Психологическая коррекция гностических и речевых процессов у детей с аутизмом
Глава 14 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Целевая психокоррекционная работа, направленная на формирование гностических и речевых функций у детей с аутизмом, имеет особое значение в их адаптации. Традиционно в основу программ по формированию гностических и речевых процессов у детей с аутизмом закладывается представление о ведущих симптомокомплексах, определяющих структуру гностических и речевых дефектов. Соответственно, составлению подобного рода программы должен предшествовать этап диагностики. В психологической практике существуют три основных подхода к диагностике интеллектуальных и гностических нарушений у ребенка: психометрический, функциональный и нейропсихологический. Например, при психометрическом подходе определяющей мишенью диагностики и последующей психологической коррекции является уровень интеллектуального развития ребенка, после определения которого усилия психолога направляются на повышение общего интеллектуального развития ребенка с помощью специально разработанных психолого-педагогических коррекционных систем, организации обучения ребенка в специализированном учреждении (во вспомогательной школе, на дому, в рамках индивидуальных занятий с педагогом или психологом). При функциональном подходе, когда определяется уровень развития отдельных психических функций у ребенка (восприятия, внимания, памяти и пр. ), целью разрабатываемых психокоррекционных программ является коррекция и оптимизация развития нарушенных психических функций (например, развитие восприятия, внимания и пр. ). Нейропсихологический подход базируется на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе [Бернштейн, 1947, Вайз-ман, 1976; Микадзе, Корсакова, 1994; Пылаева, Ахутина, 1997; Семенович, Умрихин, 1998; Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2000; и др. ]. Так, в многочисленных исследованиях психологов было показано, что сенсомоторный уровень развития является базальным для развития высших психических функций) у детей. Учитывая это, в процессе психологической коррекции детей с различными типами дизонтогенеза большое внимание уделяется развитию двигательных функций.
В психологической практике выделено несколько уровней коррекции на основе нейропсихологического подхода [Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2000]: • уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов; • уровень операционального обеспечения и статокинетического баланса психических процессов; • уровень произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов. Каждый из этих уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» психокоррекционного воздействия и предполагает использование специальных психокоррекционных методов. Психокоррекционные методы первого уровня направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы второго уровня — на активацию задних премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а методы третьего уровня имеют своей целью формирование оптимального статуса префронтальных отделов мозга. Данное направление психологической коррекции является, на наш взгляд, весьма перспективным как для детей с психическим недоразвитием, так и для детей с ранним детским аутизмом. Многообразие и полиморфность видов раннего детского аутизма требует учета всех факторов, определяющих дефект. Например, в структуре психического дефекта у детей с аутизмом, кроме аффективных нарушений, зачастую наблюдаются выраженные нейродинамические расстройства, грубые интеллектуальные нарушения и пр.
Учитывая многообразную и сложную структуру дефекта у детей с аутизмом, мы выделяем три основных типа моделей психологической коррекции гностических и речевых процессов: • системно-структурные модели; • онтогенетические модели; • аффективные модели. Учет системно-структурных моделей психологической коррекции искаженного развития у детей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на специфическую структуру дефекта и степень его тяжести. Это успешно достигается при функциональном и нейропсихологическом подходе к психологической коррекции. Онтогенетические модели предполагают два основных направления: возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности ребенка и ориентацию на уровень ближайшего развития ребенка. Учитывая высокую значимость аффективных компонентов в развитии гностических и речевых процессов у детей с аутизмом» целесообразно использовать аффективную модель психологической коррекции, которая должна определять формальную и содержательную стороны психокоррекционного процесса. Эта модель предполагает: • разработку и использование методических приемов, аффективно значимых для аутичного ребенка; • специальную разработку организации психокоррекционного процесса с учетом аффективных потребностей ребенка. В процессе планирования психокоррекционных занятий необходимо соблюдать следующие принципы: • принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий; • принцип доступности заданий; • принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий (желательно не менее двух раз в неделю); • принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педаго-гов-дефектологов, логопедов; • принцип формирования учебного стереотипа, предусматривающий определенное место и время занятий, щадящий режим занятий; • принцип аффективной значимости и доступности заданий для ребенка. Психокоррекционные технологии гностических процессов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|