Тема 2.3. Методы лесозащиты. Литература. Методические указания
Тема 2. 3. Методы лесозащиты. Студент должен уметь: - определять степень угрозы насаждениям от хвое - и листогрызущих и стволовых вредителей; - выбирать методы борьбы с вредителями и болезнями леса; - заполнять документацию по надзору и защите лесов; знать: - классификацию лесозащитных мероприятий; - надзор за появлением и распространением вредителей и болезней леса; - виды надзора; - карантин растений; - методы борьбы с вредителями и болезнями леса; - особенности лесопатологического надзора; - учет численности энтомовредителей и степени пораженности древостоев инфекционными заболеваниями в зонах радиоактивного загрязнения.
Организация службы лесозащиты. Права и обязанности должностных лиц. Зональные системы лесозащитных мероприятий. Классификация лесозащитных мероприятий. Основные методы учёта вредителей и болезней. Санитарная безопасность в лесах. Лесозащитное районирование. Лесопатологическое обследование. Лесопатологический мониторинг, объекты, методы мониторинга. Санитарно-оздоровительные мероприятия. Цели, условия, назначения, сроки проведения санитарных рубок. Категории состояния деревьев и назначение их в рубку. Нормативы выборочных санитарных рубок. Санитарные требования к использованию лесов. Карантин растений. Биологические методы борьбы. Основные положения биометода, преимущества и перспективность. Использование микроорганизмов, вирусов, энтомофагов и позвоночных животных для защиты леса. Характеристика основных биопрепаратов. Химические методы борьбы. Преимущества и недостатки химической защиты растений. Классификация пестицидов и требования, предъявляемые к ним. Влияние ядохимикатов на растения, животных и человека. Понятие о токсичности, дозе, концентрации и норме расхода пестицидов. Рабочие составы пестицидов. Характеристика главнейших инсектицидов, фунгицидов и зооцидов. Способы применения пестицидов.
Биофизические и механические методы борьбы. Простейшие приемы механического уничтожения вредных организмов. Использование ловушек различных конструкций, аттрактантов, половой стерилизации вредных насекомых и других средств борьбы. Интегрированный метод борьбы и его перспективность. Литература Основная: (1), (4), (5), (8), (16) с. 281-298 Дополнительная: (1) с. 28 -132 Методические указания
Федеральный орган управления лесным хозяйством уделяет большое внимание изучению вопросов по организации, назначению и технике проведения лесозащитных мероприятий, т. к. данные работы в лесу являются основополагающими при выращивании здорового, высокопродуктивного леса. Базой для изучения данного раздела являются знания, приобретенные Вами при изучении предыдущих тем. Чтобы правильно планировать и проводить лесозащитные мероприятия нужно хорошо знать вредные и полезные для леса организмы, кроме того, нужно хорошо знать почвоведение, дендрологию и лесоведение, лесную таксацию, чтобы уметь определять причину заболевания, правильно и своевременно назначать лесозащитные мероприятия, правильно отводить лесную площадь, предназначенную для проведения лесозащитных мероприятий. Лесозащитные работы начинаются с лесопатологического мониторинга и обследований лесных массивов. Для ознакомления с данными работами следует проработать соответствующие руководства (см. приказ Рослесхоза № 523 от 29. 12. 2007). Нужно хорошо знать организацию службы лесозащиты, права и обязанности должностных лиц, особенно межрайонного инженера-лесопатолога, права и обязанности которого в вопросах лесозащиты весьма обширны.
Необходимо посетить лесничество, обратиться к участковому лесничему или инженеру по защите и охране леса, ознакомиться с действующей нормативной документацией по лесозащите, с организацией надзора за появлением и распространением вредителей и болезней в данном лесничестве, посмотреть «Объяснительную записку» к таксационному описанию с целью ознакомления с системой лесозащитных мероприятий, намеченных инвентаризационным лесопатологическим обследованием в период лесоустройства. Обратите внимание на лесохозяйственные методы борьбы, которые заключаются в повышении устойчивости леса к болезням и вредителям, они начинаются с момента сбора семян (поговорка: «лес начинается с шишки» – со здорового неповрежденного семени) и кончаются правильным проведением рубок в лесу. Это профилактические мероприятия, которые при ведении лесного хозяйства должны стоять на первом месте (легче болезнь предупредить, чем вылечить). Обратите внимание на биологический метод борьбы, как наиболее перспективный и экологически чистый по отношению к химическому, наиболее распространенному методу. Он основан на антагонистических отношениях живых организмов в природе. С успехом можно использовать насекомоядных птиц, зверей, энтомофагов путём создания ремиз, развешивания искусственных гнездовий, охраны муравейников и т. д. Стали шире использоваться биопрепараты, основанные на микроорганизмах, вызывающие болезни у вредителей леса. Химический метод подвергается критике, но остается одним из наиболее широко применяемых. Нужно хорошо знать основные химические препараты, условия их применения, способы приготовления и концентрации рабочих жидкостей, чтобы не навредить окружающей среде и эффективнее провести обработку насаждений. Любая деятельность, связанная с применением пестицидов на территории России, регламентируется ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Согласно этому закону ежегодно публикуется «Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ». Расчет потребного количества пестицида и воды производится по заданной концентрации рабочего состава по действующему веществу.
Пользуйтесь формулой: где: Vпр - требуемое количество препарата, кг; Vрс - количество рабочего состава, л; Кпр - концентрация препарата, %; Крс — концентрация рабочего состава, %. Количество воды определяют как разность Vрс - Vпр. Последнее время широкое применение находят аттрактанты – аналоги половых феромонов девственных самок насекомых. Применяют аттрактанты против хвое- и листогрызущих и стволовых вредителей. Шире стал применяться интегрированный метод борьбы, совмещающий несколько методов и дающий высокоэффективные результаты. Например: химический и биологический (в рабочий состав биопрепарата добавляют немного ядохимиката, что ослабляет личинок и ускоряет процесс их заболевания). Тема очень обширная, при изучении ее Вы должны получить определенные практические навыки для работы в лесу. Самостоятельно Вам необходимо изучить теоретический материал, ознакомиться с нормативными документами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|