Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.




2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

Общественные блага (товары коллективного пользования) отличаются от индивидуальных по двум основным признакам.

Во-первых, они неделимы, поэтому не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.

Известно, что рынок удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Классический пример общественного товара – маяк. Он строится не потому, что его можно выгодно продать одному пользователю и отстранить всех остальных, а в том случае, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ.

Аналог – национальная оборона, охрана общественного порядка, дорожная разметка, регулирование паводков, борьба с насекомыми и т. п.

Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др. ). Такие блага называют квазиобщественными, но и они в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы высшего образование, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).

Могут быть различные варианты финансирования общественных и квазиобщественных:

а) сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

б) выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных и потребительских товаров в производство управляемых ракет, военных самолетов, строительство школ и автомагистралей. Направления такого сознательного изменения структуры ВНП, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, прежде всего путем голосования в парламенте.

 

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, и появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

 

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции. Поэтому возникает необходимость проведения правительством антиинфляционной политики.

 

5. Рынок не гарантирует каждому права на труд, так как не обладает способностью обеспечивать полную занятость, и в условиях рыночных отношений каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе. Возникает необходимость государственного регулирования занятости.

6. Рынок не гарантирует каждому доход и не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения. С позиций рынка справедливым признается любой доход, полученный в условиях свободной конкуренции, то есть в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др. ). В результате рыночное распределение доходов может привести к чрезмерной дифференциации доходов. Возникает необходимость проведения политики перераспределения доходов и богатства через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т. п. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

7. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Это объясняется тем, что подобная деятельность связана с длительным сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, а также требует реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.

 

8. Рынок может усугубить региональные проблемы, периодически обостряющиеся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов.   Возникает необходимость проведения государством его соответствующей региональной политики.

 

9. Рынок не гарантирует защиту национальных интересов в международных экономических отношениях. Непременным условием здорового развития экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...