права и науки
Дата проведения - 12. 05. 2020г. Время – 2 часа.
План лекции 1. Понятие, основные черты и функции государственного управления. 2. Предмет метод и система административного права. 3. Механизм административно-правового регулирования. 4. Наука административного права.
При самостоятельной работе по данной теме необходимо обратить внимание на следующие аспекты: сущность и особенности государственного управления, предмет и метод административного права, механизм административно-правового регулирования. 1. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Оно необходимо для повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности. В этой связи система должна быть способна воспринимать, перерабатывать, передавать информацию, которая несет управляющее воздействие. Различают управление системами механического типа, управление системами биологического типа и социальное управление. Социальное управление – есть воздействие одних людей на других с помощью информационных и иных средств на социальные процессы, происходящее в социальных системах. Выделяют два вида социального управления - государственное и негосударственное управление. Государственное управление рассматривается в широком и узком аспектах. В широком аспекте под государственным управлением понимается деятельность всех органов государства по упорядочению общественных отношений. В этом смысле управление осуществляют органы законодательной, судебной власти, иные органы государства, которые так или иначе воздействуют на жизнедеятельность общества. В таком аспекте государственное управление рассматривается в политологии, социологии, экономике и других общественных науках.
В узком аспекте под государственным управлением понимается деятельность специально созданных органов государства, направленная на упорядочение общественных отношений, возникающих в административно-политической, социальной сферах и в экономике. Такими органа являются органы исполнительной власти, основной задачей которых является организация исполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих различные сферы социально – экономического развития нашего общества. Порядок реализации названной задачи регулируется в первую очередь с помощью норм административного права. В научной и учебной литературе используется также понятие государственного администрирования, которое предполагает также оказание населению государственных услуг. Признаки государственного управления: - исполнительно-распорядительный характер; - государственно-властный характер; - подзаконность; - организующий характер; - непрерывность. Государственное управление осуществляется путем реализации ряда общеуправленческих функций, к числу которых относятся: прогнозирование, планирование, организация, финансирование, подбор и расстановка кадров, информационное обеспечение и др. Принципы государственного управления – руководящие идеи, начала, лежащие в его основе и закрепленные в нормах права. К их числу относятся: - федерализм; - законность; - участие населения в управлении государственными делами; - плановость; - отраслевой; - функциональность; - сочетание единоначалия и коллегиальности. Необходимо обратить внимание на порядок реализации названных принципов.
2. Предмет административного права – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления и урегулированных нормами административного права. Данные отношения могут возникать как во внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной деятельности органов исполнительной власти. Это, в частности, отношения: - между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти; - несоподчиненными органами исполнительной власти; - органами исполнительной власти и подчиненными либо неподчиненными предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности; - органами управления и общественными объединениями; религиозными объединениями, иными негосударственными формированиями; - органами исполнительной власти и гражданами. Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства. Указанные отношения могут возникать, например, в связи с реализацией названными субъектами принадлежащих им прав либо выполнения возложенных на них обязанностей и т. д. Вторую часть предмета административного права составляют управленческие отношения, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных органов государства (законодательных, судебных и т. д. ), так называемые внутриаппаратные. Названные отношения возникают между руководителем соответствующего органа и подчиненными сотрудниками по поводу организации эффективной работы конкретного органа государства. В целом предмет административного права можно определить как совокупность общественных отношений управленческого характера, в деятельности органов исполнительной власти (внутри – и внешнеорганизационной), а также во внутриорганизационной сфере деятельности иных органов государства и урегулированных посредством норм административного права. Метод административно-правового регулирования – совокупность приемов, способов, используя которыеорганы управления с помощью правовых средств оказывают воздействие на иных участников управленческой деятельности. Главным свойством метода административно-правового регулирования является неравенство сторон правоотношения. Орган государственного управления или его представитель наделены определенным комплексом властных полномочий, а другие участники названных отношений таких полномочий не имеют либо их объем значительно меньше. Такой метод еще называют методом власти и подчинения.
Другим методом является – диспозитивный, который основан на равенстве сторон и в большей степени используется в сфере гражданско-правовых отношений. В сфере управленческой деятельности он используется при регулировании отношений, возникающих между равноправными субъектами при совместном решении задач и функций управления. Система административного прав включает Общую и Особенную части. Общая часть включает нормы административного права, которые в равной степени регулируют общественные отношения, возникающие в различных сферах и отраслях общественной жизни. Это, например, нормы, определяющие правой статус участников административно-правовых отношений, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, основания и порядок привлечения к административной ответственности и др. Особенная часть включает нормы, которые отражают специфику организации управления отдельными отраслями общественной жизни. Это нормы, регулирующие порядок осуществления обороной, внутренними делами, образованием, сельским хозяйством и т. п. 3. Механизм административно – правового регулирования включает следующие элементы: нормы административного права, административно- правовые отношения, а также правовые акты управления. В рамках данной лекции рассматриваются административно- правовые нормы и отношения. Нормы административного права – установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности. Особенностями норм административного права являются: - императивный (властный) характер. Это проявляется в том, что нормы административного права содержат конкретное предписание, которое может выражаться в возложении обязанности совершения определенных действий либо в запрете совершения определенных действий либо в предоставлении права совершать какие-либо действия, но в рамках, установленных нормой права.
- упрощенная структура, многие нормы состоят из двух (гипотеза и диспозиция либо диспозиция и санкция), а некоторые только из диспозиции; - множественность источников. Под источником права понимается внешнее выражение правовых норм. Таковыми являются правовые акты, содержащие нормы права. Особенностью источников административного права является их множественность и слабая некодифицированность; - применение норм административного права возможно только органами осуществляющим управленческую деятельность либо их представителями. Иные участники управленческой деятельности (физические и юридические лица) могут использовать такие формы реализации правовых норм, как исполнение и соблюдение. Нормы административного права могут быть классифицированы по различным основаниям: - по целевому назначению, - по методу воздействия, - по содержанию, -по сфере применения. - по территории действия и другим основаниям. Административно-правовые отношения – общественные отношения управленческого характера, возникающие в деятельности органов государства и урегулированные нормами административного права. Основными условиями отнесения общественных отношений к числу административно-правовых являются, во-первых, наличие в них соответствующего органа государства (его представителя), во-вторых, связь с исполнительно-распорядительной деятельностью. Структура правоотношения: объект (по поводу чего возникает правоотношение), субъекты (участники), содержание (права и обязанности участников). Участниками административно-правовых отношений могут являться как индивидуальные субъекты, так и коллективные образования, обладающие административной право- и дееспособностью. Особенностями административно – правовых отношений являются: - они всегда возникают и развиваются в сфере управленческой деятельности и основаны на власти-подчинении, именно поэтому их еще называют властеотношения; - наличие обязательного участника – органа исполнительной власти (иного органа государства, осуществляющего управленческие функции) либо его полномочного представителя, наделенного властными полномочиями; - носят организующий характер; - носят односторонний характер, т. е. могут возникать, быть изменены или прекращены по инициативе одного из участников правоотношения, согласие другого участника при этом не обязательно;
- споры между участниками правоотношения разрешаются, как правило, во внесудебном порядке, хотя судебный порядок не исключен. Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты: деяния (действие или бездействие) как правомерные, так и неправомерные, т. е. деликты), а также события, не зависящие от воли и поведения людей, например, стихийные бедствия. Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям. По характеру взаимодействия участников правоотношения выделяют вертикальные и горизонтальные административные правоотношения. При этом приоритет принадлежит вертикальным правоотношениям. По содержанию административные правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. По способу защиты различаю правоотношения, защищаемы в судебном и внесудебном порядке. Имеются и другие основания для классификации 4. Наука административного права – с истема взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях развития административного законодательства, принципах административного права, истории и перспективах развития. Основные этапы развития науки административного права: - камералистика; - полицейское право; - административное право конца Х1Х – начала ХХ в.; - советское административное право; - современный период развития науки административного права. Подробнее названные вопросы рассматриваются в учебнике «Административное право» под ред. А. С. Телегина. Пермь. 2020. Стр. 8 - 55.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|