Комментирование (обратная связь)
Центральной частью интерактивного занятия является само упражнение (ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п.), но не менее значима, особенно при обучении практическим навыкам, заключительная часть занятия – подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий студентов. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления. В качестве наблюдателей-комментаторов могут выступить, прежде всего, сами студенты. Но если комментирует преподаватель, хотелось бы, чтобы и его критика воспринималась студентами как помощь коллеги. К сожалению, студент - субъект критики, не всегда бывает готов благожелательно воспринимать комментарии других студентов, да и преподавателя, и тогда этот комментарий не достигает своих целей. Частая первая естественная реакция – это реакция отторжения: “я не хочу слышать никакой критики”, “комментатор сам не прав” и т.п. Критикуемый может замкнуться, закрыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки. Еще одна возможная нежелательная реакция – это реакция оправдания: “я все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое”. Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту. Желаемая реакция – понимание: “я понял, в чем был не прав, что вы имеете в виду...”. В результате критикуемый сам может объяснить недостатки выполнения задачи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недостатков. Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый студент не просто осознает, он еще раз внутренне переживает ситуацию и формирует новый образ поведения: “теперь я бы действовал так...”.
Также не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемого. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в аналогичных ситуациях. Обсуждая действия студентов, хорошо соблюдать следующие рекомендации: · Дайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому. · Отнеситесь с уважением ко всему, что он делает. · Найдите успехи в действиях студента и сообщите ему о его достижениях. · Одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожиданные ходы. · Не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения нет, что возможны и другие варианты. · Высказывайтесь кратко и точно. · Критикуя, ограничьтесь двумя-тремя темами. Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания. 1. ТЕМА Определите тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить, – например, “давайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале допроса”, “я хочу сказать о том, как завершать допрос”, “я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых следователем” и т.п.)
2. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Продемонстрируйте, повторите те действия, слова критикуемого, которые вам показались удачными/неудачными (“в начале допроса вы задали такой вопрос: …”).
3. ДИАГНОСТИКА Объясните, в чем достоинство/недостаток действий юриста, каковы возможные положительные/отрицательные последствия таких действий (“после такого вопроса…”).
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры (“можно было бы задать этот вопрос по-другому, например, так - …”). Такой детальный комментарий оказывается по настоящему полезным. Чтобы провести такой комментарий, надо быть предельно внимательным к действиям студента, необходимо записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п., иначе невозможно воспроизвести действия студента. Заключительная часть комментария – моделирование – стимулирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, лучше всего немедленно повторить упражнение. Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный – критический и одновременно благожелательный настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это, возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методов: в ходе таких занятий моделируется система профессиональных отношений. Преподаватель и студенты могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества.
Как уже отмечалось, разработано огромное количество разнообразных интерактивных методов организации учебной деятельности. Но есть и универсальные рекомендации по использованию интерактивных методов – они касаются структуры занятия и техники работы преподавателя.
Структура интерактивного занятия
Со значительной степенью условности в интерактивном занятии можно выделить следующие элементы: Мотивация Согласование ожидаемых результатов Предоставление студентам необходимой информации Выполнение студентами выданного задания Подведение итогов занятия Рассмотрим возможный ход разработки такого занятия.
1. Определение ожидаемых (планируемых) учебных результатов. Предлагается выделять три вида учебных результатов: 1) Описывающие знания 2) Описывающие умения и навыки 3) Описывающие ценности (установки, отношение) Учебные результаты это - результаты студента, достигнутые студентом и в интересах студента, а не просто запланированные преподавателем цели. Важным представляется, продумывая учебные результаты, задумываться над вопросом, в каких именно аспектах может вырасти профессиональный уровень студента в результате проведенного занятия? Именно формулировка результата предопределяет и содержание занятия, и выбор метода, и подбор материалов, и способы обратной связи.
Наиболее сложными для формулирования учебными результатами являются результаты из области знаний. “Знать” для студента-юриста не может ограничиваться только запоминанием и воспроизведением информации, полученной из лекции, текста учебника, закона. Знание для юриста, кроме того, означает: понял ли он основную идею текста, проанализировал ли его, может ли сравнить его с другим текстом, может ли объяснить его содержание другому человеку, проинтерпретировать в своих целях, применить (сослаться, вписать в иной контекст), обобщить, сделать выводы, оценить, критически отнестись к тексту, предложить изменения или иной текст на эту тему. Поэтому при планировании результатов занятия хорошо использовать следующую формулировку: “После этого занятия студент сможет сделать…”. Интерактивное обучение в значительной части является обучением посредством имитации профессиональной деятельности. Поэтому именно так следует формулировать учебные результаты: они описывают, что студент сможет сделать в результате проведенного занятия. Сочетание глаголов “сможет сделать”, а не “сделает” или “должен сделать” указывает на вероятностный характер достижения результата. Преподаватель не в состоянии гарантировать или даже прогнозировать, что все студенты достигнут одинаковых результатов. Он не можем быть даже уверенным, что все студенты будут в равной степени стремиться к достижению всех предложенных результатов. Это лишь предложение, сделанное, на взгляд преподавателя, в интересах студентов. Но выбор и окончательная оценка - за ними. Здесь не уместны традиционные формулировки, касающиеся приобретения знаний, типа “получит знания о…”, “узнает о…” и т.п. Следует использовать формулировки типа: сможет описать, рассказать, перечислить, классифицировать, сравнить, объяснить … и т.п.
Чтобы спланировать результаты, описывающие умения и навыки (т.е. способность действовать) надо и описывать эти действия, например: - Студент сможет подготовить проект договора, или - Студент сможет эффективно провести допрос … и т.д. Сложнее всего формулировать результаты, описывающие ценности. Описать внешнее проявление внутренних качеств, личностных характеристик можно через описание социально-правовых, этических проблем, над которыми студент задумается и к которым выразит свое отношение. При этом вряд ли возможно описать, какое именно отношение сформируется у студента (позитивное, негативное, равнодушное). Но в ходе занятия преподавателю рекомендуется создать такую образовательную ситуацию, в которой студент не просто запомнит какие-то тексты, теории, советы, но и задумается о ценности тех общественных благ, нравственных основ, во имя которых и совершаются те или иные действия, критически осмыслит социально-правовую реальность, выработает свое личное прочувствованное, осознанное отношение к правовым феноменам, ситуациям, проблемам. Поэтому и предлагается в этих случаях при формулировании учебных результатов прямо указывать на эти “ценностные”, “воспитательные” результаты: Студент сможет задуматься и выразить свое отношение к…” Рекомендуется определять для одного занятия не более 2-3 ожидаемых результатов. Эти формулировки следует предложить студентам при выдаче им задания, либо, как минимум, в самом начале занятия. Преподаватель должен быть готов прокомментировать эти формулировки, проверить, как понимают их студенты и, если необходимо, то и изменить как саму формулировку ожидаемых результатов занятия, так и сами ожидаемые результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|