (по государственному кредиту, валютные, страховые, финансово-контрольные), прямо или косвенно связанные с денежными средствами. 2. Доминирующую роль в системе норм финансового права играют обязывающие нормы, между тем как уполномочивающие и запрещающие нормы в целом способствуют реализации норм обязывающих. Такая роль обязывающих норм обусловлена спецификой финансовой деятельности государства, предполагающей, особенно в области налоговых и бюджетных отношений, неукоснительное выполнение заданий государства. Иначе говоря, финансово-правовая норма не просто правило поведения, но правило поведения, выступающее в качестве властного предписания, веления. Этот аспект придает финансово-правовым нормам императивный характер, который выражается в категорической форме. По степени императивности нормы финансового права могут конкурировать только с уголовно-правовыми нормами. 3. Нормы финансового права являются публично-правовыми по своей направленности и регламентируют общественные отношения, имеющие общий (публичный) характер, т. е. отношения, тесно связанные с выполнением государством своих функций: оборонных; правоохранительных; по управлению здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, наукой, культурой и т. д. Поэтому финансово-правовые нормы относятся к публичному праву и наиболее тесно связаны с нормами конституционного и административного права. 4. В структуре финансово-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) санкции имеют, как правило, имущественный характер. Так, в ст. 282 БК РФ установлены следующие санкции, применяемые к нарушителю бюджетного законодательства: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и т. д. Виды финансово-правовых норм. Можно говорить о трех основных классификациях норм финансового права на основе следующих критериев: по функциям права, по методу регулирования, по способу разрешения конкретных индивидуальных дел. - По функциям права финансово-правовые нормы подразделяются: - на регулятивные; - охранительные. Регулятивные финансово-правовые нормы образуют основную часть финансового права. Регулятивные финансово-правовые нормы непосредственно направлены на регламентацию поведения субъектов финансового права (финансовых и налоговых органов, граждан) путем указания на их юридические обязанности и права. Например, ст. 21 НК РФ содержит регулятивную финансово-правовую норму, предоставляющую налогоплательщику право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Регулятивные финансово-правовые нормы воплощают позитивное содержание правового регулирования и включают обязывающие и уполномочивающие нормы. Охранительные финансово-правовые нормы - это прежде всего нормы, содержащие запреты, т. е. указания на воздержание от определенных действий, а также нормы, содержащие указания на меры административного и финансового принуждения, применяемые к лицам, нарушающим эти запреты. Например, ст. 128 НК РФ содержит охранительную финансово-правовую норму, в соответствии с которой неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Охранительные финансово-правовые нормы охраняют соответствующие общественные отношения, но, охраняя, их регулируют. - По методу правового регулирования финансово-правовые нормы можно подразделить: - на обязывающие; - уполномочивающие; - запрещающие. Обязывающими нормами в финансовом праве принято считать нормы, устанавливающие обязанность субъекта финансового права совершать определенные положительные действия, например уплатить законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет и т. д. Для финансово-правовых обязывающих норм характерны слова " обязан", " должен". Эти обязанности и долженствования возлагаются Конституцией РФ, федеральными законами, актами субъектов Российской Федерации. Уполномочивающие финансово-правовые нормы - это нормы, устанавливающие права субъектов финансового права на совершение тех или иных положительных действий. Данные нормы содержат в своем тексте слова " вправе", " имеет право", " может". Так, Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 < 1>, содержит уполномочивающие нормы, предоставляющие ФНС России право осуществлять контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов и иных обязательных платежей. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
Финансово-правовые уполномочивающие нормы предоставляют право субъектам финансового права самим выбирать наилучший вариант поведения в данной конкретной ситуации. Указывая на доминирующую роль в финансовом праве обязывающих норм, следует отметить важное значение уполномочивающих норм в регулировании финансовой деятельности государства. Из европейской истории известно, что многие парламенты только тогда стали подлинными представительными органами, когда обрели полномочия в области финансов (утверждение бюджета, контроль за использованием денежных средств и т. д. ). Запрещающие нормы в финансовом праве выражают в основном охранительную функцию финансового права. Содержащиеся в этих нормах финансово-правовые запреты - это государственно-властные веления, " негативные приказы" < 1>, предписывающие не совершать определенных действий. Например, ст. 58 Закона о Банке России содержит правовую норму, запрещающую Банку России требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций. -------------------------------- < 1> Бержель Ж. -Л. Общая теория права. М., 2000. С. 80.
- По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансово-правовые нормы классифицируются: - на материальные; - процессуальные. Материальные нормы определяют в статической форме обязанности и права субъектов финансового права, их правовое положение, пределы правового регулирования. Например, правовые нормы, содержащиеся в Положении о Министерстве финансов РФ и определяющие основные функции этого министерства, являются материальными. Иными словами, материальные финансово-правовые нормы показывают субъектам финансового права (органам, должностным лицам, предприятиям всех форм собственности, гражданам), что дают им эти нормы права и что от них требуют. Процессуальные финансово-правовые нормы имеют процедурный характер. Они тесно связаны с материальными нормами и являются средством их реализации. Так, материальные нормы бюджетного права, устанавливающие бюджетную компетенцию государственных и муниципальных органов власти, реализуются посредством бюджетно-процессуальных норм, содержащихся в части III БК РФ. Нормы процессуальные в финансовом праве без норм материальных беспредметны. Материальные нормы без процессуальных бессильны. Процессуальные нормы в финансовом праве имеют чрезвычайно важный характер, поскольку несоблюдение даже незначительных процессуальных аспектов приводит к существенным правонарушениям, придающим финансовым операциям незаконный характер < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Демин А. В. Финансовое право: предмет, метод, нормы и правонарушения. С. 41 - 42.
§ 2. Финансовые правоотношения
Особенности финансовых правоотношений. В норме финансового права заключена модель финансового правоотношения. Как только норма начинает действовать, содержащаяся в ней " правовая энергия" идет в двух основных направлениях: на один субъект возлагаются обязанности, другому предоставляются права. Модель трансформируется в индивидуальное финансовое правоотношение. Финансовое правоотношение - это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о превращении долженствования в акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в бюджетные и внебюджетные фонды не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовую форму и вне правовых отношений. Финансовое правоотношение характеризуется общими чертами, какие присущи всем другим правоотношениям. Это связь (отношение): 1) возникающая вследствие воздействия норм права на поведение субъектов права; 2) возникающая между субъектами посредством наделения их взаимными правами и обязанностями; 3) охраняемая государством. Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей. 1. Первой особенностью финансовых правоотношений является то, что они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т. е. в процессе выпуска денежных знаков и организации денежного обращения, планового собирания денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т. д. По существу финансовые правоотношения - это денежные правоотношения, возникающие между государством в лице его уполномоченных органов и другими субъектами финансового права в процессе осуществления государственной финансовой деятельности. Например, такого рода правоотношения возникают при получении бюджетным учреждением денежных средств из бюджета. При этом нужно указать на то, что денежные средства представляют собой специфическое имущество. Следовательно, в конечном счете финансовые правоотношения можно признать имущественными правоотношениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|