Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

права и науки




Дата проведения - 12. 05. 2020г.    Время – 2 часа.

 

                                                План лекции

1. Понятие, основные черты и функции государственного управления.

2. Предмет метод и система административного права.

3. Механизм административно-правового регулирования.

4. Наука административного права.

 

При самостоятельной работе по данной теме необходимо обратить внимание на следующие аспекты: сущность и особенности государственного управления, предмет и метод административного права, механизм административно-правового регулирования.

1. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Оно необходимо для повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности. В этой связи система должна быть способна воспринимать, перерабатывать, передавать информацию, которая несет управляющее воздействие.  Различают управление системами механического типа, управление системами биологического типа и социальное управление.

Социальное управление – есть воздействие одних людей на других с помощью информационных и иных средств на социальные процессы, происходящее в социальных системах.  Выделяют два вида социального управления - государственное и негосударственное управление.

  Государственное управление рассматривается в широком и узком аспектах. В широком аспекте под государственным управлением понимается деятельность всех органов государства по упорядочению общественных отношений. В этом смысле управление осуществляют органы законодательной, судебной власти, иные органы государства, которые так или иначе воздействуют на жизнедеятельность общества. В таком аспекте государственное управление рассматривается в политологии, социологии, экономике и других общественных науках.

   В узком аспекте под государственным управлением понимается деятельность специально созданных органов государства, направленная на упорядочение общественных отношений, возникающих в административно-политической, социальной сферах и в экономике. Такими органа являются органы исполнительной власти, основной задачей которых является организация исполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих различные сферы социально – экономического развития нашего общества. Порядок реализации названной задачи регулируется в первую очередь с помощью норм административного права.

   В научной и учебной литературе используется также понятие государственного администрирования, которое предполагает также оказание населению государственных услуг.

   Признаки государственного управления:

        - исполнительно-распорядительный характер;

        - государственно-властный характер;

        - подзаконность;

        - организующий характер;

        - непрерывность.

                   Государственное управление осуществляется путем реализации ряда общеуправленческих функций, к числу которых относятся: прогнозирование, планирование, организация, финансирование, подбор и расстановка кадров, информационное обеспечение и др.       

        Принципы государственного управления – руководящие идеи, начала, лежащие в его основе и закрепленные в нормах права. К их числу относятся:

       - федерализм;

       - законность;

       - участие населения в управлении государственными делами;

       - плановость;

       - отраслевой;

       - функциональность;

       - сочетание единоначалия и коллегиальности.

       Необходимо обратить внимание на порядок реализации названных принципов.

            

2. Предмет административного права – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления и урегулированных нормами административного права. Данные отношения могут возникать как во внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной деятельности органов исполнительной власти. Это, в частности, отношения:

- между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти;

- несоподчиненными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти и подчиненными либо неподчиненными предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности;

- органами управления и общественными объединениями; религиозными объединениями, иными негосударственными формированиями;

- органами исполнительной власти и гражданами. Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства.

 Указанные отношения могут возникать, например, в связи с реализацией названными субъектами принадлежащих им прав либо выполнения возложенных на них обязанностей и т. д.

Вторую часть предмета административного права составляют управленческие отношения, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных органов государства (законодательных, судебных и т. д. ), так называемые внутриаппаратные. Названные отношения возникают между руководителем соответствующего органа и подчиненными сотрудниками по поводу организации эффективной работы конкретного органа государства.

В целом предмет административного права можно определить как совокупность общественных отношений управленческого характера, в деятельности органов исполнительной власти (внутри – и внешнеорганизационной), а также во внутриорганизационной сфере деятельности иных органов государства и урегулированных посредством норм административного права.

Метод административно-правового регулирования – совокупность приемов, способов, используя которыеорганы управления с помощью правовых средств оказывают воздействие на иных участников управленческой деятельности.

Главным свойством метода административно-правового регулирования является неравенство сторон правоотношения. Орган государственного управления или его представитель наделены определенным комплексом властных полномочий, а другие участники названных отношений таких полномочий не имеют либо их объем значительно меньше. Такой метод еще называют методом власти и подчинения.

Другим методом является – диспозитивный, который основан на равенстве сторон и в большей степени используется в сфере гражданско-правовых отношений. В сфере управленческой деятельности он используется при регулировании отношений, возникающих между равноправными субъектами при совместном решении задач и функций управления.

Система административного прав включает Общую и Особенную части. Общая часть включает нормы административного права, которые в равной степени регулируют общественные отношения, возникающие в различных сферах и отраслях общественной жизни. Это, например, нормы, определяющие правой статус участников административно-правовых отношений, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, основания и порядок привлечения к административной ответственности и др. Особенная часть включает нормы, которые отражают специфику организации управления отдельными отраслями общественной жизни. Это нормы, регулирующие порядок осуществления обороной, внутренними делами, образованием, сельским хозяйством и т. п.

3. Механизм административно – правового регулирования включает следующие элементы: нормы административного права, административно- правовые отношения, а также правовые акты управления. В рамках данной лекции рассматриваются административно- правовые нормы и отношения.

Нормы административного права – установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности.

Особенностями норм административного права являются:

- императивный (властный) характер. Это проявляется в том, что нормы административного права содержат конкретное предписание, которое может выражаться в возложении обязанности совершения определенных действий либо в запрете совершения определенных действий либо в предоставлении права совершать какие-либо действия, но в рамках, установленных нормой права.

- упрощенная структура, многие нормы состоят из двух (гипотеза и диспозиция либо диспозиция и санкция), а некоторые только из диспозиции;

- множественность источников. Под источником права понимается внешнее выражение правовых норм. Таковыми являются правовые акты, содержащие нормы права. Особенностью источников административного права является их множественность и слабая некодифицированность;

- применение норм административного права возможно только органами осуществляющим управленческую деятельность либо их представителями. Иные участники управленческой деятельности (физические и юридические лица) могут использовать такие формы реализации правовых норм, как исполнение и соблюдение.

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным основаниям:

- по целевому назначению,

- по методу воздействия,

- по содержанию,

-по сфере применения.

- по территории действия и другим основаниям.

  Административно-правовые отношения – общественные отношения управленческого характера, возникающие в деятельности органов государства и урегулированные нормами административного права.

Основными условиями отнесения общественных отношений к числу административно-правовых являются, во-первых, наличие в них соответствующего органа государства (его представителя), во-вторых, связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Структура правоотношения: объект (по поводу чего возникает правоотношение), субъекты (участники), содержание (права и обязанности участников).

Участниками административно-правовых отношений могут являться как индивидуальные субъекты, так и коллективные образования, обладающие административной право- и дееспособностью.

Особенностями административно – правовых отношений являются:

- они всегда возникают и развиваются в сфере управленческой деятельности и основаны на власти-подчинении, именно поэтому их еще называют властеотношения;

- наличие обязательного участника – органа исполнительной власти (иного органа государства, осуществляющего управленческие функции) либо его полномочного представителя, наделенного властными полномочиями;

- носят организующий характер;

- носят односторонний характер, т. е. могут возникать, быть изменены или прекращены по инициативе одного из участников правоотношения, согласие другого участника при этом не обязательно;

- споры между участниками правоотношения разрешаются, как правило, во внесудебном порядке, хотя судебный порядок не исключен.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты: деяния (действие или бездействие) как правомерные, так и неправомерные, т. е. деликты), а также события, не зависящие от воли и поведения людей, например, стихийные бедствия.   

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям. По характеру взаимодействия участников правоотношения выделяют вертикальные и горизонтальные административные правоотношения. При этом приоритет принадлежит вертикальным правоотношениям.

По содержанию административные правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

По способу защиты различаю правоотношения, защищаемы в судебном и внесудебном порядке. Имеются и другие основания для классификации

4. Наука административного права – с истема взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях развития административного законодательства, принципах административного права, истории и перспективах развития.

Основные этапы развития науки административного права:

- камералистика;

- полицейское право;

- административное право конца Х1Х – начала ХХ в.;

- советское административное право;

- современный период развития науки административного права.

      Подробнее названные вопросы рассматриваются в учебнике «Административное право» под ред. А. С. Телегина. Пермь. 2020. Стр. 8 - 55.

       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...