Цель
| Исследование уровня предметно-практической деятельности
|
Задание 1
| Предложите ребенку построить башню из девяти кубиков размером 8 см
|
Здоровые дети
| Здоровый ребенок выполняет это задание без предварительного) показа. Далее, после показа, строит поезд с трубой и мост
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию. В процессе свободной игры может успешно строить башню и поезд
|
Средняя стадия
| На речевую инструкцию не реагирует, отвлекается. Накладывает кубики друг на друга (строит башню) и разрушает их. В свободной игре может располагать кубики горизонтально, не обыгрывает постройку
|
Тяжелая стадия
| Хаотично манипулирует с кубиками. Может поставить их друг на друга, но быстро истощается. Раскидывает кубики, берет их а рот, может облизывать
|
Цель
| Исследование способности дифференцировать форму предметов
|
Задание 2
| Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (крут, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей
|
Здоровые дети
| Ребенок принимает задание, соотносит фигуры с местом, но иногда затрудняется в их сложении. После показа психолога успешно справляется с заданиями
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Затрудняется самостоятельно выполнить задание. Пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа психолога эффективность выполнения заданий не улучшается. В свободной игре и в привычной обстановке с заданием справляется
|
Средняя стадия
| Хаотично манипулирует с фигурами. Методом проб и ошибок пытается соотнести их с местом. На задании сосредоточивается недлительно, быстро отвлекается. На помощь психолога реагирует слабо, проявляет негативизм, выполняет задание по-своему. В свободной игре может правильно соотнести крут с местом. Сложение фигур недоступно
|
Тяжелая стадия
| Отмечаются хаотичные манипуляции с фигурами и доской, раскидывает их. Наблюдается рудиментарное обследование (берет в рот, кидает и пр. ). В свободной игре с заданием не справляется
|
Цель
| Исследование уровня дифференцировки величины предмета ^дифференцирсяшвемчишпоедмета
|
Задание 3
| Рассыпьте пирамидку из колец и попросите ребенка собрать ее вновь
|
Здоровые дети
| Здоровый ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Может самостоятельно разобрать пирамидку, при ее сборе хаотично расставляет кольца. На инструкцию и показ психолога реагирует слабо. В свободной игре может правильно выполнить задание
|
Средняя стадия
| Может самостоятельно разобрать пирамидку. Не реагирует на инструкцию психолога. В свободной игре собирает ее, но без учета величины колец
|
Тяжелая стадия
| Совершает примитивные манипуляции с пирамидкой: стучит, кидает, берет в рот. На инструкцию не реагирует. Функциональных действий не производит
|
Цель
| Оценка развития памяти
|
Задание 4
| Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть. Дайте ему задание повторить фразу: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем воспроизвести подряд три цифры: 2, 5, 9
|
Здоровые дети
| Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также воспроизводит цифры подряд
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Контакт затруднен, но в привычной обстановке может ответить на вопросы психолога. Воспроизведение цифр вызывает сложности, но спустя некоторое время может их повторить
|
Средняя стадия
| Контакт затруднен. На прямые вопросы отвечать затрудняется. Отмечаются эхолалии. Повторение цифр возможно, но в свободной игре, не в обстановке психологического обследования
|
Тяжелая стадия
| Уходит от вопросов. Не сосредоточивается на задании, отвлекается. Берет предметы со стола, хаотично с ними манипулирует. Возможны эхолалии (повторение отдельных слов психолога)
|
Цель
| Диагностика развития пространственных представлений
|
Задание 5
| Сядьте с ребенком за стол, друг напротив друга. Положите по две одинаковые игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа от вас, медвежонок - слева. Затем скажите: «Медвежонок с куклой пошли гулять», после чего уберите со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же
|
Здоровые дети
| Здоровый ребенок выполняет задание с некоторой помощью, может 1-2 раза ошибиться при смене положения игрушек. В целом способен ориентироваться в пространстве по образцу и по слову
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции
|
Средняя стадия
| Задание не выполняет, отвлекается, самостоятельно манипулирует с игрушками. На речевую инструкцию не реагирует
|
Тяжелая стадия
| Не слушает инструкции. Манипулирует с игрушками. Перекладывает, кидает. Не выполняет действий даже по подражанию
|
Цель
| Оценка речевого развития
|
Задание 6
| Попросите ребенка назвать предметы, изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
|
Здоровые дети
| Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Может назвать 10 и более предметов, изображенных на картинках, но в привычной обстановке и в спокойном состоянии
|
Средняя стадия
| Способен выбрать или показать 2-3 картинки по просьбе психолога, но дать им другие названия
|
Тяжелая стадия
| Манипулирует с картинками, но не показывает при речевой инструкции и не называет
|
Цель
| Диагностика развития двигательной сферы (крупной моторики)
|
Здоровые дети
| К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Все эти действия доступны ребенку, но затруднено их выполнение по инструкции. В привычной обстановке ребенок с ними справляется
|
Средняя стадия
| Затруднено выполнение двигательных проб по речевой инструкции. В привычной обстановке наблюдается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде)
|
Тяжелая стадия
| Выраженные двигательные стереотипы (прыжки, раскачивания, однообразные повороты головы). На речевую инструкцию не реагирует. По подражанию может произвести отдельные действия, например поднять руку
|
Цель
| Диагностика развития тонкой моторики
|
Здоровые дети
| Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища.
Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания
|
Дети с РДА
| Легкая
стадия
| В свободной игре и в привычной обстановке может выполнить задания. Нередко наблюдаются стереотипные рисунки - например, одни круги. Может удерживать карандаш в кулаке, однако качество рисунков хорошее
|
Средняя
стадия
| Затруднено выполнение рисуночных тестов по инструкции. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно в свободной игре, затрудняется в изображении геометрических фигур. Линии неровные, нередко заходит за пределы листа бумаги
|
Тяжелая
стадия
| Может проводить вертикальные линии в свободной игре. Часто выходит за пределы листа бумаги, рисует на столе. На занятиях сосредоточивается недлительно. Нередко рвет бумагу, чиркает карандашом по стенам, мебели, полу
|
Цель
| Диагностика способности к общению
|
Здоровые дети
| В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность («спасибо», «пожалуйста»), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему
|
Дети с РДА
| Легкая стадия
| Навыки общения не сформированы. Затруднен визуальный контакт. Активно избегает встречного взора. Реакция на нового человека - тревога, страх. Игнорирует контакты с другими детьми, однако знает всех по имени. При физическом контакте проявляет негативизм, не переносит прикосновений
|
Средняя
стадия
| Оказывает сопротивление при попытке организации контакта. Демонстрирует тревогу и страх, двигательное беспокойство. В процессе общения может схватить ребенка или взрослого за волосы, укусить, оттолкнуть, то есть отношение к субъекту общения скорее как к неодушевленному предмету
|
Тяжелая
стадия
| Не обращает внимания на присутствие детей или взрослых. При попытке прикоснуться уходит от общения. Взгляд мимо собеседника. Стереотипии. При шуме затыкает уши. Постоянно уходит от общения
|
| | | | |
В процессе выполнения тестовых заданий необходимо обратить особое внимание на эмоциональные, коммуникативные и поведенческие радикалы, наблюдаемые у ребенка.
• постоянное наличие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью, или, наоборот, игнорирование ребенком отсутствия матери;
• раздражение, плач, двигательное беспокойство, поддающиеся или не поддающиеся успокоению со стороны психолога;
• наличие страха при предъявлении новых, незнакомых предметов. Коммуникативные радикалы:
• способ выражения своих просьб (жестом, голосом, звуком, словом), в том числе полное отсутствие обращений, как в жестовой, так и в речевой форме.
• избыточная активность в виде двигательной расторможенности или заторможенность, стереотипии, суетливость, полевое поведение (часто плачет, смеется, совершает разрушительные действия и пр. );
• уклонение от зрительных контактов, тревога и страхи или, наоборот, чрезмерное «спокойствие», отсутствие интереса к окружающему.
Наличие этих радикалов указывает на вероятность аутистических тенденций у ребенка.