Классицизм в искусстве XVII века.Франция Людовика XIV
Классицизм - стиль искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале XVII века, существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Жан Огюст Доминик Энгр. Этапами классицизма считаются европейский неоклассицизм кон. XVIII — XIX веков, русский архитектурный неоклассицизм начала XX века. Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. Классицизму XVII века свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Пуссена увлекала героика Древнего Рима, идеал всепобеждающего чувства долга. Космические панорамы мира Лоррена — чистая природа, исполненная нюансов настроений, его главная тема — свет во всех тончайших своих изменениях. При блестящем дворе короля-Солнце Людовика XIV (правил в 1643-1715) процветали все искусства. В этот период Франция становится признанной законодательницей общеевропейских мод. Людовик заботился о возвеличении своей власти, о создании вокруг королевской особы божественного ореола. Усилилась регламентация художественной жизни: в дополнение к основанной Ришелье Французской академии «сорока бессмертных» были созданы: Королевская академия живописи и скульптуры (1648), Королевская академия архитектуры (1671), Королевская музыкальная академия (1669).
Стиль классицизм с его установкой на упорядоченность безраздельно господствовал во всех искусствах. Королевские дворцы и резиденции окружались регулярными парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный ансамбль Версаля). В Париже завершилось начатое ранее сооружение геометрически правильных единых по стилю площадей (Конкорд, 1685-86; Вандом, 1685-1701; обе — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). В подражание королевским дворцы и отели строились по всей стране. В придворной живописи сложился новый тип репрезентативного портрета (Г. Риго), оказавший огромное влияние на европейский портрет. Никола Пуссена Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (“Ринальдо и Армида”, “Танкред и Эрминия”, “Парнас”, ГМИИ, Москва). Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, - все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии
, Мидас и Бахус, Триумф Нептуна.Похищение сабинянок (фрагмент) Творчество Клода Лоррена
Итальянский пейзаж, 1648. Пейзаж с купцами, 1628 Классический пейзаж обрел новое содержание у Клода Желле, прозванного Лорреном (1600—1682). Уроженец Лотарингии, он с детства попал в Италию, где в дальнейшем связал свою творческую жизнь с Римом. Вдохновляясь мотивами итальянской природы, Лоррен преобразует их в идеальные образы; Его пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи множеством свежих наблюдений, К лучшим пейзажам относится цикл его картин в Государственном Эрмитаже: «Итальянский пейзаж» (1648), «Полдень» (1651), «Вечер» (1663), «Утро» (1666) и «Ночь» (1672). Свежестью и покоем веет от самой поэтической из них — «Утро». Изображая безграничные дали моря, открытые широкие просторы,. Впервые во французской живописи Лоррен изобразил французские гавани и ввел в них жанровые сцены из жизни рыбаков. Создав классическую форму пейзажа, Лоррен оказал большое влияние на последующее развитие этого вида пейзажа во Франции и других странах Западной Европы.
Лево Луи (1612-1670) Версальский дворцово-парковый ансамбль Французский архитектор, один из основоположников французского классицизма. Луи Лево родился в Париже в 1612 году. С 1653 по 1670 год — первый королевский архитектор. Постройки Лево, ведущего мастера французского классицизма, отличаются строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки (отель Ламбер, с 1640, Коллеж четырех наций, с 1661, - оба в Париже). В сотрудничестве с Шарлем Лебреном и Андре Ленотром Лево способствовал сложению нового типа дворцово-паркового ансамбля. Дворец Во-ле-Виконт, Коллеж четырех наций и вклад в создание Усадьба-дворец Во-ле-Виконт1658-1661, Мелен Версаля поставили Лево в самый первый ряд мастеров архитектуры. Если искусство Мансара обращено во многом уже к следующему столетию, к новой эпохе развития архитектуры, то эффектные архитектурные «мизансцены» Лево стали одним из непосредственных истоков пышного «версальского стиля» последних десятилетий века.
Последним этапом творчества Лево стала работа над Версальским дворцом. Собственно, Версальский дворцово-парковый ансамбль (Parc et chateau de Versailles) строился как резиденция французских королей в пригороде Парижа Версале. Первоначальным архитектором Версаля по праву считается Луи Лево, создателем парка — Андре Ленотр. Лево умер в Париже 11 октября 1670 года. Версальский дворец достраивался под руководством Ардуэна-Мансара. Ленотр Андре (1613-1700) Парк в усадьбе Во-ле-Виконт Французский архитектор, мастер садово-паркового искусства. Учился у живописцев Симона Вуэ, Шарля Лебрена и, возможно, у архитектора Франсуа Мансара. С 1637 года Ленотр - главный садовник парка Тюильри, с 1657 - "генеральный контролер строений" короля Людовика XIV. Развивая характерные для садов эпохи Возрождения принципы геометрической планировки и подстрижки насаждений, сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного парка, получившего название "французского". Подобный парк разбивался на ровной местности или пологом склоне, центральное место в ансамбле занимал дворец или замок, от которого тремя радиальными лучами расходились аллеи, открывавшие обширные видовые перспективы. Перед главным зданием симметрично располагались партеры, водоемы с неподвижной гладью воды ("водяные зеркала"), парковая скульптура. С 1653 Ленотр руководил работами в парке Во-ле-Виконт, с 1660-х годов - в королевских парках в Фонтенбло, Шантийи, Версале, а также Сен-Жермен, Сен-Клу, Тюильри в Париже. В 1662 году архитектор Ленотр составил проекты Сент-Джеймского и Гринвичского парков
Парк и замок Шантийи. Парк в Версале Система Ленотра господствовала в европейском паркостроительстве до середины XVIII века.
Ардуэн-Мансар Жюль (1646—1708) Французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник знаменитого Франсуа Мансара. Архитектор и градостроитель эпохи классицизма, родился в Париже 16 апреля 1646. Учился у своего двоюродного деда зодчего Франсуа Мансара, впоследствии присоединил его фамилию к своей. В 1675 Людовик XIV назначил Ардуэна-Мансара придворным архитектором. Первым его заказом стала перестройка замка Сен-Жермен. С 1678 Ардуэн-Мансар руководил работами в Версале, главной резиденции французских королей – строительством королевской капеллы (1689–1710), дворца Большой Трианон (1687), боковых крыльев и паркового фасада королевского дворца и отделкой ряда его интерьеров, в том числе Зеркальной галереи с залами Войны и Мира (1678–1686, совместно с Ш.Лебреном). В творчестве Ардуэна-Мансара архитектура французского классицизма достигла высшего расцвета, приобрела величавый и торжественный характер, что ярко отразилосьв парижских работах архитектора: соборе Дома инвалидов, огромной купольной ротонде (1680–1706), планировке и застройке круглой в плане площади Побед (1685–1686) и восьмигранной Вандомской площади (1685–1701), при сооружении которой был выработан широко распространившийся затем тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами, объединяющими 2-й и 3-й этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей. До конца жизни Ардуэн-Мансар оставался любимцем короля Людовика XIV. В 1685 году Ардуэн-Мансар стал первым архитектором короля, а в 1699 — главным смотрителем королевских строительных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|