Тезисы лекции по теме 3 «Административно-правовой статус
Тезисы лекции по теме 3 «Административно-правовой статус органов исполнительной власти» Дата проведения – 14. 05. 2020г. Время – 2 часа.
План лекции 1. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти. 2. Административно - правовой статус федеральных органов исполнительной власти. 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти являются обязательным участниками административно - правовых отношений. Поэтому важно обратить внимание на их место и роль в системе государственного аппарата. Необходимо также выяснить характер взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1. Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата, им присущи определенные признаки: - они осуществляют государственные функции; - обладают собственной компетенцией, властными полномочиями; - действуют от имени государства и в то же время от своего имени; - их положение, структура, деятельность регулируются правом; - осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; - обладают властными полномочиями в отношении других субъектов права; - образуются вышестоящим государственным органом исполнительной власти или Президентом Российской Федерации, главой ее субъекта; - иерархичность органов исполнительной власти; - обладают правом на административное усмотрение. Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает:
- цели и задачи, ради достижения которых создан конкретный орган; - компетенцию – совокупность полномочий, предоставленных органу исполнительной власти с целью реализации поставленных перед ним задач; - право принимать юридически властные акты; - ответственность. Классификация органов исполнительной власти: по порядку решения вопросов - коллегиальные и действующие на основе единоначалия, по содержанию деятельности – общей. Отраслевой и межотраслевой компетенции, в зависимости от подчиненности – федеральные и региональные. Органы исполнительной власти могут быть классифицированы и по другим основаниям. 2. Систему федеральных органов исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Его статус определен Конституцией РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации». Формирует Правительство Президент РФ, которому Правительство непосредственно подотчетно. Председателя Правительства назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы федерального Собрания РФ. Всех остальных членов Правительства, в состав которого входят также заместители Председателя и федеральные министры, назначает Президент по представлению Председателя Правительства. Срок полномочий Правительства определяется сроком полномочий Президента. Основные полномочия Правительства: - организует разработку федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; - обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; - обеспечивает проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения; - осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью; - руководит деятельностью иных федеральных органов исполнительной власти, реализует другие полномочия, предусмотренные законодательством. Основные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, рассматриваются коллегиально на заседаниях Правительства. Председатель правительства, в пределах своей компетенции вправе рассматривать единолично вопросы, не имеющие общего значения. По рассматриваемым вопросам Правительство принимает постановления и распоряжения. Полномочия Правительства могут быть прекращены досрочно по инициативе Президента или в результате выражения вотума недоверия Государственной думой Российской Федерации. В этом случае Правительство в полном составе уходит в отставку. Президент может отправить в отставку отдельных членов правительства, что не влияет на деятельность других членов. Федеральное министерство – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики, а также по нормативному правовому регулированию в порученной сфере деятельности. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Оно может иметь статус коллегиального органа. Основы правового статуса названных органов закреплены указом Президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Структура федеральных органов исполнительной власти определена указом Президента от 15. 05. 2018г. № 215 (в ред. от 21. 01. 2020 № 21). Необходимо обратить внимание на различия в правовом статусе министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории субъектов РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Такие органы, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта РФ), межрайонных, городских или районных органов и финансируются за счет средств федерального бюджета. В наименовании этих органов всегда присутствует указание на территорию, на которую распространяются их полномочия, например: управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю или инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Перми. Компетенция территориального органа производна от полномочий федерального министерства или ведомства, в систему которого такой орган входит. Например, территориальные органы осуществляют функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг и другие функции, в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента, Правительства РФ и соответствующего федерального органа исполнительной власти. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – функционируют в соответствии с Федеральным законом от 6 окт. 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ ». Систему исполнительной власти субъекта РФ образуют: – высшее должностное лицо (глава республики, губернатор, мэр); – высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрация); – органы исполнительной власти субъекта федерации (министерства, департаменты, главные управления, управления, отделы). Высшее должностное лицо субъекта РФ не только является главой региона, но и, как правило, возглавляет исполнительную власть. Эту должность может замещать гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства и не моложе 30 лет.
Предусмотрено два способа замещения должности высшего должностного лица. Первый предполагает его избрание непосредственно населением, проживающим на территории субъекта федерации, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой подход используется в большинстве субъектов РФ, в том числе в Пермском крае. Второй способ избрания высшего должностного лица предусматривает избрание депутатами представительного органа субъекта РФ (характерно для некоторых республик в составе России и автономных округов). В этом случае политические партии вносят свои предложения Президенту РФ, который из предложенных ему кандидатур выбирает трех кандидатов для избрания на указанную должность. Как глава исполнительной власти высшее должностное лицо субъекта РФ выполняет следующие полномочия: а) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке; б) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа РФ; в) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса; г) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Высшее должностное лицо осуществляет и иные полномочия в соответствии федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. В каждом субъекте РФ имеется постоянно действующий высший орган исполнительной власти, как правило - Правительство. Их правовой статус определяется законами субъектов РФ. Кроме того в каждом субъекте РФ имеются и другие органы исполнительной власти, система и структура которых устанавливается законодательством субъекта федерации. самостоятельно. Так, согласно Уставу Пермского края от 27 апреля 2007 г. и Закону Пермского края от 7 сентября 2007 г. «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» система органов исполнительной власти включает министерства, агентства, инспекции, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, территориальные органы исполнительных органов государственной власти или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края. Необходимо ознакомиться с их правовым статусом.
Для закрепления учебного материала целесообразно ознакомиться с учебником «Административное право» под ред. А. С. Телегина. Пермь. 2020. Стр. 83 – 106.
Задания для практических занятий Практические занятия предполагают изучение вопросов, предусмотренных планом, а также письменное решение всех предложенных задач. Ответы должны быть направлены на почту кафедры административного и конституционного права в течение 3 дней после даты проведения занятия (Элект. почта kifp @ bk. ru ) с указанием фамилии и номера группы. Ответы должны быть аргументированы ссылками на конкретные статьи соответствующих правовых нормативных актов. Задания должны быть выполнены самостоятельно, при обнаружении плагиата или заимствования ответов других студентов, ответы не будут засчитаны. Результаты выполнения практических занятий будут учитываться при оценке материалов контрольных мероприятий.
Тема 1. Административное право – отрасль российского права и науки Дата – 14. 05. 2020. Время -2 часа 1. Понятие, основные черты и функции государственного управления. 2. Предмет и метод административного права. Место административного права в системе права России. 3. Нормы административного права: понятие, особенности и виды. 4. Административно-правовые отношения: понятие, виды и их правовая характеристика. 5. Наука административного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|