Игра 1. «Познакомимся». Игра 2. «Поиграем с палочками». Игра 3. «Куклы в лесу». Игра «Катание разноцветных шариков»
Игра 1. «Познакомимся» Цели. Формирование у ребенка позитивного отношения к общению с психологом и с игрушками; развитие умения давать названия игрушкам, стимулирование потребности называть игрушки. Оборудование. Кукла-кот, кукла без лица и кукла с лицом. Ход игры. Ребенок сидит за столом. Психолог совместно с ним рассматривает лежащие на столе игрушки. Одевает их поочередно на руку, производит с ними отдельные действия. Затем он предлагает ребенку поиграть с одной из игрушек и дать ей имя. Например: «Какой красивый белый кот! Он умеет шевелить лапками, умеет мяукать... Дай ему ручку... Как мы его назовем? » Если ребенок не выражает страха и других аффективных переживаний, можно предложить ему надеть кота на руку и самостоятельно поиграть с ним. Так поочередно ребенку предлагаются другие игрушки. Куклу без лица можно предложить в последнюю очередь. Психолог задает вопрос: «Кто это, мальчик или девочка? Как мы ее назовем? » После этого ребенка просят поиграть самостоятельно с куклой без лица. Как показывает опыт нашей работы, подавляющее большинство детей с аутизмом предпочитает игру с куклой без лица, в отличие от здоровых детей, которые выбирают «Кота» и «куклу с лицом», красивую машинку и пр. Игра 2. «Поиграем с палочками» Цели. Развитие у ребенка умения называть кукол по именам, выполняя с ними определенные действия (реальные и воображаемые). Оборудование. Куклы, у которых уже есть имя, и разноцветные, палочки различной длины. Ход игры. Ребенок сидит за столиком напротив психолога. Психолог берет палочку и предлагает ребенку вручить эту палочку кукле и назвать ее по имени. Затем психолог предлагает вручить палочки куклам с учетом величины и цвета. Если ребенок успешно выполняет эти задания, то задачи можно усложнить. Например: «Покорми палочкой куклу», «Причеши палочкой», «Порисуй палочкой».
Игра 3. «Куклы в лесу» Цели. Дальнейшее формирование позитивного отношения к игре, обучение способам выполнения воображаемых действий с игровым материалом. Оборудование. Куклыи настольные плоские фигурки деревьев. Ход игры. Психолог вместе с ребенком рассматривает игрушки, расставляет лес, рассказывает, что сегодня куклы будут гулять по лесу. Предлагает ребенку выполнить эти действия. В ходе игры психолог спрашивает ребенка, кого он Хочет встретить в лесу, что люди делают в лесу. В заключение необходимо дать ребенку возможность самостоятельно поиграть в эту игру. Кроме игр с куклами, можно предложить ребенку игры с машинками и строительным набором, игры с объемными фигурками людей, животных и пр. Подбор игр зависит от пола, возраста ребенка, степени его аффективной дезадаптации и, главное, от особенностей потребности ребенка в игре и уровня развития у него игровых действий. В процессе проведения установочных игр психолог наблюдает, как ребенок относится к игре, к игрушкам, к психологу, наблюдаются ли у него предпочтения в выборе игр и игрушек. В ходе наблюдения за ребенком психолог фиксирует следующие особенности: 1. Соответствуют ли игровые действия возрасту ребенка и назначению иг-, рушки? 2. Наблюдаются ли стереотипные действия с игрушками? 3. Какова позиция ребенка в игре — активная, слабоактивная, пассивно-выжидательная? 4. Проявляет ли ребенок самостоятельность в процессе игры? 3. Каков уровень воображения у ребенка? Недостаточность социального опыта аутичных детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, особенно в сфере социального взаимодействия, негативизм, аффективная неустойчивость, страхи — все это определяет особенности их игровой деятельности. В процессе установочного эта-па занятий психолог анализирует эти особенности и на последующих этапах игровой психокоррекции предлагает игры с учетом их.
В процессе занятий ориентировочного этапа оцениваются эмоциональный фон, активность и самостоятельность ребенка, направленность его поведения, особенности эмоционального контакта с психологом. Если на установочном этапе ребенку предлагалось сюжетно обыгрывать игрушки, то на ориентировочном этапе даются регламентированные задания, позволяющие анализировать процесс делового общения психолога с ребенком. На этом этапе используются нижеследующие игры. Игра «Катание разноцветных шариков» Цели. Формирование делового общения психолога с ребенком в процессе совместной целенаправленной деятельности. Оборудование. Детский столик, набор разноцветных шариков одинаковой фактуры и желобок. Ход игры. Психолог направляет шарик в сторону ребенка, заставляя его катиться по желобку, и просит его сделать то же самое. Затем психолог предлагает ребенку выбирать шарики по цвету и катать их. Если шарики падают на пол, следует каждый раз продолжать выполнение задания и не фиксировать внимание ребенка на этом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|