Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 на активизацию словаря. И развитие связной речи. «выполни команду». «скажи какой». «кто больше увидит и назовет». «что напутал буратино? »




Картотека

дидактических игр

 НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ  

И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ»

Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.

Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделе­ния такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрос­лый говорит:

— Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внима­тельны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках!

— Подпрыгните, дети с синими флажками!

— Покружитесь, девочки с красными флажками!

«СКАЖИ КАКОЙ»

Цель: Выделять признаки предметов.              I

Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, на­пример:

— Это мяч.

— Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он...

(какой? )».

 

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»

Цель: Выделять и обозначать словом части предмета, его внеш­ние признаки.

Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны бу­дут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, воло­сы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и по­бедит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». По­лучаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, на­пример: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали при­лагательные с существительными в роде и числе.

«ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО? »

Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Расска­зывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу! » Дети должны заметить все неточности и ошибки и ис­править их.

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

Цель: Выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два последо­вательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье су­шиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, цара­пается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бега­ет; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»

Цель: Использовать в речи глаголы.

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отды­хать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

Игра проводится в форме соревнования.

«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые дейст­вия.

Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девоч­ка кормит куклу; покормит и уложит спать.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и... (стала умываться).

Коля оделся и... (побежал гулять).

Он замерз и... (пошел домой).

Зайчик испугался и... (убежал, спрятался).

Ира обиделась и... (заплакала).

Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.

 «КАК МЕДВЕЖОНОК КАТАЛСЯ НА МАШИНЕ»

Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сю­жет.

Рассказываем и показываем:

— Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и по­ехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Мед­вежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.

После инсценировки просим детей назвать все, что делал мед­вежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остано­вился... вышел... стал накачивать колесо... накачал... поехал).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...