Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно‑измерительные приборы автомобиля




...

Примечание  

У автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач, педаль сцепления отсутствует, а рычаг коробки переключения передач называется «рычаг селектора».

 

Рулевое колесо (рис. 3. 2) – орган управления, с помощью которого водитель придает автомобилю требуемое направление движения. Каждый поворот руля соответствующим образом передается на передние колеса автомобиля. Отметим, что рулевое управление – довольно сложный механизм, и руль является единственным видимым со стороны его элементом.

 

Рис. 3. 2. Рулевое колесо автомобиля

На рулевом колесе любого автомобиля имеется кнопка или клавиша звукового сигнала. Напомним, что в соответствии с действующими Правилами дорожного движения, подача звукового сигнала в населенных пунктах разрешается только для предотвращения дорожно‑ транспортного происшествия. Однако в современных автомобилях на рулевом колесе может находиться еще целый ряд тумблеров, переключателей и т. п. Это позволяет водителю, не убирая рук с рулевого колеса, регулировать работу кондиционера, переключать режимы работы автомагнитолы, приводить в действие люк на крыше или поправлять положение электрозеркал заднего вида и т. п.

Чтобы лучше уяснить правильное положение рук на рулевом колесе, представьте себе обычный циферблат, визуально определите на нем места, соответствующие цифрам 10 и 2, и левую руку положите на «цифру» 10, а правую – на «цифру» 2. В таком положении руки водителя будут иметь максимальную свободу управления, почти не будут уставать и к тому же всегда готовы к немедленному воздействию на рулевое колесо с целью выполнения того или иного маневра.

 

...

Важно  

С первых занятий выработайте у себя привычку держать рулевое колесо только двумя руками. Помните, что снимать руку с рулевого колеса допускается только тогда, когда это действительно необходимо: например, для переключения передач или для работы с дополнительными органами управления. Нередко можно увидеть, как некоторые водители пренебрежительно управляют машиной одной рукой, вторую положив на окно. Учтите, что даже небольшой ямки на дороге может оказаться вполне достаточно для того, чтобы руль резко дернулся: в этом случае одной рукой его, скорее всего, вы не удержите, и автомобиль потеряет управление.

 

Педаль акселератора (более известная в народе под названием «педаль газа») предназначена для регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя и находится справа. Поэтому работа с данной педалью осуществляется исключительно правой ногой. Чем сильнее водитель нажимает на педаль акселератора – тем больше топлива поступает в цилиндры двигателя, следовательно – тем больше оборотов он развивает. Попросту говоря, если нужно увеличить скорость – сильнее нажмите на газ, надо замедлить движение – ослабьте давление на педаль газа.

Педаль тормоза, которая расположена посередине (а у автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач, – слева), предназначена для снижения скорости движения транспортного средства и для его полной остановки. Другими словами, с помощью педали тормоза водитель приводит в действие рабочую тормозную систему автомобиля.

 

...

Примечание  

У любого автомобиля имеется две тормозные системы: рабочая и стояночная. Рабочая тормозная система используется во время движения автомобиля, и для приведения ее в действие предназначена педаль тормоза. Что касается стояночной тормозной системы, то она используется для того, чтобы обеспечить неподвижное состояние транспортного средства во время остановки или стоянки. Для приведения в действия стояночной тормозной системы предназначен специальный рычаг, о котором мы поговорим чуть позже.

 

Работать педалью тормоза также нужно только правой ногой. Помните, что при исправной тормозной системе педаль тормоза никогда не должна выжиматься до упора. Если же вы заметили, что педаль тормоза стала слишком «мягкой» (в нормальном состоянии она должна быть упругой) или вообще «проваливается», упираясь в пол – нужно немедленно найти и устранить причину неисправности.

 

...

Помни об этом  

Не забывайте, что эксплуатация и дальнейшее движение автомобиля с неисправной рабочей тормозной системой категорически запрещается.

 

Педаль сцепления предназначена для кратковременного отключения двигателя от ведущих колес автомобиля. Она находится слева, и работать с ней можно только левой ногой. Когда педаль сцепления отпущена при включенной любой передаче – автомобиль движется, поскольку двигатель передает крутящий момент на ведущие колеса и тем самым заставляет их вращаться, благодаря чему и едет автомобиль. Если же педаль сцепления нажать до упора – то происходит отключение двигателя от трансмиссии. Именно в этот момент и нужно переключать передачи. Отметим, что именно при работе с педалью сцепления все без исключения новички поначалу испытывают наибольшие затруднения. Однако при должном подходе к делу все начинает получаться уже после нескольких тренировок.

Рычаг коробки переключения передач находится в подавляющем большинстве случаев справа от водителя и чуть спереди (рис. 3. 3). Есть, правда, автомобили, у которых он находится на рулевой колонке (самый характерный пример – старая добрая «Волга ГАЗ‑ 21») либо где‑ то в районе автомагнитолы (например, некоторые микроавтобусы фирмы «Мерседес») – но это пока редкость.

Работа с рычагом переключения передач осуществляется правой рукой. При этом каждое положение рычага соответствует определенной передаче. Как правило, первые четыре передачи включаются одинаково у автомобилей разных марок и производителей, а вот пятая и задняя могут включаться по‑ разному. Но в любом случае у каждого современного автомобиля на рычаге переключения передач будет присутствовать соответствующая схема.

 

Рис. 3. 3. Рычаг коробки переключения передач

Наибольший свободный ход рычаг переключения передач имеет при нейтральном положении. В этом случае двигатель автомобиля отключен от его ведущих колес – так же, как и при полностью выжатой педали сцепления.

 

...

Важно  

Помните, что педаль сцепления можно использовать только для кратковременного отключения мотора от трансмиссии, а именно – при переключении передач. Чтобы отключить двигатель от ведущих колес на более длительный срок (например, при движении накатом), переходите на нейтральную передачу. Если вы будете надолго выжимать педаль сцепления при работающем двигателе и включенной передаче – можете быстро вывести из строя механизм сцепления.

 

Рычаг стояночного тормоза также находится справа от водителя, между водительским и пассажирским сиденьем (рис. 3. 4).

Как мы уже отмечали ранее, он предназначен для приведения в действие стояночной тормозной системы автомобиля. Когда вы поднимаете «ручник», тормозные колодки задних колес прижимаются к тормозным дискам или барабанам (в зависимости от конструкции конкретного автомобиля). Чтобы снять автомобиль с «ручника», нужно нажать расположенную на нем кнопку и опустить его вниз до упора. Отметим, что в некоторых случаях для этого необходимо немного приподнять «ручник» – только после этого кнопка поддается нажатию.

 

Рис. 3. 4. Рычаг стояночного тормоза

 

...

Совет  

В морозную погоду пользоваться рычагом стояночной тормозной системы следует осторожно. Если вы оставляете автомобиль на длительную стоянку (например, на ночь) – лучше поставьте его «на передачу». Дело в том, что в сильный мороз тормозные колодки могут примерзнуть к тормозным дискам (барабанам), и вы не сможете снять автомобиль с «ручника».

 

При поднятии «ручника» всегда доносятся характерные щелчки. Помните, что при нормально отрегулированной стояночной тормозной системе должно раздаваться не более 3‑ 4 щелчков.

 

Дополнительные органы управления

Дополнительные органы управления не оказывают влияния на скорость и направление движения автомобиля, однако также играют большую роль в управлении транспортным средством. К ним относятся: переключатель указателей поворотов, выключатель габаритных огней, переключатель света фар, замок зажигания, включатель аварийной световой сигнализации, включатели стеклоочистителя и стеклоомывателя.

Дополнительные органы управления автомобилем имеют одну важную характерную особенность: в разных машинах они могут находиться в разных местах. Например, в одном автомобиле переключатель света фар находится на рулевой колонке, а в другом – на панели приборов и т. п. Поэтому первое, что нужно сделать после того, как вы купили машину или собрались сесть за руль автомобиля, на котором еще не ездили, – это запомнить расположение дополнительных органов управления.

В соответствии с действующими Правилами дорожного движения, перед любым изменением направления движения, а также при трогании с места водитель обязан подать сигнал об этом другим участникам движения, включив соответствующий указатель поворота. Для этого в автомобиле специально предназначен рычаг переключения указателей поворота, который расположен, как правило, на рулевой колонке. Отметим, что возврат этого рычага в исходное положение происходит автоматически (исключением являются случаи, когда рулевое колесо при выполнении маневра было повернуто незначительно – например, при некоторых перестроениях).

При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также в некоторых других случаях водители должны включать габаритные огни. Для этого в автомобиле предназначен специальный переключатель, который в большинстве современных машин также находится на рулевой колонке.

Для включения ближнего или дальнего света фар также имеется переключатель, причем часто он представляет собой единое целое с переключателем габаритных огней и поворотов (хотя и не всегда). Обычно это выглядит так: на рычаге переключателя поворотов имеется тумблер, с помощью которого включаются габаритные огни и ближний свет фар (рис. 3. 5). Чтобы включить дальний свет фар, нужно сам рычаг перевести в соответствующее положение.

 

Рис. 3. 5. Рычаг переключения указателей поворотов совмещен с переключателем света фар

Замок зажигания (рис. 3. 6) – важнейший дополнительный элемент управления, предназначенный для включения и выключения зажигания, а также для пуска двигателя.

 

Рис. 3. 6. Замок зажигания

В современных автомобилях замок зажигания имеет несколько положений: ♦ положение, соответствующее выключенному зажиганию;

♦ положение, при котором приводится в действие некоторое электрооборудование автомобиля (зажигание при этом остается выключенным);

♦ положение, соответствующее включенному зажиганию (другими словами, рабочее положение замка зажигания);

♦ положение запуска двигателя (используется только для того, чтобы завести мотор).

Отметим, что в некоторых современных автомобилях (например, «Рено») запуск и выключение двигателя осуществляется с помощью обыкновенной кнопки. Перед этим необходимо лишь вставить ключ в соответствующее гнездо, причем этот ключ по виду напоминает обыкновенную банковскую пластиковую карту.

Чтобы завести двигатель, переведите замок зажигания в положение «Пуск» или «Start» (в разных автомобилях оно может называться по‑ разному, но суть от этого не меняется). Как только автомобиль завелся – сразу отпустите ключ зажигания, чтобы замок автоматически вернулся в исходное положение. Помните, что если вы этого не сделаете – можете быстро вывести из строя стартер. Дело в том, что при запуске мотора приводная шестерня стартера входит в зацепление с маховиком двигателя и проворачивает его вместе с коленчатым валом. Как только двигатель заработал, водитель отпускает ключ зажигания – и приводная шестерня автоматически возвращается на свое место. Если же принудительно удерживать ключ в положении «Пуск» («Start»), то приводная шестерня не выйдет из зацепления с маховиком. А поскольку маховик – это довольно массивная деталь, то он может просто «перемолоть» небольшую шестерню или «сточить» с нее зубья. Кроме этого, может выйти из строя бендикс или тяговое реле стартера. В любом случае подобная беспечность может привести к сложному и дорогостоящему ремонту стартера или даже потребовать его замены.

Все современные автомобили в обязательном порядке оснащены аварийной световой сигнализацией. Если на дороге что‑ то случилось и автомобиль не может продолжать движение, либо при возникновении нештатной ситуации (когда, например, машина едет, но слишком медленно и т. п. ), либо при буксировке транспортных средств водитель должен включать «аварийку». Для этого в машине предназначена специальная кнопка, которая находится либо на панели приборов, либо на рулевой колонке, либо где‑ то в районе автомагнитолы.

Также важными дополнительными элементами управления являются включатели стеклоочистителя и стеклоомывателя. В современных автомобилях они находятся, как правило, на рулевой колонке.

Помните, что в соответствии с Основными положениями о допуске транспортных средств к эксплуатации (этот документ является приложением к Правилам дорожного движения), запрещается эксплуатация транспортных средств, у которых неисправны дополнительные органы управления.

 

Контрольно‑ измерительные приборы автомобиля

 

Каждый автомобиль в обязательном порядке оснащен контрольно‑ измерительными приборами. Как минимум, таковыми являются: спидометр, тахометр, датчик температуры и датчик уровня топлива (рис. 3. 7). Кроме этого, на панели приборов имеется несколько световых индикаторов (давления масла, зарядки аккумулятора, света фар, указателя поворотов и др. ). Отметим, что в современных автомобилях набор контрольно‑ измерительных приборов и световых индикаторов может быть шире: например, во многих машинах имеются бортовые компьютеры, датчик износа тормозных колодок и т. п.

 

Рис. 3. 7. Контрольно‑ измерительные приборы на приборной панели

Спидометр – это прибор, который показывает скорость движения автомобиля. Тахометр предназначен для отображения скорости вращения коленчатого вала. Датчик температуры показывает текущую температуру охлаждающей жидкости (если стрелка перешла в красный сектор, двигатель необходимо срочно выключить), а датчик уровня топлива – количество топлива в баке автомобиля. В процессе управления автомобилем водитель должен контролировать показания контрольно‑ измерительных приборов и, в случае необходимости, – соответствующим образом реагировать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...