Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе (2 – 6 лет)
1 этап (2-3 года.). В ходе игр с матрешками и другими игрушками-вкладышами дети упорядочивают предметы методом проб и ошибок. 2 этап (4-5 лет). Показывается специальный метод упорядочивания. Сначала даются упражнения по нахождению места предмета среди других в готовом упорядоченном ряду. Затем предлагается упорядочивать предметы по заданному признаку: вначале по образцу, потом по словесной инструкции (от самой короткой до самой длинной). Вначале даются упражнения на построение возрастающих по величине, а затем убывающих рядов. В формулировке заданий обязательно указывается не только порядок упорядочивания, но и направление раскладывания предметов (снизу – вверх, слева – направо). Необходимо использовать в речи превосходную степень сравнения прилагательных (самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная). На этом этапе используются методы: - на глаз (должно быть 3-4 предмета, сильно контрастных по сравниваемому признаку), - путем подравнивания с одной стороны всех предметов (должно быть 3-5 предметов, сильно контрастных по сравниваемому признаку). Игровые и учебные ситуации: наведи порядок (куклы, машинки, матрешки); помоги маме консервировать (внизу самые крупные, вверху самые мелкие); пересказ произведений художественной литературы («Три медведя»). 3 этап (с 5 лет). Учат упорядочивать более 5 предметов по длине, ширине, высоте, толщине и сравнивать 3 предмета по массе. Контраст в размерах уменьшается. Учат упорядочивать с помощью метода попарного сравнения (приложения или взвешивания). Например, надо упорядочить 3 шарика по массе: красный, желтый, зеленый. Пусть нам нужно расположить шары от самого легкого, до самого тяжелого слева направо. Ставим задачу: из всех шаров выбрать самый легкий. Для этого мы берем 2 любых шара и сравниваем их по массе; из них выбираем тот, который легче; оставляем его в руках, а второй откладываем в сторону, берем 3-й шар и сравниваем с тем, который в руке. Снова из 2-х шаров выбираем тот, который легче и кладем его первым слева – «самый легкий шар»; далее из оставшихся шаров снова выбираем самый легкий. Который легче, кладем вторым, оставшийся кладем последним, он – «самый тяжелый». Т.е. каждый раз из оставшихся предметов ищем самый легкий. Этот метод используется, если предметов много и они малоконтрастные по сравниваемому признаку. На практике часто кроме этого метода дети пользуются смешанным методом: и с помощью глазомера, и методом попарного сравнения.
4 этап (5-6 лет). Детям предлагаются усложненные варианты упражнений. - Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку. - Сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности. - Упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции. (Коля выше Сережи и ниже Саши. Кто самый высокий?) Упорядочивать предметы можно не только по признаку величины, но и по другим признакам (оттенки цвета, количество). С 5-6 лет можно учить детей проводить упорядочивание явлений в природе, дел в течение дня. Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет) Следует начинать с проблемной ситуации, в которой дети ставятся в такие условия, что не могут сравнить предметы с помощью известных методов. Для данного приема условная мерка должна быть больше либо равна сравниваемым предметам и метка ставится на самой условной мерке.
Правила линейного измерения: 1. Мерка прикладывается точно к началу предмета (слева, если сравниваем длину, снизу – если сравниваем ширину или высоту). 2. Мерка прикладывается по наикратчайшей прямой (эту линию детям показываем). 3. В том месте, где закончился предмет, ставится метка на мерке (цветными карандашами). 4. Аналогично измеряется другой объект. 5. Проводится рассуждение о пространственном расположении меток (т.к. красная метка ближе к началу предмета, чем синяя, то первый объект меньше). Возможны варианты: - Мерка отрезается в том месте, где закончился объект, прикладывается к другому предмету и ведется рассуждение (если мерка больше второго предмета, то первый предмет больше второго). - Каждый предмет измеряется разными мерками, и мерки сравниваются путем приложения. С помощью этого метода сравнивают объемы жидких и сыпучих тел. Необходимо определить: в каком из двух сосудов больше жидкости. Для этого возьмем третий сосуд (посредник), сначала перельем в него из 1-го, сделаем метку на сосуде-посреднике на уровне стояния жидкости; то же проделываем со 2-м сосудом, ставим метку другим цветом. Рассуждаем о пространственном расположении меток (если синяя метка ниже, то жидкости в 1-м сосуде больше). Возможны варианты: - Можно не выливать жидкость назад во второй сосуд, а сразу делать вывод (т.к. жидкость выше метки, показывающей уровень в первом сосуде, то во втором сосуде жидкости больше, чем в первом). - Сосуд-посредник берется одинаковой формы с одним из сравниваемых сосудов. Тогда объем сравниваем по высоте стояния жидкости в сосуде-посреднике и сосуде, равным ему по форме. Требования к демонстрации метода использования мерки-посредника: 1. Дети должны быть разбиты на подгруппы, находиться рядом с местом, где проходит измерение, чтобы всем хорошо было видно. 2. Сосуды должны быть обязательно разной формы, прозрачными, а жидкость - подкрашена. 3. Воспитатель должен опыт прорепетировать накануне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|