Средняя численность подроста на учетной площадке, экз.
Ошибка средней численности подроста, экз.
Коэффициент вариации, %
Точность исследования, %
Численность подроста,
тыс. экз. /га
Коэффициент гомогенности
Коэффициент встречаемости, %
Оцените успешность естественного лесовозобновления, осветив следующие аспекты исследования:
1) По коэффициенту вариации охарактеризуйте разброс (рассеивание) измеряемой величины (средняя численность подроста на одной учетной площадке) относительно среднего значения.
2) Сделайте вывод о точности проведенного исследования.
3) На основании полученных данных обоснуйте выбранный способ лесовосстановления. Для определения способа лесовосстановления воспользуйтесь данными табл. 38. Полученные результаты запишите в графу «Рекомендуемые мероприятия (способ лесовосстановления)» табл. 37.
4) На основании полученного коэффициента встречаемости и по коэффициенту гомогенности охарактеризуйте подрост по распределению по площади (табл. 39).
5) На основании численности подроста на 1 га (Мга) охарактеризуйте подрост по густоте (табл. 39).
Т а б л и ц а 38
Способы лесовосстановления в зависимости от естественного лесовосстановления
ценных лесных древесных пород для среднетаежного района
европейской части Российской Федерации (Правила лесовосстановления, 2007)
Способы
лесовосстановления
Древесные породы
Группы типов леса,
типы лесорастительных
условий
Количество жизнеспособного подроста, тыс. экз. на 1 га
Естественное
путем мероприятий по сохранению
подроста
Сосна, лиственница
Лишайниковые, вересковые, брусничные
1, 6
Кисличные, черничные
1, 1
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
1, 1
Ель
Вересковые, брусничные
1, 6
Кисличные, черничные
1, 4
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
1, 4
путем минерализации почвы
Сосна, лиственница
Лишайниковые, вересковые, брусничные
0, 6-1, 6
Кисличные, черничные
0-1, 3
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
0, 5-1, 1
Ель
Вересковые, брусничные
0, 7-1, 6
Кисличные, черничные
0, 7-1, 5
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
0, 6-1, 3
Комбинированное
Сосна, лиственница
Лишайниковые, вересковые, брусничные
1, 1-1, 5
Кисличные, черничные
1, 1-1, 5
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
-
Ель
Вересковые, брусничные
-
Кисличные, черничные
1, 1-1, 5
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
-
Искусственное
Сосна, лиственница
Лишайниковые, вересковые, брусничные
Менее 0, 5
Кисличные, черничные
Менее 0, 6
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
Менее 0, 5
Ель
Вересковые, брусничные
Менее 0, 7
Кисличные, черничные
Менее 0, 7
Долгомошные, травяно-болотные, сфагновые
Менее 0, 6
Т а б л и ц а 39
Классификация подроста по густоте и распределению по площади
Классификация подроста по густоте
Классификация подроста
по распределению по площади
Категория
подроста по густоте
Численность,
тыс. экз. на 1 га
Характер распределения подроста
на площади
Коэффициент встречаемости, %
Редкий
Средней густоты
Густой
До 2
2-8
Более 8
Неравномерное
Равномерное
Групповое
40–65
Свыше 65
Не менее 10 мелких или 5 средних и крупных экз.
6) Сделайте вывод об успешности естественного лесовозобновления, учитывая, что в южной и средней подзонах тайги древостои с полнотой 0, 7 и выше формируются из подроста, имеющего исходную численность более 2-3 тыс. экз. на 1 га и встречаемость более 40-50%. При таких показателях численности и встречаемости подроста можно говорить об успешности естественного лесовозобновления.
По результатам работы заполните табл. 41. При заполнении табл. 41 воспользуйтесь данными о средних высотах и возрасте подроста ели на объектах исследования из табл. 40.
Т а б л и ц а 40
Средние высота и возраст подроста ели на объектах исследования
Номер
варианта задания
Средние
высота подроста, см
возраст подроста, лет
мелкого
среднего
крупного
мелкого
среднего
крупного
46, 7
110, 9
352, 2
4, 8
8, 3
16, 7
30, 0
109, 5
244, 7
3, 8
8, 1
14, 5
41, 8
95, 1
376, 1
4, 3
7, 1
16, 8
41, 8
94, 0
321, 6
4, 5
7, 2
16, 1
36, 1
107, 9
327, 9
4, 2
8, 0
16, 2
33, 8
114, 2
352, 9
4, 1
8, 6
17, 7
40, 0
114, 0
296, 3
3, 5
8, 3
15, 0
39, 3
108, 3
352, 3
4, 4
7, 9
16, 7
35, 0
108, 3
246, 1
4, 1
8, 2
14, 5
40, 0
101, 1
354, 4
4, 4
7, 6
16, 6
Т а б л и ц а 41
Сводные показатели для оценки успешности естественного лесовозобновления (по А. В. Грязькину)
Подрост
Порода
Жизнеспособный
Нежизнеспособный
Сухой
Всего без сухого
мелкий
(до 0, 5 м)
средний
(0, 51- 1, 5 м)
крупный
(более
1, 5 м)
итого
мелкий
(до 0, 5 м)
средний
(0, 51- 1, 5 м)
крупный
(более
1, 5 м)
итого
мелкий
(до 0, 5 м)
средний
(0, 51- 1, 5 м)
крупный
(более
1, 5 м)
итого
мелкий
Σ Nм
средний
Σ Nср
крупный
Σ Nк
итого
1. Общее количество подроста на всех учетных площадках, экз.
2. Распределение подроста по категориям состояния, %
3. Распределение подроста по группам высот; % (для последних 4 колонок)
4. Средние характеристики для подроста по данным учета (в столбце «Итого» высчитывается средневзвешенная высота (Нср, см) и средневзвешенный возраст (Аср, лет) подроста, а по ним средний прирост за год (Zср, см/год) для жизнеспособного, нежизнеспособного, сухого подроста и всего без сухого по нижеприведенным формулам)
где SN – итоговое число подроста с учетом пересчета мелкого и среднего подроста в крупный на всех учетных площадках, экз.; n – количество учетных площадок; S – площадь одной учетной площадки (10 м2).
Задание 2. Письменно ответьте на вопросы для самоконтроля:
1. Что мешает прорастанию семян хвойных пород, росту всходов и самосева в каждой группе типов леса (по В. Н. Сукачеву)?
2. Дайте определение понятиям «всходы», «самосев» и «подрост».
3. Перечислите виды вегетативного возобновления древесных пород. Приведите примеры.
4. Укажите виды растений, принадлежащих по способу распространения семян к анемохорным, зоохорным и гидрохорным.
5. Укажите основные методы учета плодоношения основных лесообразующих пород.
6. Одинаково ли плодоносят в чистом древостое деревья разных классов роста и развития?
7. Назовите преимущества и недостатки естественного лесовозобновления.
8. Укажите основные методы учета естественного лесовозобновления.
9. Назовите основные показатели для оценки успешности естественного лесовозобновления.
10. Для ели и сосны укажите оптимальные величины численности и встречаемости подроста для формирования будущего древостоя. Сравните с густотой лесных культур.