Документ 4 . Из выступления министра иностранных дел
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.В.ЛАВРОВА НА 67-ОЙ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН, НЬЮ-ЙОРК, СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА
Уважаемый господин Председатель! Уважаемые дамы и господа! Более полутора лет ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке (БВСА) остается нервным узлом мировой политики. Глубина перемен, охвативших страны региона, переплетается с ключевыми проблемами современных международных отношений и требует от всех комплексного подхода, отказа от упрощенных и идеологизированных схем и двойных стандартов. Россия неизменно поддерживает народы в их стремлении самим определить свою судьбу, проложить путь к более эффективным моделям государственного управления. Считаем особенно важным, чтобы преобразования осуществлялись ненасильственным путем, без вмешательства извне. Убеждены: все члены международного сообщества должны быть заинтересованы в том, чтобы регион БВСА был мирным, стабильным, демократическим, свободным как от внутренних, так и от межгосударственных конфликтов. Пока, однако, не удается добиться единства усилий внешних игроков по созданию условий для достижения этих целей. Особую озабоченность вызывает углубление внутреннего конфликта в Сирии. Призываем всех участников «Группы действий» в полном объеме подтвердить обязательства, взятые всеми нами в Женеве. Это – кратчайший путь к тому, чтобы в Сирии перестали гибнуть люди. Мы предложили принять в Совете Безопасности ООН резолюцию, которая одобряла бы Женевское коммюнике в качестве основы для переговоров о начале переходного периода, но это предложение было заблокировано. Те, кто противодействуют выполнению Женевского коммюнике, берут на себя огромную ответственность. Настаивая на прекращении огня только правительством и поощряя оппозицию к наращиванию боевых действий, они по сути толкают Сирию еще глубже в пучину кровавой междоусобицы. Продолжается милитаризация конфликта, звучат призывы к открытой интервенции. В Сирии активизировались экстремистские организации, включая «Аль-Каиду», которые осуществляют теракты против мирного населения и гражданской инфраструктуры. Растет число военных преступлений, которые совершаются и правительственными силами, и оппозицией, что зафиксировано в недавнем докладе комиссии Совета ООН по правам человека.
Решительно осуждая любое насилие, откуда бы оно ни исходило, Россия убеждена, что возможность для коллективных действий есть. Практические шаги к преодолению кризиса нужно начать с всеобщего прекращения огня, освобождения пленных и заложников, доставки дополнительной гуманитарной помощи. Это создаст условия для налаживания межсирийского диалога. Рассчитываем, что опыт спрецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Л.Брахими поможет согласовать такие договоренности при поддержке международного сообщества. Россия будет всячески способствовать успеху его миссии. Хотел бы также подчеркнуть важность выполнения решения о созыве в 2012 г. Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки. Безусловно, необходимо обеспечить участие в Конференции всех государств региона, которые должны сами согласовать между собой ключевые договоренности. И здесь тоже ЛАГ призвана сыграть важную роль. В целом мы поддерживаем развитие более тесных связей ООН с региональными структурами. Говоря о нашей части мира, отмечу, что сегодня подписан меморандум о сотрудничестве между секретариатом ОДКБ и Департаментом операций по поддержанию мира ООН. Уверен, это будет способствовать эффективности общих усилий по обеспечению безопасности и стабильности.
Все наши действия должны опираться на прочную почву Устава ООН, в котором нет ничего, что давало бы право заниматься сменой режимов. Недопустимо навязывать народам политическое устройство их стран. Об этом предельно четко говорил Президент России В.В.Путин, выступая в Кремле 26 сентября с.г. В целом мы убеждены в том, что сегодня, когда мир переживает переходный период, характеризующийся нестабильностью в сферах экономики, политики и межцивилизационных отношений, особое значение имеет способность государств-членов ООН опираться на согласованные нормы поведения, договариваться о совместном реагировании на угрозы глобальной стабильности. Нельзя допустить, чтобы безответственные, продиктованные сиюминутными интересами действия привели к раскачиванию всей системы международного права. Опасность для миропорядка несет произвольное толкование таких важнейших принципов, как отказ от неприменения силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела. Это – ключевые принципы Устава ООН, который возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Продвигая реформу Организации Объединенных Наций, необходимо сохранить способность Совета Безопасности выполнять эти функции. Их размывание лишило бы международное сообщество важнейшего механизма выработки совместных подходов к урегулированию кризисных ситуаций. Уместно упомянуть и о принудительном инструментарии в распоряжении ООН. Введение санкций, согласно Уставу, отнесено к исключительной компетенции Совета Безопасности. Решения должны приниматься на коллегиальной основе при понимании, что санкции должны способствовать не изоляции того или иного государства, а побуждению его к диалогу с целью снятия появившихся у членов ООН вопросов. Принципиальный момент: санкции должны быть выверенными и не приносить страдания населению. В свое время в СБ ООН обсуждался вопрос о гуманитарных пределах санкций, потом дискуссии как-то заглохли. Считаем важным их возобновить.
Назрел разговор в СБ и о том, каковы последствия односторонних санкций, вводимых государством или группой государств в обход ООН для продвижения своих политических целей. У нас нет сомнений, что такие санкции, да еще и экстерриториального характера, ослабляют единство мирового сообщества, подрывают эффективность его усилий. Иллюстрацией негативного воздействия односторонних санкций вот уже который год остаются торгово-экономические и финансовые ограничения, введенные США в отношении Кубы. Россия вместе с подавляющим большинством членов мирового сообщества выступает за скорейшую отмену этой блокады, являющейся реликтом времен «холодной войны». Отдельного внимания требует вопрос о том, как обеспечить осуществление на практике решений СБ о санкциях в отношении негосударственных игроков и незаконных трансграничных формирований. В целом события последних лет убедительно показали, что односторонние действия в нарушение международного права, предпринимаемые в обход решений СБ ООН или извращающие суть этих решений, ни к чему хорошему не ведут. Безусловно, юридические нормы в международных делах будут и далее модернизироваться по мере необходимости. Но к преобразованиям следует подходить предельно ответственно, с полным осознанием связанных с этим серьезных рисков. Критерием здесь может быть только консенсус. Нельзя допустить, чтобы нарушения международного права выдавались за их «творческое развитие». Не будем забывать о том, что отцы-основатели ООН в своей мудрости согласовали и одобрили Устав Организации, в котором заложены принципы регулирования многополярного мироустройства. Теперь, когда завершился аномальный биполярный период «холодной войны», когда для всех стало очевидным, что и для однополярности в современном мире не осталось места и что международная реальность может быть только полицентричной, появился уникальный шанс реализовать изначальный потенциал Устава ООН в полной мере. Сделать это непросто. Международные отношения испытывают явный дефицит доверия. В этом мы видим главную причину, препятствующую практическому продвижению к утверждению универсальных основ равной и неделимой безопасности – будь то на евроатлантическом пространстве, в Азиатско-Тихоокеанском регионе или в других частях мира. Такое положение дел находится в явном противоречии как с заложенной в Уставе ООН концепцией коллективной безопасности, так и с глубокой взаимозависимостью современного мира, в котором большинство вызовов и угроз являются общими для всех, носят трансграничный характер.
Укрепление доверия и коллективных начал в международной жизни с упором на переговорный поиск компромиссных развязок помогло бы существенно снизить уровень нестабильности, продвинуться вперед в урегулировании кризисных ситуаций не только на Ближнем Востоке, но также вокруг Ирана, Афганистана, на Корейском полуострове и повсюду в мире. Конечной целью усилий по урегулированию конфликтов является обеспечение права на жизнь и других основополагающих прав человека: политических, экономических, социальных. События последних лет подтверждают, что без прочного мира и устойчивого развития соблюдение прав человека невозможно. В свою очередь, забота о правах человека должна служить обеспечению безопасности и развития личности, а не быть предлогом для незаконного вмешательства во внутренние дела государств. Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на такой международный порядок, при котором его права будут соблюдаться. Те, кто используют военную силу и санкции в обход Устава ООН, занимается незаконными поставками оружия, выгораживает террористов, грубо нарушают это право, закрепленное в упомянутой Всеобщей Декларации. Россия выступает за выполнение Всеобщей декларации прав человека и уважение традиционных ценностей, на которых основана человеческая цивилизация и которые едины для всех мировых религий. Это – нравственная основа жизни современного общества, тот «цемент», который скрепляет нации и народы. В последние годы эти ценности подвергаются испытаниям, связанным с проявлениями безнравственности, экстремизма, расовой нетерпимости. Не могут не тревожить все более настырные действия тех, кто, ссылаясь на свободу слова, потакает героизации нацистов и их пособников, оскверняет память жертв Второй мировой войны и победителей фашизма. Подобные действия несовместимы с обязательствами по Уставу ООН. Напомню, что Международный пакт о гражданских и политических правах напрямую запрещает пропаганду войны и разжигание национальной и религиозной розни. Это означает, что свобода слова и собрания не может использоваться в качестве оправдания для пропаганды нацистских и других радикальных и экстремистских взглядов, для нападок на тут или иную религию в нарушение базовых принципов и норм международного права.
Уважаемый господин Председатель, Уважаемые дамы и господа, Продвижение к подлинному партнерству в международных отношениях возможно лишь на равноправной, взаимоуважительной основе. Весь ход событий в мире не оставляет всем нам никакой альтернативы объединению усилий для построения устойчивой, справедливой и демократической международной системы. Сопротивляться этой объективной тенденции, пытаться сохранить старые порядки, наверное, какое-то время можно. Но ценой сопротивления будут лишь все новые жертвы, страдания и разрушения. Давайте постараемся проявить прозорливость и встать на сторону не истории прошлых веков, а той истории, которая разворачивается сейчас на наших глазах и так нуждается в коллективной государственной мудрости. Благодарю за внимание. Задание 91. Подготовить и представить проекты по темам: 1. «Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв»; 2. «Глобализация: плюсы и минусы для российского общества»; ______________________________ 1Задание может быть предложено студентам при проведении практического занятия с применением проектной технологии.
5. Содержание отчета а) Название работы, Ф.И.О. выполнившего работу студента. б) Цель работы. в) Ответы на предложенные задания № 1 - № 8.
6. Приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|