Таблица 15 Оценка уровня развития графических умений
Таблица 15 Оценка уровня развития графических умений
Здоровые дошкольники успешно справляются с первыми тремя заданиями, а отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с тяжелой формой аффективной патологии отличаются от рисунков их здоровых сверстников, как по качеству изображения, так и по технике рисунка.
Мы проводили специальные занятия по формированию графических навыков у детей с аутизмом по программе, разработанной нами для детей с церебральным параличом, но модифицированной для данной клинической группы. [Мамайчук, 1976]. Занятия были разделены на четыре основных этапа. Первый этап формирования графических навыков у детей-аутистов Цель. Обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам. Материал. Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него. ) Руководство. Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования. Задания 1. Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков). 2. Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки). 3. Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др. 4. Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам. Методические требования к занятиям первого этапа 1. Опорные точки наносятся на бумагу до занятия. 2. На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования. 3. Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека).
4. Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка. 5. Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы. После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде. Второй этап формирования графических навыков у детей-аутистов Цель. Обучение произвольному управлению графическими движениями. Материал. Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных. Руководство. Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми. Задания 1. Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника. 2. Рисование и окраска по трафаретам круга и овала. 3. Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба. 4. Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины. 5. Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|