Искусство древнего Египта.
Одна из самых древних культур возникла на берегах Нила за три тысячи лет до нашей эры. Мы знаем ее, прежде всего, как страну пирамид и фараонов. Пирамиды Древнего Египта в Гизе, которые и сегодня поражают наше воображение, построены 4500 лет назад; это места захоронения фараонов Древнего Царства. Гробницы-пирамиды строили фараоны многих династий. Культ смерти занимал важное место в древнеегипетской культуре. Древние египтяне верили, что после смерти жизнь продолжается, и поэтому рядом с телом умершего в могилу помещались его любимые вещи, драгоценности, мебель и еда, которыми он смог бы воспользоваться в загробной жизни. Пирамиды, имеющие в плане четырёхугольную форму, сложены десятками тысяч рабов из многотонных каменных блоков и облицованы плитами из отшлифованного известняка. Плодородие пустынных почв Древнего Египта поддерживалось ежегодными разливами Нила. Фараон - живое божество. Вера египтян в загробную жизнь получила своё отражение в различных изображениях: в настенной росписи погребальных камер, в предметах и мебели. Сначала такие изображения отличались усиленной стилизацией образа и идеализировали божественных персон (фараонов, например, всегда изображали молодыми и красивыми). Затем, в эпоху Нового Царства, то есть в XVI-VIII вв. до н. э., изображения людей становятся более реалистичными и приобретают черты портретного сходства. живопись. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ. Создание рельефов подчинялось нормам жрецов. В живописи и рельефах, прежде всего, бросается в глаза то обстоятельство, что голова, руки и ноги человеческой фигуры изображены в профиль, а тело - анфас. Это наиболее характерный силуэт древнеегипетского искусства. Древние египтяне не знали законов перспективы, и в многокомпонентных изображениях фигуры часто перекрывают одна другую.
Скульптурные изображения так же достаточно условны по пластике и представляют собой вид предмета спереди. Изобразительное искусство тесно связано с архитектурой. Его произведения хорошо вписываются в строгую церемониальность зданий. Архитектура - тесно связана с заупокойным культом. Основным видом является мастаба - прямоугольная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта. Самая грандиозная - пирамида Хеопса Возник тип храма, посвящавшийся богу солнца Ра. Храм прямоугольный, имел, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.
Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Длина - 57 м, высота - 20 м. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой, статуя смотрит на восток, где рождается бог Солнца. храмы. Помимо пирамид, памятниками египетской архитектуры являются также храмы и дворцы. Главная часть храма - алтарь. К алтарю, где стояла скульптура божества, нужно было идти по длинному коридору через залы и дворики. Непосредственно перед алтарём находился колонный зал, так называемый "ипостиль". Мощные колонны стояли друг к другу почти вплотную, так как расстояние между ними определялось прочностью каменных блоков горизонтального перекрытия. Украшением колонн являлся растительный орнамент (лотос и пальма), вырезанный в камне с почти натуралистической точностью. У входа в храм располагались два каменных сооружения - пилоны. К храму вела дорога - дромос. По обеим сторонам дороги возвышались скульптурные изображения лежащих зверей с человеческими головами. жилые дома. От жилых домов и дворцов мало что осталось, потому что для их постройки применялись дерево и кирпичи из обожжённой на солнце глины. Предполагают, что в глубине древнеегипетского жилища знатных вельмож располагалась приёмная, вокруг которой были устроены жилые комнаты, комнаты для гостей и ванные помещения. Потолок приёмной, которая была самым красивым помещением в доме, подпирали четыре колонны. Приёмная имела боковое освещение. Монументальный характер древнеегипетских зданий объясняется, во-первых, их большими размерами, а во-вторых, геометрической простотой общей формы и отдельных элементов конструкции, а также строгой компоновкой всего сооружения по одной оси (оси входного коридора) Скульптура Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим
Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Иногда в семейных группах фигурируют дети. В гробницах встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|