Занятие 2. Миф в детском чтении (2 часа).
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Филиал двфу в г. уссурийске
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Детская литература» 050100.62 Педагогическое образование. Профиль подготовки: Русский язык и Литература
Форма подготовки: очная
г. Уссурийск
Раздел I. Становление детской литературы и науки о детской литературе. (4/2 час.) Занятие 1. Фольклор, устная народная словесность и детская литература (2 часа) с использованием метода активного обучения - ролевая имитационная игра «Викторина по детскому фольклору». Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения. Вопросы для подготовки: 1. Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припевки и т.д.). 2. Жанры внеигрового фольклора (заклички, прибаутки, небылицы и др.). 3. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность, тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров. 4. Народные песенки, их виды, богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность и поэтическая выразительность народной речи. Ритмичность, музыкальность языка. Воспитательная ценность народных песенок. 5. Былины и сказки в детском чтении. Виды сказок, краткая характеристика. Место былины в круге детского чтения. Образ главного героя, поэтичность языка. Ритмика, особенности ударения. Методические рекомендации: При подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу, определить, по какому принципу классифицируются жанры УНТ в науке о детской литературе. Также необходимо привлекать знания, полученные в курсе устного словесного творчества, практикума по выразительному чтению. Подготовка может быть осуществлена как в группах, так и индивидуальную (по выбору преподавателя).
Характеризуя те или иные жанры фольклора, следует иллюстрировать свой ответ примерами. Ответ на третий и четвёртый вопросы предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстом. При раскрытии воспитательной значимости фольклорных произведений недостаточно выразить собственное убеждение, следует апеллировать к работам педагогов, психологов, к учебной книге для детей и юношества (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и т.д. Занятие проводится в форме ролевой игры, студенты выступают в роли участников соревнования – викторины. Выбор такой разновидности ролевой игры обусловлен изучаемым материалом. Литература: 1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с. 1. Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с. 2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с. 3. Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил. 4. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с. 5. http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=3711 Неелов, Е.М. Сказочные корни научной фантастики. Л.; Ленинградский университет,1986.-244 с. // Электронная библиотека Республики Карелия. 6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк. 1986. 536 с.
Занятие 2. Миф в детском чтении (2 часа). Цель: определить место мифа в круге чтения современного ребенка, развивать навыки анализа художественного текста. Вопросы для подготовки:
1. Понятие «миф» в фольклористике и истории литературы. Научная систематизация мифов по архитепическому зерну (астральные, календарные, космогонические, антропологические, тотемические, эсхатологические мифы). 2. Античный миф и его специфика. Языческая мифология в детском чтении. Христианский миф. Анализ одного произведения. 3. Мифологический сюжет. Герой мифа. Место и роль мифов в круге детского чтения. Методические рекомендации: В начале занятия необходимо актуализировать знания о природе мифа, значении понятия «миф», полученные в курсе античной литературы и УНТ. Отметить, чем миф отличается от легенды, сказания и притчи. Отвечая на первый вопрос, студентам следует обратить внимание на то, что зерном типа является архетип (К. Г. Юнг). Следует дать понятие архетипа, указать, что он формируется в сфере коллективного бессознательного и реализуется и в мифотворчестве в современной науке. Также важно осветить научную систематизацию мифов по архетипическому зерну (астральные, календарные, космогонические, антропологические, тотемические, эсхатологические мифы), привести примеры. Второй вопрос предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстами. Возможно предварительное разделение аудитории на три группы (анализ античного, языческого и христианского мифа). Вне зависимости от формы работы (групповая или индивидуальная), студентам рекомендуется свой ответ построить по следующему примерному плану: 1. Специфика античного (языческого, христианского) мифа. 2. Причины и обстоятельства вхождения античного (языческого, христианского) мифа в круг детского чтения. 3. Виды античного (языческого, христианского мифа). Примеры. 4. Анализ одного произведения с выявлением особенностей, характерных мифу, и черт, свойственных детской литературе. Третий вопрос предполагает обобщение и сопоставление мифологических сюжетов, типичных героев и т.д. Завершить занятие рекомендуется обсуждением вопроса о роли мифа в круге детского чтения. (Следует обратиться к программам по литературе для средних классов и выписать, в каких классах изучаются мифы). Литература: 1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.
2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. – 551 с. 3. http://lib.ru/MIFS/greece.txt Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ООО Агенство «КРПА Олимп»: ООО Издательство АСТ, 2003. 538 с. 4. Минералова, И.Г. Миф в детском чтении. // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. - 176 с. 5. http://www.1astrolog.ru/articles/myths/4.html Миф и литература // Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. 6. Радциг, С.И. История древнегреческой литературы, М.- Л., 1940, 403 с. 7. http://godsbay.ru/slavs/ Славянская и древнерусская мифология // Энциклопедия мифологии. 8. Тронский, И.М. История античной литературы, Л., - 1946, - 496 с. 9. Эсалнек, А.Я. Архетип. // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 566 – 572. Программы по литературе: 1. Программа по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) / Под ред. А.Г. Кутузова // Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004. (Базовый и профильный уровни). 2. Программа по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой // Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004. (Базовый уровень). 3. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. 4. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб.: СпецЛит, 2000.
Раздел II. Русская детская литература XIX. (8 час.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|