Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мэри Чепиан, «Познание радости»




Взаимные любовь и уважение

В нездоровых системах установлены чрезмерно строгие грани­цы или вовсе нет никаких границ. Но есть и более правильное решение: в здоровых системах внешние и внутренние границы построены на принципе взаимных любви и уважения.

(Иллюстрация 6. Здоровые системы
(взаимные любовь и уважение))

В здоровых системах внешние границы стоят на одном и том же месте, но их можно пересечь. Они основаны на взаимных любви и уважении и отражают золотое правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Внеш­ние границы не являются такими жесткими и неприступными, как установленные в нездоровых системах.

Внутренние, личные границы гибки, но прочны. Если чело­век чувствует, что на другого человека можно положиться, он доверительно распахивает навстречу ему свои объятья; если нет, он незамедлительно закрывает свои личные границы, что­бы защитить себя. Правители и родители показывают пример поведения по отношению к тем, кто находится за пределами внешних границ. Они убеждают окружающих в том, что каж­дый человек заслуживает уважения и его личность драгоценна в глазах Бога. Здоровые системы обеспечивают чувство безопас­ности и защищенности, потому что предполагают свободу, а не покорность.

В отличие от закрытых систем, системы, основанные на вза­имных любви и уважении, открыты для новых идей. Приехав­шему на учебу подростку-мусульманину из Египта оказывают теплый прием. Воспитывавшейся в здоровой системе амери­канской девочке не запрещают посетить японскую семью. Дети вырабатывают твердые принципы благодаря тому, что живут в атмосфере взаимного уважения. В то же время им позволе­но сомневаться в ценностях и воззрениях родителей. Они могут принимать собственные решения и нести за них всю полноту от­ветственности. Они учатся самостоятельно принимать решения и их последствия.

Я составила список характеристик, которые помогают опре­делить, какая система является здоровой, а какая нет. Преж­де всего я предлагаю своим клиентам и ученикам определить главные системы, в которых они живут и которые действуют в их жизни. Составив такой список своих систем (например: а) родительская семья, б) собственная семья, в) страна происхож­дения и проживания, г) место работы, д) церковь, школа или другая организация), они просматривают мой список характе­ристик и с его помощью определяют типы своих систем.

Здоровая система Нездоровая система
Любовь и уважение к Богу, самому себе и другим людям Безоговорочное подчинение власти
Строящаяся на взаимном уважении Управляемая с помощью страха и унижения
Открытая Закрытая
С нормальными границами С жесткими границами или вообще без границ
Предполагающая самостоятельное независимое мышление Ограничивающая самостоятельное мышление (только я/мы владеем истиной)
Позитивная Негативная
Дружелюбная Замкнутая, холодная
Готовая к сотрудничеству Враждебная, воинственная
Терпимая Придирчивая, осуждающая
Одобряющая Неблагодарная, грубая
Скромная Чванливая
Милосердная Озлобленная
Внимательная к людям Эгоистичная
Терпимая Нетерпимая
Преданная Неверная
Прямолинейная Лицемерная
Добрая Суровая, жесткая
Чуткая, сострадательная Безразличная
Уважительная Бесцеремонная
Ответственная Безответственная
Новаторская Традиционалистская
Признающая ценность каждого человека Закоснелая в неприятии иного («Мы хорошие, вы плохие»)
Оптимистичная (видит в людях преимущественно хорошее) Пессимистичная (видит в людях преимущественно плохое)
Любознательная, всегда находится в поисках истины Всезнающая («Только я/мы знаем, что считать истиной»)
Честная Лживая
Надежная, заслуживающая доверия Ненадежная, не заслуживающая доверия
Адекватная Неадекватная
Творческая Косная, жесткая
Гармоничная Узконаправленная
Согласованная (слова согласуются с действиями) Противоречивая(слова не согласуются с действиями)
Четкая и последовательная Расплывчатая и противоречивая
Гибкая Жесткая
Уязвимая Защищенная
Вдохновляющая, способствующая успеху других людей Непримиримая к другим людям, запугивающая их
Положительная (дружественная) Отрицательная (агрессивная, пассивно-агрессивная)
Готовая принять в себя новых членов Отгораживающаяся от окружающего мира
Своей главной целью видящая благосостояние человека или группы людей Своей главной целью видящая удовлетворение потребностей властителя
Приветствующая совместные действия Склонная к бурным конфликтам
Мирная, радостная Тревожная, дисгармоничная
Определяющая свой успех успехом отдельного человека и групп людей Определяющая свой успех успехом властителя

 

(Упражнение 20. Здоровы ли ваши системы?)

Пожалуйста, выполните это упражнение. Оно поможет вам определить, какой была и какой стала норма во всех ваших си­стемах. Кроме того, оно поможет вам решить, какой вы хотите видеть новую норму. Результат этой работы может вас удивить.

Управлять с помощью страха или уважения?

Наверное, выдумаете: «Но ведь бывают моменты, когда от людей требуется безоговорочное подчинение власти». Вы правы. Когда пожарный приказывает зевакам отойти от горящего здания, его должно слушаться. На войне солдаты должны быть увере­ны в том, что все их товарищи выполняют приказы командира, иначе начнется хаос и случится трагедия. История показала, что великие полководцы управляли войсками без деспотизма. Спортивные тренеры, которые уважают игроков, добиваются более высоких результатов, а игроки ценят их наставления куда выше, чем приказы тех тренеров, которые управляют с по­мощью запугивания.

Как вы проявляете себя в роли родителя, работодателя, ли­дера? Уважаете ли вы людей или вы их запугиваете? Вы требуе­те от окружающих уважения или пытаетесь его заслужить? Что они думают о вашем стиле руководства?

Я вижу, что сегодня жизнь многих людей и семей ежеднев­но меняется к лучшему, потому что они хотят стать членами здоровых систем. Порой меня переполняет такой энтузиазм, что я напоминаю себе о необходимости сдерживаться. Революцион­ные преобразования старых систем не гарантируют позитивных результатов.

Советская система появилась на свет после бунта против ав­тократии царизма. Жестокий режим не обращал внимания на нужды отчаявшихся подданных. Многие большевики считали своей целью строительство нового общества на принципах вза­имного уважения. Как это ни печально, но власть узурпировали безжалостные диктаторы, которые превратили это новое обще­ство в зловещую систему — много хуже той, которой она пришла на смену.

В Америке профсоюзы создавались для того, чтобы противо­стать произволу жестоких и корыстных работодателей, требо­вавших от рабочих сверхурочной работы за мизерную плату и не заботившихся об улучшении условий их труда. К сожалению, некоторые из этих профсоюзов не смогли дать бой коррупции и стали играть такую же деструктивную роль, как системы, кото­рые они планировали исправить.

Во главе коммунистических партий и некоторых профсоюзов стояли далеко не идеальные руководители, которые не собира­лись избавляться от собственных недостатков и корректировать свои порочные системы ценностей. Несмотря на то что их идео­логии изначально были основаны на взаимном уважении, эти руководители поверили в свою избранность и право на власть и отринули основополагающие принципы здоровых систем.

Резюме

Мы живем и работаем в системах, многие из которых, подоб­но куклам-матрешкам, находятся в других системах. У нас есть семья и родственники, мы живем в неком обществе, в некой стране. Кроме того, мы взаимодействуем с другими системами: с учебным заведением, трудовым коллективом, церковью, государственными учреждениями, властными структурами. Все они ежедневно оказывают влияние на течение нашей жизни. Вам следует знать, как эти системы влияют на ваше поведение, — это поможет вам определить, какие поведенческие особенности и какие убеждения вам стоит сохранить, а от каких лучше отка­заться. Благодаря этому вы поймете, с какими препятствиями вам предстоит столкнуться во время исцеляющего путешествия.

Я знаю людей, которые успешно преодолели все преграды и теперь живут и процветают в здоровых системах. Эти люди, старые и молодые, проложили новые прекрасные и безопасные пути. Они ждут, когда по ним пойдут другие люди. Конечно, им часто приходится нелегко, но совершить подобное путеше­ствие — одно из самых смелых и полезных предприятий в жиз­ни каждого человека, ведь благодаря ему эти люди будут жить, веря во взаимные любовь и уважение к Богу, самому себе и дру­гим людям.

ГЛАВА 10

Кто первый?

Кто приобретает разум, тот любит душу свою;
кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

Притч. 19:8

Когда в 1980 году я обратилась в клинику, книг, в которых рас­сказывалось о вредных привычках или насилии как проблеме, не хватало. Еще меньше было литературы на тему созависимости и установления личных границ. Эти термины редко исполь­зовались. Я думала, что «граница» — это забор, но мой врач, док­тор Данильчук, догадался, что причиной моей болезни являет­ся стресс, который я постоянно испытывала из-за привычного образа жизни. Он настоял на том, чтобы я начала заботиться о себе, а также велел мне прочитать новую книгу о здоровом само­утверждении, чтобы я научилась говорить «нет». Раньше этого слова в моем словаре не было.

Новая здоровая система

Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу.

Данте Алигьери (1265-1321)

В тот день, когда я поняла, что путь, которым я шла сорок четыре года, был опасным и разрушительным, я несколько часов рыда­ла. Я всегда старалась поступать правильно, но теперь увидела, что, как я ни старалась, у меня ничего не получилось, потому что я выбрала неправильный путь. Я всегда отличалась перфекцио­низмом, и это известие стало для меня сильным ударом.

Я консультировала многих клиентов, которые пережили то же самое. Это хорошие люди, которые искренне верят в то, что идут верным путем, однако их жизнь и отношения складыва­ются не лучшим образом. Мой друг и коллега Кен Уэллс, в про­шлом пастор, придумал очень верное сравнение: «Со стороны казалось, что я на всех парах мчусь по пути к успеху, но в глуби­не души я чувствовал, что у моей повозки отваливаются колеса!»

Мои родители не были ко мне слишком требовательными — я сама была слишком к себе требовательной. Как только я по­няла, что путь, по которому я иду, приносит мне и моей семье несчастье, я активно стала искать другой путь, предназначен­ный мне Господом.

Для того чтобы выйти из нездоровой системы и создать но­вую, здоровую, мне следовало мысленно проститься с привыч­ным «пейзажем». Чем дальше я уходила от старого пути и при­вычной системы, тем лучше себя чувствовала — физически, интеллектуально, эмоционально и духовно. Я поняла, что мой главный долг состоит в том, чтобы сохранить здоровье в этих четырех областях. Об этом не может позаботиться никто, кроме меня. Даже Бог этого для меня не сделает, если я не буду Ему помогать.

Внутренние диктаторы

Мы говорили о «кирпичиках», из которых построены высокие толстые стены нездоровых систем. Я обнаружила, что порой эти «кирпичики» превращаются в «пластинки» с бесконечной «ме­лодией», которая постоянно проигрывается в моей голове. Не­которые «пластинки» оставались у меня в сознании, и я вни­мательно к ним прислушивалась, другие прятались в подсо­знании, и об их существовании я даже не подозревала. Но все они были очень настойчивыми, и все они играли важную роль в формировании моих ценностей. Кроме того, они диктовали мне мои поступки, хотя я не всегда осознавала, какую власть они надо мной имеют.

А откуда взялись «пластинки», которые проигрываются в ва­шей голове? Может, вы взяли их с собой из родного дома, потому что ваши родители, хотя они вас любили, но вынуждали жить в нездоровой системе? Или они держали вас в ежовых рукави­цах, а то и «воспитывали» бейсбольной битой? Не столь важно, каков источник старых «мелодий» (например, критических за­мечаний): эти мощные послания от родителей, родственников, общества, власти, школы, ровесников, работодателей и даже от вас самих создают зловредный климат, распространяя ядови­тые испарения, способные заразить грядущие поколения. Одна моя ученица использовала несколько красноречивых метафор, чтобы описать постоянно ею слышимые мелодии:

• «Непрестанные бабушкины жалобы на жизнь оставили в моей душе глубокие борозды»;

• «Ее слова застревали в моей голове, как гвозди»;

• «Эти “пластинки” превратились в ограничивающий мою жизнь неприступный забор».

Некоторые «пластинки» проигрываются в наших головах по­стоянно; другие мы слышим лишь в особых случаях. Некоторые записи лживы, другие правдивы, в третьих может содержаться неправильно понятая правда. Бывают записи из двух противо­речащих друг другу сообщений («Будь лучшим и не задирай нос!» — все мы слышали что-то подобное этому).

Посмотрите на свое Яйцо травмы и подумайте о том, сколь­ко событий и постоянных источников стресса привели вас к созданию новой деструктивной «пластинки». Или вы вновь слушаете старую? Если события вашей жизни подтверждают содержание этой записи, в сознании и подсознании она проигры­вается все громче. Я приведу пример из своего прошлого: в дет­стве я очень любила читать и часто бродила по дому и улице, не отрываясь от книги. Мама говорила: «Положи книгу и смотри, куда идешь, иначе с тобой случится что-нибудь страшное: напри­мер, ты можешь не заметить несущуюся по дороге машину». Ко­гда мне было восемь лет, я ехала в автобусе на репетицию хора, зачиталась и пропустила свою остановку. Я заблудилась и стала жертвой изнасилования. Конечно, это не моя вина, но я решила, что запись со словами матери верна, а это значит, за ошибкой непременно последует катастрофа. Это сообщение было под­креплено травмирующим переживанием. С этого момента подсознание превратило меня в радикальную перфекционистку. Многие годы я страшно боялась совершить ошибку, поскольку верила в то, что все мои дела являются вопросом жизни и смерти.

Новое послание

Нам пора избавиться от старого образа мыслей.
Сегодня мы под­нимемся над вчерашними горестями, сегодня мы увидим новый мир,

сегодня мы вновь преисполнимся надеждой и силой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...