Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимальные значения параметров микроклимата на рабочих местах

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Практикум

 

Пермь 2006

УДК 621.7.148

ББК 79.3

Б 97

 

 

Рецензенты:

 

Кафедра Безопасности жизнедеятельности Пермского государственного технического университета, заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор В.А.Трефилов;

Заведующий кафедрой Экологии и безопасности жизнедеятельности Пермского государственного университета, доктор биологических наук, профессор Б.В.Тестов

 

 

Коллектив авторов:

 

Крашевский Л.В., Манташов М.А., Масюк П.А., Машевская И.В.

Б 97 Безопасность жизнедеятельности: Практикум. – Пермь: ПГСХА, 2006, 275 с.

 

 

Этот сборник практических занятий предназначен для студентов инженерных специальностей вузов. Книга станет хорошим помощником в изучении дисциплины, при проведении практических занятий, подготовке к сдаче экзаменов и зачетов, в написании рефератов.

 

 

ББК 79.3

 

 

Содержание

 

1. Практическое занятие № 1. Освоение методов и средств контроля параметров микроклимата……………………………………………………………………….. 3

2. Практическое занятие № 2. Освоение методов контроля вредных веществ…………………………………………………………………………….….. 16

3. Практическое занятие № 3. Методы анализа производственного травматизма на предприятии ……………………………………………………………………..25

4. Практическое занятие № 4. Расследование несчастных случаев на производстве ……………………………………………………….…………………………….31

5. Практическое занятие № 5. Разработка документов по обеспечению безопасности работ на рабочих местах…………….….……………………………………54

6. Практическое занятие № 6.Установление требований безопасности при проведении инструктажа.………….……………………………………………..…….62

7. Практическое занятие № 7. Первая помощь пострадавшему от электрического тока………………………………….…………………………………………….….67

8. Практическое занятие № 8. Выполнение организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ не электроустановках…………………………………………………………….………………….…...71

9. Практическое занятие № 9. Проверка переносных и бытовых электроприемников…………………………………………………………….……………….......76

10. Практическое занятие № 10. Средства защиты, используемые в электрических установках…………………………………………….…………………….…85

11. Практическое занятие № 11. Испытание электрозащитных средств….…...100

12. Практическое занятие № 12. Порядок применения огнетушащих веществ и технических средств тушения пожаров……………………………………..……109

13. Практическое занятие № 13. Разработка документов и расчеты по обеспечению пожарной безопасности на объектах АПК………………………….….…..125

14. Практическое занятие № 14. Организация противопожарной защиты на объектах АПК……………..…………………………….………………….…….……143

15. Практическое занятие № 15. Применение средств индивидуальной защиты на производстве…………………………………………..……………….……….160

16. Практическое занятие № 16. Оценка радиационной обстановки при авариях на радиационно-опасных объектах………………………………….……….…...177

17. Практическое занятие № 17. Оценка химической обстановки при авариях на химически опасных объектах и транспорте……………………………….……..191

18. Практическое занятие № 18. Оценка обстановки в районе пожаро- и взрывоопасного объекта………………………………..………………………………....213

19. Практическое занятие № 19. Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля…………………..………………………………..223

20.Практическое занятие № 20. Отработка приемов, правил эксплуатации и применение средств индивидуальной защиты от радиоактивных и химически опасных веществ……………………………………..………………….…………235

21. Практическое занятие № 21. Методика количественной оценки риска..….240

22. Практическое занятие № 22. Методы оценки риска опасного состояния системы…………………………………………………………………………………248

23. Практическое занятие № 23. Организация безопасной работы на компьютере …………………………………………………………………….………..………269

Практическое занятие № 1.

Тема: Освоение методов и средств контроля параметров микроклимата.

Цель: изучить параметры микроклимата на рабочем месте, воздействующие на состояние здоровья и работоспособность человека, методы и приборы для их измерения.

Вопросы:

1. Основные параметры микроклимата.

2. Приборы и методы измерения параметров микроклимата на рабочем месте.

3. Мероприятия по нормализации состояния воздушной среды производственных помещений.

 

1

Состояние здоровья человека, его работоспособность в значительной степени зависят от микроклимата на рабочем месте. Не имея возможности эффективно влиять на протекающие в атмосфере климатообразующие процессы, люди располагают качественными системами управления факторами воздушной среды внутри производственных помещений.

Микроклимат производственных помещений – это климат внутренней среды данных помещений, который определяется совместно действующими на организм человека температурой (t, оC), относительной влажностью (j, %) и скоростью движения воздуха (V, м/с), а также температурой окружающих поверхностей (интенсивность теплового излучения (I, Вт/м2)).

Относительная влажность воздуха представляет собой отношение фактического количества паров воды в воздухе при данной температуре D(г/м3) к количеству водяного пара, насыщающего воздух при этой температуре, D0(г/м3): 

                              j= ×100%.

(ГОСТ 12.1.005 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»).

Требования этого государственного стандарта установлены для рабочих зон – пространств высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного и временного пребывания работающих. Постоянным считают рабочее место, на котором человек находится более 50% рабочего времени (или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Если в производственном помещении находятся различные источники тепла, температура которых превышает температуру человеческого тела, то тепло от них самопроизвольно переходит к менее нагретому телу, т.е. к человеку. Известно, что различают три принципиально разных элементарных способа распространения тепла: теплопроводность, конвекцию и тепловое излучение.

Теплопроводность представляет собой перенос тепла вследствие беспорядочного (теплового) движения микрочастиц (атомов, молекул или электронов), непосредственно соприкасающихся друг с другом. Конвекцией называется перенос тепла вследствие движения и перемещения макроскопических объемов газа или жидкости. Тепловое излучение – это процесс распространения электромагнитных колебаний с различной длиной волны, обусловленной тепловым движением атомов или молекул излучающего тела. В реальных условиях, тепло передается не каким – либо одним из указанных выше способов, а комбинированным.

Тепло, поступающее в производственное помещение от различных источников, влияет на температуру воздуха в нем. В производственных помещениях с большим тепловыделением приблизительно 2/3 тепла поступает за счет излучения, а практически все остальное количество приходится на долю конвекции. Источником теплового излучения в производственных условиях являются нагретые поверхности.

Человек в процессе труда постоянно находится в состоянии теплового взаимодействия с окружающей средой. Для нормального протекания физиологических процессов в организме человека требуется поддержание практически постоянной температуры его внутренних органов (приблизительно 36,60C). Способность человеческого организма к поддержанию постоянной температуры носит название терморегуляции. Терморегуляция достигается отводом выделяемого организмом тепла в процессе жизнедеятельности в окружающее пространство.

Теплоотдача от организма человека в окружающую среду происходит следующими путями: в результате теплопроводности через одежду (Qт); конвекции тела (Qк), излучения на окружающие поверхности (Qи), испарения влаги с поверхности кожи (Qисп), а также за счет нагрева выдыхаемого воздуха (Qв), т.е.:

Qобщ = Qт + Qк + Qи + Qисп + Qв.

Представленное уравнение носит название уравнения теплового баланса. Вклад перечисленных выше путей передачи тепла непостоянен и зависит от параметров микроклимата в производственном помещении, а также от температуры окружающих человека поверхностей (стен, потолка, оборудования и др.). Основную долю в процессе отвода тепла от организма человека (порядка 90% общего количества тепла) вносят излучение, конвекция и испарение.

Нормальное тепловое самочувствие человека при выполнении им работы любой категории тяжести достигается при соблюдении теплового баланса, уравнение которого приведено выше. Рассмотрим, как влияют основные параметры микроклимата на теплоотдачу от организма человека в окружающую среду.

Влияние температуры окружающего воздуха на человеческий организм связано в первую очередь с сужением или расширением кровеносных сосудов кожи. Под действием низких температур воздуха кровеносные сосуды кожи сужаются, в результате чего замедляется поток крови к поверхности тела и снижается теплоотдача от поверхности тела за счет конвекции и излучения. При высоких температурах окружающего воздуха наблюдается обратная картина: за счет расширения кровеносных сосудов кожи и увеличения притока крови существенно увеличивается теплоотдача в окружающую среду.

Повышенная влажность (j>85%) затрудняет теплообмен между организмом человека и внешней средой вследствие уменьшения испарения влаги с поверхности кожи, а низкая влажность (j<20%) приводит к пересыханию слизистых оболочек дыхательных путей. Движение воздуха в производственном помещении улучшает теплообмен между телом человека и внешней средой, но излишняя скорость движения воздуха (сквозняки) повышает вероятность возникновения простудных заболеваний.

Постоянное отклонение от нормальных параметров микроклимата приводит к перегреву или переохлаждению человеческого организма и связанным с ними негативным последствиям: при перегреве – к обильному потоотделению, учащению пульса и дыхания, резкой слабости, головокружению, появлению судорог, а в тяжелых случаях – возникновению теплового удара. При переохлаждении возникают простудные заболевания, хронические воспаления суставов, мышц и др.

Факторы, влияющие на микроклимат, можно разделить на две группы: нерегулируемые (комплекс климатообразующих факторов данной местности) и регулируемые (особенности и качество строительства зданий и сооружений, интенсивность теплового излучения от нагревательных приборов, кратность воздухообмена, количество людей и животных в помещении и др.). Для поддержания параметров воздушной среды рабочих зон в пределах гигиенических норм и исключения перечисленных выше негативных последствий решающее значение принадлежит факторам второй группы.

ГОСТом 12.1.005 установлены оптимальные и допустимые микроклиматические условия.

Оптимальные микроклиматические условия – сочетание параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции. При этом ощущается тепловой комфорт (состояние удовлетворения внешней средой), обеспечивается высокий уровень работоспособности. Такие условия предпочтительны на рабочих местах.

Допустимые микроклиматические условия – сочетание параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать преходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение механизмов терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не нарушается состояние здоровья, но возможны дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Из таблицы 1.1 видно, что параметры микроклимата производственных помещений зависят от степени тяжести выполняемых работ и периода года (теплым принято считать период года со среднесуточной температурой наружного воздуха выше 100 С, холодным – с температурой 100 С и ниже). Оптимальные параметры микроклимата распространяются на всю рабочую зону производственных помещений без разделения рабочих мест на постоянные и не постоянные.

Таблица 1.1

Оптимальные значения параметров микроклимата на рабочих местах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...