на активизацию словаря. И развитие связной речи. «выполни команду». «скажи какой». «кто больше увидит и назовет». «что напутал буратино? »
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрослый говорит: — Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внимательны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках! — Подпрыгните, дети с синими флажками! — Покружитесь, девочки с красными флажками! «СКАЖИ КАКОЙ» Цель: Выделять признаки предметов. I Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например: — Это мяч. — Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он... (какой? )».
«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ» Цель: Выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, например: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.
«ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО? » Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу! » Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ» Цель: Выделять начало и конец действия и правильно называть их. Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку. «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ» Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку. «ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ» Цель: Использовать в речи глаголы. Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают. Игра проводится в форме соревнования.
«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ» Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия. Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий. Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (стала умываться). Коля оделся и... (побежал гулять). Он замерз и... (пошел домой). Зайчик испугался и... (убежал, спрятался). Ира обиделась и... (заплакала). Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения. «КАК МЕДВЕЖОНОК КАТАЛСЯ НА МАШИНЕ» Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет. Рассказываем и показываем: — Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше. После инсценировки просим детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остановился... вышел... стал накачивать колесо... накачал... поехал).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|