Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устойчивое общество.




Устойчивость можно определить по-разному. Самое простое определение: общество устойчиво, если оно сохраняется на протяжении многих поколений, если оно обладает достаточной способностью прогнозировать, достаточной гибкостью, чтобы не подрывать как физические, так и социальные основы собственного существования.

В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Гру Харлем Брундландт – С.З.) выразила идею устойчивости в следующих словах:

«Устойчивое общество – это такое общество, которое удовлетворяет свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды».

С системной точки зрения устойчивое общество – это общество, в котором для контролирования положительных контуров обратной связи, ответственных за экспоненциальный рост численности населения и капитала, успешно используются информационные, социальные и организационные методы. Это значит, что рождаемость примерно равна смертности, а объемы инвестиций соответствуют объемам выбывания капитала (амортизации) до тех пор, пока не принимаются сознательные технические или социальные меры для продуманного и взвешенного изменения численности населения или промышленного капитала. Чтобы система была стабильна в социальном аспекте, отношение численности населения и объема капитала должно поддерживаться таким, при котором материальный уровень благосостояния достойный, распределение благ – справедливое, а существование – безопасное для всех людей на планете. Чтобы мир был материально и энергетически устойчив, физические потоки в экономике должны соответствовать трем условиям Германа Дейли:

- скорость использования возобновимых ресурсов не должна превышать скорость их самовосстановления;

- скорость использования невозобновимых ресурсов не должна превышать скорости, с которой для замещения невозобновимого ресурса разрабатываются заменители на основе других, возобновимых ресурсов;

- скорость возникновения загрязнений не должна превышать скорость, с которой они могут быть ассимилированы окружающей средой.

 

Такое общество, с экологической нагрузкой в рамках допустимого, будет практически во всем отличаться от того, в котором сейчас живет большинство людей. Господствующие в начале ХХI века мысленные модели подкрепляются картинами ужасающей нищеты и быстрого материального роста, и всем кажется, что рост необходимо поддерживать любой ценой. Когда доминируют представления о безудержном росте или о пугающем застое, человеческому сознанию трудно себе представить устойчивое, достаточное, справедливое и целеустремленное общество.

Устойчивое общество должно быть заинтересовано в качественном развитии, а не в физическом расширении. Оно может использовать материальный рост как продуманный инструмент, а не как извечный порядок. Оно может даже пойти на сознательное поддержание отрицательного роста, чтобы вернуться в рамки пределов, дабы прекратить те виды деятельности, которые по сумме природных и социальных последствий оказываются не созидательными, а разрушительным.

В устойчивом обществе не будет сегодняшнего несправедливого распределения, и уж точно оно не оставит бедняков наедине с их нищетой. Это не было бы подлинной устойчивостью по двум причинам. Во-первых, не могут, да и не должны мириться с нищетой. Во-вторых, если какая-либо часть мира будет прозябать в нищете, не удастся стабилизировать численность населения (разве только за счет одного варварского метода – принудительного увеличения смертности). И по моральным, и по практическим соображениям устойчивое общество должно обеспечивать достаточность и безопасность для всех.

Чтобы перейти к устойчивости из сегодняшнего состояния мира, все остающиеся возможности роста – касается ли это использования ресурсов, выбросов загрязнений или резервов, которые высвобождаются за счет повышения эффективности или изменения стиля жизни в богатых странах – все подобные излишки должны направляться тем, кто больше всего в этом нуждается. Это логично, и мы надеемся, что такая точка зрения будет принята всеми.

Устойчивое состояние вовсе не подразумевает, что общество находится в упадке или переживает застой, не означает это и безработицу и развал существующих экономических систем, которые обычно проявляются при вынужденном прекращении роста. Разница между устойчивым обществом и современным спадом экономики подобна различию между остановкой автомобиля путем плавного торможения и врезания в бетонную стену на полном ходу.

Нет никаких причин, по которым устойчивое общество должно быть примитивным в техническом или культурном отношении. В мире, свободном от тревог и ненасытной жадности, возможности для творчества будут огромными. Раз обществу и окружающей среде не понадобится расплачиваться за последствия роста, то вполне возможен большой прорыв в технологии и культуре.

Джон Стюарт Милл (John Stuart Mill, Principles of Political Economy, London, 1848), один из первых (и последних) экономистов, кто принял всерьез идею экономики, вписанной в пределы планеты, заметил, что «стационарное состояние», как мы его называем, может поддерживать постоянное изменение и совершенствование общества. Сто пятьдесят с лишним лет назад он написал:

«Я не могу рассматривать стационарное состояние капитала и богатства с тем искренним отвращением, которое столь свойственно политэкономистам. Я склонен считать, что в целом было бы достигнуто весьма существенное улучшение в сравнении с сегодняшним состоянием. Признаюсь честно, я вовсе не очарован идеалами, которые проповедуют те, кто считает нормальным состоянием человечества постоянную борьбу за выживание, кто верит, что топтать, давить, толкаться и наступать друг другу на пятки – желанный удел человечества. Едва ли нужно уточнять, что стационарное состояние капитала и населения вовсе не означает застой в человеческом существовании. Возможностей для развития духовной культуры, морального и социального прогресса, а также для совершенствования Искусства Жизни будет ничуть не меньше, чем сейчас, а скорее всего – гораздо больше».

 

Одна из странных особенностей современных мысленных моделей – представление о том, что мир умеренности обязательно должен быть миром жесткого централизованного правительственного контроля. Для устойчивой экономики такой тип контроля невозможен, нежелателен, да и не нужен. С системной точки зрения, у этого типа управления слишком много недостатков, что нам наглядно продемонстрировал Советский Союз.

Конечно, в устойчивом мире будут работать определенные правила, законы, стандарты, границы, социальные соглашения и ограничения, как и в любой другой человеческой культуре. Одно из самых важных новых правил прекрасно соотносится с экономической теорией: в цене на продукт должна отражаться его полная стоимость, включая все экологические последствия и побочные социальные эффекты от изготовления и использования такого продукта. Учебники по экономике требуют (тщетно) ввести эту меру уже десятки лет, а ведь она позволила бы автоматически привести в соответствие инвестиции и закупки, дать людям возможность делать выбор на основе наглядного денежного выражения и не сожалеть впоследствии, что неправильный выбор неблагоприятно сказался на природной или социальной сфере.

Нет никаких причин, по которым устойчивое сообщество должно быть однообразным. Как и в природе, в человеческом обществе разнообразие служит причиной устойчивости и является ее следствием. Многие, кто думал о практическом воплощении устойчивости, представляют ее себе как практически децентрализованную систему, в которой на местах задействуют в основном локальные ресурсы и меньше опираются на международную торговлю. Между отдельными участками могут быть приняты граничные соглашения, которые защищали бы каждое местное сообщество от влияния со стороны соседей и мировой системы в целом. Культурная самобытность, автономность, свобода и самоопределение в таком мире должны стать сильнее, чем сейчас.

Устойчивому миру нет никакой необходимости становиться недемократичным, серым и безынициативным. Некоторые игры, которыми увлекается сегодняшнее человечество, вроде гонки вооружений или безудержного накопления богатств, наверное, выйдут из моды. Но в мире все же будут другие интересные занятия, новые цели, проблемы, которые надо решить, пути для самореализации, способы проверить себя, послужить обществу – прожить хорошую жизнь, приносящую гораздо больше удовлетворения, чем это возможно сегодня.

Структурный анализ мировой системы, который мы дали, позволяет получить только общие соображения о том, как ей нужно измениться, чтобы прийти к устойчивости. Мы перечисляем их ниже. Каждое из них можно реализовать сотнями разных способов на всех уровнях: в семье, в сообществе соседей, в компаниях, корпорациях, странах и в мире в целом. С их помощью можно изменить собственную жизнь, культуру, политические и экономические системы. Каждое действие в этом направлении – шаг навстречу устойчивости, хотя для достижения желаемого результата необходимо пройти их все.

1.Расширить временные границы при планировании.

2.Улучшать прием и обработку сигналов.

3.Уменьшить время отклика.

4.Свести к минимуму использование невозобновимых ресурсов.

5.Не допускать истощения возобновимых ресурсов.

6.Использовать ресурсы с максимальной эффективностью.

7. Замедлить и затем остановить экспоненциальный рост населения и физического капитала.

 

Первые шесть пунктов, перечисленных в этом списке, способны помочь только до определенного предела. Седьмой пункт – ключевой. Для его выполнения необходимы организационные и социальные меры, а также изменение философии. Главной ценностью должно стать качественное развитие, а не количественный рост.

 

Что касается седьмого пункта, необходимого для перехода к устойчивости, то следует перечислить проблемы, которые в большинстве случаев и являются глубинными причинами роста: нищета, безработица, неудовлетворенные потребности. Рост, в своем современном виде, либо совсем не решает эти проблемы, либо делает это медленно и неэффективно. Чтобы укрепить надежду и решить актуальные проблемы, необходимо развить совершенно новые представления в этих трех областях.

 

НИЩЕТА. В политических обсуждениях и переговорах слово «делиться» находится под запретом. Может быть, вследствие укоренившейся глубокой веры в то, что если разделить на всех – не хватит никому. «Достаточность» и «общность интересов» - вот термины, которые помогут развить новые подходы, чтобы покончить с нищетой. В условиях выхода за пределы мы все равны. Если управлять миром грамотно, то хватит на всех. Если управлять неграмотно, то последствий не избежать никому, и тогда не спасут никакие богатства.

 

БЕЗРАБОТИЦА. Человеку необходимо работать, самореализовываться, совершенствоваться, нести ответственность за удовлетворение собственных нужд, испытывать чувство причастности, получать признание как зрелому, ответственному члену общества. Это настоящая потребность, ее необходимо удовлетворять, и при этом работа не должна быть отупляющей или вредной для здоровья. В то же время занятость не должна быть единственным условием существования. Необходимо отказаться от ограниченного представления о том, что одни люди «создают» рабочие места для других (и от еще более узкой идеи, что рабочая сила – просто статья расходов, которую нужно уменьшать). Это сделать нелегко, потребуются фантазия и творческий подход, ведь на самом деле нам необходима система экономики, использующая и поощряющая любой вклад, который люди могут внести. Она должна распределять работу, отдых и экономические результаты справедливо, не обходя вниманием тех, кто по разным причинам временно или постоянно нетрудоспособен.

 

НЕДОВЛЕТВОРЕННЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Людям не нужны огромные автомобили – на самом деле им нужны уважение и признание. Им не нужен бесконечный поток новой одежды – на самом деле им нужно чувствовать, что для других людей они привлекательны, нужно испытывать душевное волнение, видеть разнообразие и красоту вокруг. Людям не нужно засилье электроники – на самом деле им нужно нечто, что занимало бы их мысли и эмоции. Этот список можно было бы продолжать до бесконечности. Пытаться удовлетворить реальные, но невещественные потребности (в самоутверждении, самооценке, самореализации, в общественном признании, любви и радости) с помощью материальных потоков – значит пробудить неутомимое стремление к ложным решениям, желание, которое никогда не будет удовлетворено полностью. Общество, которое признает невещественные потребности человека и найдет нематериальные же способы удовлетворить их, будет использовать гораздо меньшие потоки энергии и сырья и при этом продвинется гораздо дальше в стремлении к духовному совершенствованию.

 

Необходимость перевода промышленного мира на новую ступень развития – это не бедствие, а привлекательная возможность. Как ее использовать, как воплотить в жизнь мир, чтобы он был не только устойчивым, разумным и справедливым, но еще и желанным для всех – это вопрос лидерства, этики, умения видеть и смелости. Это свойства не компьютерных моделей, а человеческого сердца и души. Чтобы распознать о них, нам, авторам, нужно закончить эту главу, выключить компьютеры и отложить в сторону статистические данные и сценарии, и в главе 8 обсудить выводы, основанные не только на научном анализе, но и на наших внутренних ощущениях и интуиции.

 

 

Глава 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...