Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832)
Для подавления душевной боли требуются серьезные физические усилия. Когда человек концентрируется на этой цели, его силы расходуются напрасно. Энергия должна быть направлена на поддержание здоровья (то есть нормального функционирования иммунной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем), но вместо этого она направляется на подавление душевной боли. В результате человеку не хватает сил, чтобы справиться с физическими болезнями. Именно это со мной и случилось. К счастью, тело человека представляет собой изумительно устроенную систему. Когда я наконец выразила душевную боль, Контролирующий ребёнок вернулся к выполнению своих непосредственных обязанностей: он защищал меня лишь в самые тяжелые моменты моей жизни, и у моего тела появилась необходимая для выздоровления энергия. В 1981 году у меня прекратились приступы астмы, а головные боли и аллергические реакции появлялись лишь изредка. С тех пор я не принимала обезболивающих (не считая случая, когда мне сделали операцию), но, к сожалению, моя иммунная система истощилась, и в 1986 году мне поставили диагноз дискоидная волчанка. Теперь я считаю, что все обернулось к лучшему. Эта болезнь неизлечима — с помощью диеты, достаточного количества сна и правильного образа жизни можно лишь сдерживать ее развитие, поэтому мне пришлось кардинально изменить свою жизнь, в том числе отказаться от написания докторской диссертации. Кроме того, я заставила себя больше спать, есть здоровую пищу и заниматься спортом. Моя жизнь стала более размеренной и спокойной. Еще в начале 1980-х годов я задумалась о взаимосвязи психического и физического здоровья. На эту мысль меня навел собственный опыт. Я консультировалась со многими учеными, психологами, психиатрами и врачами. Все утверждали, что эта связь исследована недостаточно. Я рада вам сообщить, что моя гипотеза, выдвинутая много лет назад, наконец доказана. Теперь люди более осведомлены относительно взаимосвязи между телом и разумом. О ней говорится в научных работах доктора Бесселя Вандер Колка, психиатра и профессора Гарвардской медицинской школы. Он является одним из известнейших специалистов, изучающих влияние психологических травм на тело человека, пишет научные статьи и выступает с лекциями на эту тему. (Информацию о нем вы найдете на его сайте www.traumacenter.org)
Перфекционизм [6] Мощный механизм защиты Контролирующего ребёнка способен причинить вред не только вашим эмоциям и телу, но также повлиять на ваши интеллектуальные способности. Его главная задача — защитить человека от боли, и для этого он идет на крайние меры, что может привести к перфекционизму, обсессивно-компульсивным расстройствам[7], сформировать пагубные пристрастия. Ребёнок, которого наказывают за малейшие свойственные всем детям провинности (например, пролитое молоко), боится рисковать. Дети из семей буйных алкоголиков, где в любой момент может начаться драка, чувствуют себя так, словно идут по минному полю. Для них характерна повышенная тревожность. Другие дети любой ценой пытаются заслужить похвалу чрезмерно требовательной матери или отца. Они выбиваются из сил, чтобы соответствовать своим успешным родителям, но чувствуют, что терпят поражение. Став взрослыми, они либо доводят себя до изнеможения, чтобы в каждой детали добиться совершенства, либо, напротив, всего боятся, убедив себя в том, что их усилия ничего не стоят. В особо тяжелых случаях этот страх может переродиться в агорафобию[8] — такие люди не могут выйти из дома и нормально вести себя в обществе.
Я знаю очень умных и одаренных людей, которые так боятся рисковать, что их буквально обездвиживает страх. Одни превращаются в вечных студентов, чтобы никогда не покидать стен учебного заведения и не вступать в пугающий мир независимости и ответственности. Другие всю жизнь предпочитают жить вместе с родителями. Третьи выходят замуж или женятся для того, чтобы супруг или супруга о них заботились и терпели подобное поведение. Эти люди боятся взрослеть. Я стала такой педантичной, что порой моя педантичность доходила до абсурда. Я просыпалась раньше мужа и застилала свою половину кровати, пока он мирно спал на другой ее половине. Когда мы устраивали званые ужины для родственников и друзей, я после приема всю ночь мыла тарелки, убирала в доме и даже натирала воском полы, чтобы на следующий день никто не мог догадаться, что всего несколько часов назад здесь пировали двадцать или больше гостей. И это несмотря на то, что утром мне приходилось идти на работу в галерею! Я понимала, что мое поведение ненормально, но не знала, как измениться и начать вести себя по-другому. Искаженные и навязчивые мысли Контролирующий ребёнок изо всех сил старался завалить меня работой, чтобы у меня не было времени задуматься о неприятном и болезненном. Кроме того, он стремился доказать Богу, миру и мне самой, что я неплохой человек. В детстве меня учили, что Бог любит маленьких детей и посылает им для защиты ангелов-хранителей. Когда в восьмилетием возрасте мне довелось столкнуться с жестокостью, я молилась о том, чтобы Бог послал кого-нибудь меня спасти, но этого не случилось. У меня было такое чувство, словно Он от меня отвернулся и ушел, на прощанье сказав: «Ты плохо себя вела. В ад ты пока не попадешь, но и рай тоже не для тебя. Поэтому самое хорошее, что Я могу для тебя сделать, это уничтожить твои эмоции». В глубине души я была уверена в том, что никто меня не любит и никогда обо мне не вспоминает. Детям свойственны такие мысли. Они думают: «Хорошие люди заслуживают того, чтобы у них все было хорошо, а плохие вещи случаются только с плохими людьми», поэтому они берут на себя вину за все, что с ними происходит. Даже повзрослев и осознав, что это не совсем так, — они сами жертвы насилия: их мать или отец пили, не обращали на них внимания, развелись, — на подсознательном уровне они все равно чувствуют свою ответственность за произошедшее.
Помимо постоянного чувства вины, они страдают от страха, боли, стыда и одиночества. Если бы у них не было защитного механизма, им бы пришлось переживать эти болезненные эмоции в полную силу и слабый детский организм вряд ли бы справился с такой ношей. Дети слишком слабы и уязвимы. Они могут сойти с ума и даже умереть. Однако в них живет Контролирующий ребёнок — внутренний защитный механизм, который прячет болезненные чувства в «коробку» и уговаривает: «Не надо ничего чувствовать, иначе ты умрешь!» Этот механизм необходим ребенку для выживания, однако если он не является временной мерой, а входит в привычку, из-за него возникает множество проблем. Запускать этот механизм или нет? Выбор представляется вопросом жизни и смерти, но, отдавая себя во власть Контролирующего ребёнка, человек может эмоционально застыть на детском образе мыслей. Возможно, вы считаете это преувеличением. Когда я впервые об этом задумалась, мне тоже так казалось, но я много лет слушала истории своих клиентов и собственные внутренние диалоги и наконец поняла, что травмированный человек может застрять в том возрасте, когда он был травмирован. Он подавлен необходимостью выразить свои связанные с насилием чувства, хотя в реальности давно является взрослым человеком. Он не может забыть о том, что произошло, и боится своих чувств. Это объясняет, почему люди цепляются за некоторые привычки, увлечения и другие способы защиты Контролирующего ребёнка, несмотря на то что это вредит их отношениям, карьере, детям и душевному благополучию. Когда мне исполнилось сорок четыре года, мой Контролирующий ребёнок действовал точно так же, как и в восемь лет, когда я только что пережила изнасилование. Он не мог понять, что я превратилась во взрослого человека, вполне способного заботиться о себе и защищать себя. Важнейшей целью моего исцеляющего путешествия была выработка способности, как подобает взрослому человеку, брать на себя ответственность.
А сколько лет вашему Контролирующему ребенку? Два, восемь, десять или четырнадцать? Каким бы ни был его возраст, вам необходимо свыкнуться с реальностью своего физиологического возраста. Я часто прошу клиентов написать на ладони ручкой с несмываемыми чернилами свой возраст и год рождения. Они пишут это также на самоклеющихся листках и затем развешивают их по всему дому и кладут в бумажник и все сумки, чтобы подсознание запомнило свой истинный — физиологический — возраст. Многие мои клиенты на занятиях признавались, что с изумлением поняли: Контролирующий ребёнок вел себя так, словно они все еще переживают травмирующие события детства. Но стоило им честно взглянуть на себя и осознать, что они давно превратились в сильных дееспособных взрослых людей, положение стремительно менялось. (Упражнение 9. Ваш истинный возраст) Максимальный риск: перестаньте все контролировать! РИСК Рассмеешься — покажешься дураком. Заплачешь — прослывешь сентиментальным. Выразишь сочувствие — ты, мол, лезешь не в свое дело. Проявишь чувства — все узнают, каков ты на самом деле. Расскажешь о своих мечтах и идеях — Смотри, чтоб у тебя их не украли! Полюбишь — ну, а вдруг безответно? Жизнь чревата риском смерти, Надежда — риском неудачи. Но мы должны идти на риск, Поскольку главная опасность — Так ни на что и не решиться. Робость укрощает дух. Да, это способ избежать и горя, и страданий, Но ты не будешь чувствовать, любить, Расти, учиться, меняться! Не будешь жить! Свою свободу ты отдаешь страху И превращаешься в раба. А риск освобождает человека! Неизвестный Некоторые люди буквально неспособны рискнуть или отказаться от стремления все контролировать. Их Контролирующий ребёнок посвятил себя другим людям: он заботился о них и терпеливо сносил их пороки. Сегодня мы называем таких людей созависимыми. Воспитание моих родителей сделало из меня созависимого человека, потому что меня учили, что я должна выполнять едва ли не все просьбы других людей и вести себя так, чтобы все были счастливы. В итоге я помогала множеству людей и их утешала. На то чтобы уяснить эту проблему и научиться устанавливать границы, я во время терапии потратила больше времени, чем на все остальное, включая проработку болезненного эпизода изнасилования. К сожалению, в 1980-1981 годах термин «созависимость» использовался редко, и я почти ничего не знала об этом явлении и его негативных последствиях. Когда доктор Данильчук усомнился в том, что я обязана уделять окружающим так много времени и сил, я с негодованием ему возразила, что по-другому поступают только эгоисты и никудышные христиане. Он молча меня выслушал, а потом мягко спросил: «Ваши усилия приносят пользу? Я имею в виду: вам удалось сделать счастливым хоть одного человека или семью?» В течение нескольких месяцев он постоянно задавал мне умные продуманные вопросы, и наконец я усомнилась в том, что все делаю правильно.
Сегодня я называю созависимым человека, который жертвенно подчиняет свою жизнь нуждам другого человека и берет на себя ответственность за его жизнь, благодаря чему у того появляется возможность и дальше жить припеваючи. Быть созависимым — значит делать для кого-то то, что он должен делать сам. Это значит слишком много времени уделять другим людям — и не важно, что именно вы делаете: заботитесь о них или их обвиняете. Это значит пытаться изменить других людей, а не себя. Бог показал мне это, когда я пыталась защитить людей от столкновения с последствиями их действий. Он желал, чтобы я отошла в сторону и предоставила Ему Самому проявить себя в их жизни. Это очень сложно, если вы хотите защитить члена своей семьи или близкого человека, тем более если его падение неминуемо отразится на вас. Оливер Уэнделл Холмс метко заметил: «Человек доказывает свою веру, когда признает, что он не Бог». Один из моих клиентов занимал во всемирной миссионерской организации главный пост. Он пришел на консультацию вместе с женой, которая нуждалась в терапии. Эта женщина в детстве часто сталкивалась с насилием и страдала от долгих периодов депрессии. Как истинный Контролирующий ребёнок, ее муж привык наставлять людей на путь истинный. Он сердился и обижался из-за того, что, несмотря на всю свою любовь, заботу и мудрость, он не может «исправить» собственную жену. Несколько лет назад психолог ему сказал, что у него «комплекс мессии», но этот человек своего поведения не изменил. К счастью, на этот раз он сумел раскрыться: выбросил в мусорную корзину воображаемую табличку «Я здесь ради жены» и постарался взглянуть на себя со стороны. Он осознал, что ему тоже нужно решить некоторые свои проблемы, в частности искоренить стремление все держать под своим контролем, и стал активно работать над тем, чтобы избавиться от нездорового поведения. Некоторое время спустя он признался мне: «До сих пор я был во всем уверен — кто я такой, во что я должен верить, что мне нужно делать, что мне велит Господь, как проповедовать людям. Наверное, это прозвучит ужасно самонадеянно, но мне кажется, что с годами я стал путать себя с Богом. Помнится, я иногда думал: “Если бы Бог поступал как я, по-моему, все получалось бы намного лучше”». Его жена сумела заглянуть в свое Море боли, чтобы начать долгий путь к исцелению, в конце которого она должна стать Здоровой уравновешенной личностью. Сейчас отношения в этой паре стали намного более близкими, потому что он отказался от попыток контроля, а она взяла на себя ответственность за свое душевное здоровье. Конечно, их жизнь не идеальна. Иногда он расстраивается из-за того, что обстоятельства складываются не так, как ему того бы хотелось, а он не может на это влиять, однако эти люди стремятся к развитию и исцелению. Смена караула Когда я проходила курс терапии в клинике, мне казалось, что у моего Контролирующего ребёнка нет никаких чувств, словно он их все давно похоронил. Но я ошибалась: когда он понял, что ему придется сойти с трона, он был обижен и зол, потому что его недооценили и не оказали ему должного уважения. «Почему ты слушаешь доктора Данильчука? — спрашивал он меня. — Ведь я заботился о тебе с тех самых пор, как тебе исполнилось восемь лет!» Он боялся, что я собираюсь проститься с ним навсегда. Контролирующий ребёнок знал, что его работа заключается в том, чтобы заботиться о моем здоровье и меня защищать. Постепенно он начал понимать, что забота, которая была мне необходима для моего выживания, когда мне было восемь лет, теперь причиняет мне вред, и полностью «перестроился», однако он по-прежнему хотел управлять моим поведением во время терапии, что типично для Контролирующего ребёнка. Однажды вечером я села на кровати, написала список своих чувств и составила расписание, когда буду разбираться с каждым из них. Мне хотелось поскорее с этим покончить и вернуться домой, в Аризону. Вот что было написано в моем списке: «В понедельник я буду говорить о грусти, во вторник — о боли, в среду — о страхе, в четверг — об одиночестве, в пятницу — о гневе». На следующее утро я с гордым видом протянула листок доктору Данильчуку. Будучи очень добрым и мягким человеком, он не стал надо мной смеяться, а лишь спокойно заметил: «Не уверен, что чувства можно программировать таким образом». Он, конечно, оказался прав. Мне потребовалось несколько недель, чтобы разобраться хотя бы с одним чувством из того списка. Я переориентировала Контролирующего ребёнка и поручила ему новую задачу: установить границы. Мне давно было нужно решить эту проблему. Я поняла, что границы необходимы по двум причинам: чтобы никто не причинял вам зла и чтобы вы тоже не позволяли себе этого. Увы, я понятия не имела, с чего начать. Мне казалось, что заботиться о себе — это эгоистично, но потом я вспомнила, что перед взлетом самолета говорят стюардессы: «Если вы путешествуете с маленькими детьми, то в случае объявленной тревоги сначала наденьте свою кислородную маску, а затем помогите детям». Наконец я начала понимать, что забота о собственном здоровье — это не эгоистичное, а мудрое решение. Только здоровый человек может по-настоящему помочь другим людям. Но как мне следовало отвечать на просьбы других людей? Как понять, когда следует говорить «да», а когда «нет»? Доктор Данильчук предложил алгоритм действий, который мне очень помог. Пять вариантов «да» и «нет» 1. Здоровое «да». Меня просят сделать то, что не причинит мне неудобства. Я говорю «да». 2. Нездоровое «да». Меня просят сделать то, что причинит мне неудобство. Я говорю «да», но внутренне негодую. 3. Здоровое «нет». Меня просят о том, что мне не нравится. Я говорю «нет» и чувствую себя прекрасно. 4. Нездоровое «нет». Меня просят о том, что мне не нравится. Я говорю «нет» и чувствую себя виноватой. Созависимые люди и те, кто не знает о существовании границ, обычно выбирают второй и четвертый варианты. 5. Здоровое «да» (с уступкой). Меня просят сделать то, что мне не нравится, но я говорю «да», потому что люблю просящего и беспокоюсь за него, и об этом не жалею. Главное, чтобы помощь была временной. Если это не так, я снова выбираю второй вариант, однако в этом случае мне следовало бы выбрать третий вариант. Выбирая третий вариант, вы устанавливаете границы. Если вам хочется помочь просящему, вы можете предложить ему другой вариант или выполнить его просьбу в другое время. Люди, которые выбирают четвертый вариант (нездоровое «нет»), обычно бесконечно обвиняют себя в равнодушии и эгоизме. Пятый, компромиссный вариант требует осторожности. Он часто вызывает огорчение и недовольство просящего. Обратите внимание: если вы соглашаетесь, но в душе об этом жалеете, вы выбираете второй вариант (нездоровое «да»). Самое главное, чтобы ваша помощь была временной. Вот пример: я больна волчанкой и поэтому должна вовремя ложиться спать. Я всегда предупреждаю клиентов, чтобы поздно вечером они мне не звонили. Представим, что один из них собирается покончить жизнь самоубийством. Он звонит мне в три утра. Я за него переживаю, снимаю трубку и на следующий день стараюсь раньше лечь спать. Но если клиент звонит ночью несколько дней подряд, мне остается либо, невзирая на собственную усталость, говорить «да» (второй вариант), либо предпочесть третий вариант и сказать: «Простите, но я не буду с вами разговаривать. Вам нужно лечь в больницу. Мы больше не можем продолжать в таком духе. Это вредно для нас обоих». Если у вас есть семья и дети, вы наверняка неоднократно выбирали пятый вариант, например, когда всю ночь сидели у постели больного члена семьи. Люди, которые заботятся о престарелых родителях либо о ребенке с хронической болезнью или ограниченными способностями, каждый день сталкиваются с необходимостью выбора пятого варианта. Это не временное, а постоянное положение дел. Я советую этим людям обязательно выделять хотя бы немного времени для себя и постараться сделать так, чтобы помощь и поддержку нуждающемуся оказывали и другие люди, даже если он против этого возражает. Я знаю случаи, когда опекуны умирали раньше людей, за которыми они ухаживали, потому что преступно пренебрегали собственным здоровьем и потребностями. Я несколько лет развешивала записки с «Пятью вариантами “да” и “нет”» на зеркалах, холодильнике, у раковины, на письменном столе и приборной панели автомобиля. Советую вам обсудить эти варианты с родственниками и друзьями, а затем, выбирая между «да» и «нет», почаще принимать их в расчет. (Упражнение 10. Как сказать «да» и «нет») Поднять вуаль Настоящее путешествие первооткрывателя — это не охота за новыми пейзажами, Марсель Пруст (1871-1922) Когда Контролирующий ребёнок отказывается от своей власти, возникает чувство, будто кто-то поднял вуаль или раздвинул занавеси. Вы начинаете по-новому смотреть на окружающий мир. Ваши глаза больше не заволакивают слезы. Они не сужаются от напряжения. Они горят от радости и любви. Так и должно быть. Видеть людей глазами Бога — чудесный дар. Резюме Многие дети во всем мире плачут и смеются, когда им заблагорассудится. Однако некоторым детям запрещают проявлять на людях свои эмоции. От них требуется сохранять спокойное, «взрослое» выражение лица. Контролирующий ребёнок (который должен играть роль временного защитного механизма) учится использовать «обезболивающие» и отвлекающие приемы, чтобы у нас не было возможности задуматься о неприятных вопросах. Если он захватывает власть и начинает править нашей жизнью, мы никогда не сможем решить свои эмоциональные проблемы. Подавление эмоций ведет к проблемам со здоровьем, в отношениях с людьми, к созависимости или болезненным пристрастиям. Если вы лишите Контролирующего ребёнка власти и поборете страх перед чувствами, перед вами откроется чудесный мир и вы станете таким человеком, каким вас задумал Бог. Кроме того, Контролирующий ребёнок, который наверняка устал от того, что на нем лежит вся ответственность, получит время и энергию, чтобы заняться теми вопросами, которые изначально находились в сфере его компетенции. Он обязан выполнять функцию защитного механизма, чтобы беречь здоровье человека, устанавливать границы, не допускать насилия по отношению к человеку и окружающим его людям, а также научить нас ответственности за свои поступки. Благодаря переменам он найдет применение лучшим своим навыкам, чтобы поддержать и обезопасить нас на пути к исцелению, на котором встречается немало опасных поворотов и преград.
ГЛАВА 6 Приз: возвращение Изначального ребёнка Великий человек — тот, кто сохранил сердце ребёнка. Мэн-цзы (372-289 до н.э.) От боли к радости [Люди] страдают, конечно, но...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|