Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия
Основное назначение практических занятий по гражданскому праву заключается в том, чтобы помочь студентам глубоко изучить теоретические положения по заданной теме, хорошо уяснить содержание соответствующих норм гражданского законодательства и практику их применения. Кроме того, в ходе практических занятий выясняется степень усвоения студентами изучаемого материала, качественный уровень их знаний, добросовестность отношения к самостоятельной работе над темой. Таким образом, практические занятия выполняют также важную контрольную функцию в учебном процессе. Особую методическую роль играет первое практическое занятие, на котором студенты должны получить четкое представление об особенностях практических занятий по дисциплине «Гражданское право». Подготовка преподавателя к первому занятию начинается с определения (уточнения) и уяснения им цели, задач и форм проведения практических занятий по гражданскому праву. Цель практического занятия по гражданскому праву двояка: разобрать основные понятия гражданского права, их значение, разобрать наиболее сложные для усвоения студентов теоретические аспекты отдельных договорных моделей, а также научить студентов работать с гражданским законодательством об отдельных видах обязательств. Такая цель предопределяет постановкуследующих задач: а) сформировать у студентов устойчивые теоретические знания по основным понятиям гражданского права, общим положениям гражданского права, базовым характеристикам договорного правоотношения (понятие, видообразующие признаки, существенные условия, ключевые особенности исполнения обязательства и ответственности сторон);
б) активизировать теоретические знания студентов применительно к конкретной практической ситуации (вопросу, спору и т.п.); в) научить студентов применять эти знания при решении практических дел, прежде всего — верно определять характер возникших правоотношений; г) научить студентов работать с законодательством: находить правовые нормы, соответствующие возникшим правоотношениям, правильно читать и комментировать их и на этой основе — верно применять их; д) научить студентов правильно составлять основные типовые документы, оформляющие решение (консультацию, экспертизу, решение суда и т.п.) Занятия могут проводиться в следующих формах: а) решение учебных дел (задач) с упором на практическую работу с текстами законодательных и иных нормативных правовых актов (основная форма); б) деловые игры (подготовка и проведение учебных судебных заседаний и т.п.); в) иные формы, позволяющие решать указанные выше цели и задачи практических занятий. По ряду тем, связанных с изучением вопросов, не имеющих однозначного решения в юридической науке и судебной практике, предполагается проведение групповых дискуссий. Использование этого методического средства обучения позволяет не только выявить мнение аудитории, но также способствует формированию у студентов навыков ведения дискуссии, поиска доводов в поддержку выдвигаемых суждений и построения логической аргументации. В отдельных (исключительных) случаях практические занятия могут быть заменены теоретическим семинаром с подготовкой студентами докладов и (или) на встречу с приглашенными практическими работниками, с обязательным последующим обсуждением поставленных проблем.
Проведение первого занятия.По содержанию первое занятие, как правило, делится на четыре составные части: организационную, информационную, методическую, заключительную.
Организационная часть вводного занятия предполагает: а) представление преподавателя студентам; б) определение студента (как правило, старосты группы), с которым в дальнейшем будут решаться организационные вопросы; в) знакомство с составом группы, на основе поименного списка группы (список готовится заранее или составляется по поручению преподавателя старостой группы в начале занятия); г) установление преподавателем правил, которые будут действовать в случаях, если студенты опаздывают на занятия, пропускают занятия, не выполняют Информационная часть первого занятия предполагает: а) предоставление студентам систематизированных сведений об учебном курсе (дисциплине) «Гражданское право»; б) доведение преподавателем до студентов целей, задач, форм и порядка проведения практических занятий; в) информирование преподавателем студентов о формах контроля по итогам практических занятий (зачет, экзамен); о порядке их проведения (форма приема: по билетам (вопросам), без билетов (вопросов), структура билетов (например, наличие в них не только теоретических вопросов, но и учебных дел (задач) и т.п.); г) информирование преподавателем студентов об учебно-методическом обеспечении практических занятий. Методическая часть первого занятияпредполагает: а) знакомство студентов с методикой решения учебных дел (задач); б) применение этой методики к решению учебного дела (задачи). Заключительная часть первого занятияотводится для того, чтобы: а) подвести итоги; б) дать студентам домашнее задание. При подведении итогов занятия целесообразно: а) акцентировать внимание студентов на тех основных теоретических положениях, которые были использованы для решения дел (задач); б) напомнить студентам, как эти теоретические знания помогли решить конкретные практические вопросы; в) обратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при работе с законодательством: при определении характера возникших правоотношений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании; г) обратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при составлении основных типовых документов.
Домашнее задание включает: а) наименование темы и основных вопросов этой темы; б) номера задач, которые необходимо решить к следующему практическому занятию; при этом следует особо обратить внимание студентов на то, что задачи должны быть решены письменно; в) рекомендации преподавателя по перечню необходимых для решения заданных задач дополнительных нормативных правовых актов и актов судебной практики (обратить внимание на принятие новых актов или изменений действующих); г) рекомендации преподавателя по основным литературным источникам, которые содержат теоретические основы решения домашних задач. Последующие практические занятия по содержанию будут отличаться от первого занятия. В частности, отпадает необходимость в информационной и методической частях, они заменяются содержательной частью (собственно обсуждение теоретических вопросов и решение задач). Организационная часть сохраняется в форме контроля посещаемости, отметок о текущей успеваемости, однако целесообразно на каждом занятии отводить время на заключительную часть. Решение и разбор задачи должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы). Для этого на первом занятии студентам разъясняется методика решения задач, которая сводится в основном к следующим последовательным операциям. Прежде всего, необходимо определить характер и вид возникших правоотношений, с учетом чего определяется круг нормативных правовых актов, подлежащих применению. Далее определяются теоретические основы решения дела (в том числе с привлечением дополнительной литературы, где более детально исследованы соответствующие правоотношения). Также определяется круг материалов судебной практики по данной категории дел (практика применения закона, регулирующего данное правоотношение или практика рассмотрения аналогичных дел, если в нормативной базе ответ на вопросы не найдены).
Далее необходимо сформулировать основные положения в обоснование каждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их. На этой основе можно кратко и четко сформулировать промежуточные и итоговые выводы. Письменное оформление решения возможно в виде проекта процессуального документа или заключения специалиста. Каждый преподаватель вправе сформировать и предложить свою систему методических положений и приемов решения задач, которая позволит достичь цели и задачи практического занятия. При решении задачи на занятии необходимо приучать студентов кратко излагать суть рассматриваемой проблемы, определять характер и вид возникших правоотношений, их нормативную базу. Только после этого студент должен переходить к своим доводам и выводам по задаче. Активное обсуждение правильности предложенного решения, поощрение изложения иных точек зрения приводит к выработке профессиональных компетенций юриста (публичное выступление, корректное ведение спора, опровержение доводов оппонента и т.п.). Если студенты не могут предложить верного решения, преподаватель через последовательность наводящих вопросов помогает прийти к такому решению. Таким образом, в ходе решения задачи на основе анализа фактических обстоятельств, изложенных в задаче, студент должен дать им юридическую оценку, правильно квалифицировать, определить правовые нормы, на основе которых надлежит решить спор, правильно их истолковать и юридически грамотно сформулировать решение данного казуса. Одновременно с этим следует рассмотреть связанные с содержанием задачи теоретические положения гражданского права, объясняющие природу спорного отношения, способы и механизм воздействия на него правовых средств, порядок их применения и т. д. При решении задач и обсуждении деловых ситуаций необходимо также выявлять связи изучаемого института с другими институтами отрасли гражданского права, а также с другими отраслями права (прежде всего – теории права, а также конституционным, административным, уголовным правом, гражданским процессом).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|