Поскольку дополнительную выгоду получают третьи лица, а не сам производитель, при положительном внешнем эффекте имеет место недопроизводство товаров и услуг.
Поскольку дополнительную выгоду получают третьи лица, а не сам производитель, при положительном внешнем эффекте имеет место недопроизводство товаров и услуг. Чтобы нейтрализовать внешние эффекты, сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Превращение внешнего эффекта во внутренний называют интернализацией. Один из способов решения проблемы внешних эффектов – введение корректирующих налогов и субсидий (А. С. Пигу). Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, введение которого приводит к сокращению объема производства блага. Корректирующая субсидия – это платежи производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, введение которых способствует росту объема производства блага. Предоставление субсидий производителям сокращает издержки производства, побуждая тем самым производителей к наращиванию объема выпуска социально значимой продукции. Предоставление субсидий потребителям расширяет их способность приобретать данные блага. В результате введения налогов и субсидий происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Или, иначе, насорил – заплатишь столько, чтобы всегда нашлись желающие за тобой убирать. Это и есть налог Пигу. Если он не введен государством, то возникает несправедливость, пагубно влияющая на инициативу предпринимателей; ухудшается окружающая среда; обостряются проблемы больших городов; усиливаются региональные диспропорции и т. д.
Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов. Во-первых, на практике довольно трудно точно исчислить величину издержек и выгод. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ. В реальной жизни государство пытается нейтрализовать отрицательные внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, путем введения платы за выбросы или путем установления стандартов эксплуатации природных ресурсов (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу, запрещение коммерческой эксплуатации части не воспроизводимых национальных ресурсов). Примером практической нейтрализации положительных внешних эффектов может служить прямое субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Несовершенство корректирующих налогов и субсидий как средства решения проблемы внешних эффектов предопределило их критику. Попытки найти новые пути решения этой проблемы связаны с работами Р. Коуза. По мнению Р. Коуза, наличие положительных и отрицательных внешних эффектов не требует государственного вмешательства в тех случаях, если: а) четко определены права собственности (в том числе даже на невещественные объекты – тишину, чистый воздух и т. п. ). Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию: владелец лесного участка хочет очистить лес от старых хвойных деревьев, но в лесу расположен курорт на озере, и владельцу курорта хвойный лес просто необходим для стимулирования притока отдыхающих. Взаимовыгодным компромиссом в этом случае может стать соглашение между данными субъектами, по которому владелец курорта ежегодно или единовременно выплачивает владельцу леса (отказывающемуся в этом случае от вырубки леса) определенную сумму средств. Если же компромисс не будет достигнут, то оба они теряют: владелец курорта от сокращения притока отдыхающих, а владелец леса - от недополучения возможных доходов. Таким образом, в трактовке Р. Коуза обострение проблемы внешних эффектов порождено более недостаточным развитием института частной собственности, чем несовершенством регулирующей деятельности государства.
б) сформирован рынок прав на побочные эффекты (например, прав на загрязнение окружающей среды). Пример: ведомство, защищающее природу, определяет предельно допустимый уровень загрязнения реки в 1000 тонн в год и реализует 1000 прав на загрязнение по 1 тонне каждое. Рост населения и предприятий в данном регионе может привести к увеличению спроса на загрязнение при том же предложении прав, что поднимет цены на данные права и побудит конкурирующие фирмы во избежание роста издержек производства использовать более «чистые» технологии. Если местное отделение партии защитников окружающей среды («зеленых») решит улучшить экологическую ситуацию в регионе, оно может выкупить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. В результате этого цена лицензий опять-таки повысится, что явится залогом улучшения здесь экологической ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|