Модель анализа эпического произведения
1. Определение жанра произведения. 2. Рассмотрение структуры повествования: 1) определение типа и формы повествования; 2) выявление средств создания повествователя; 3) выделение «точек зрения», организующих повествование; 4) соотношение субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого. 3. Характеристика архитектоники текста и выделение в его структуре сквозных повторов. 4. Анализ пространственно-временной организации произведения. 5.Рассмотрение системы образов текста. 6. Выявление элементов интертекста, определяющих связь рассматриваемого изведения с другими произведениями русской и мировой литературы. 7. Обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания текста. Примерный план анализа эпизода эпического произведения 1. Варианты вступления: а) общая характеристика произведения, его сюжета, композиции, конфликта, авторского замысла и т. д.; б) рассуждение о целом и части, о том, как по отдельному фрагменту можно составить некое представление о художественном мире писателя, его стиле, нравственной и эстетической позиции; в) восприятие произведения читателем (избирательность, мозаичность картины, выбор читателем понравившихся эпизодов и пропуск отдельных фрагментов, которые показались в процессе чтения не столь существенными, интересными). 2. Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода: а) Что предшествовало в произведении этому эпизоду, описанию, диалогу? Как мы были подготовлены автором к восприятию этого эпизода? б) Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? Опишите обстановку, психологическое состояние героев.
в) Определите основное содержание данного эпизода, его связь с авторским замыслом, место в структуре художественного произведения. г) В чем своеобразие художественной формы данного фрагмента? Что перед нами: пейзажная зарисовка, описание интерьера, диалог, монолог или внутренний монолог героя, фрагмент письма или дневника, авторское размышление иди комментарий? Чья точка зрения (идеологическая, психологическая, пространственно-временная, фразеологическая) преобладает в эпизоде? Что можно сказать о характере повествования, способах реализации авторского замысла? Какие художественные приемы используются в данном отрывке? Обратите внимание на особенности поэтического языка (лексики, синтаксиса). д) Как готовит нас этот эпизод к последующему ходу событий в произведении? 3. Варианты заключения: а) роль данного эпизода в произведения; б) характерные черты художественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя, проявившиеся в этом фрагменте; в) ваше восприятие эпизода в контексте всего произведения. Литература: 1. Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука. - М.: Дет. лит., 1986. 2. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с. 3. Бегак, Б. А. Классики в Стране Детства: Очерки. - М.: Дет. лит., 1983. 4. Богданов, В. А. Становление человека // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. – М.: Дет. лит., 1986. 5. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. 6. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с. 7. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. М.: Просвещение, 1987. 447 с. 8. http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Methodical.teaching.mat/korovina7/index-1.htm Коровина, В. Я. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение. – 153 с. 9. Минералова, И.Г. Историография души в детской литературе. Художественная автобиография о детстве // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.
10. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997. 11. Смирнова, В. В. О детях и для детей. - М., 1967. 12. Чернышевский, Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого // Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Дет. лит, 1989. С. 189-197. 13. Успенский, Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000. – 309 с. 14. Хализев, В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – 250 с.
Занятие 4. Учебная книга для детей и юношества. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе (2 часа). Цель: проследить соотношение дидактического и художественного в детской литературе, определить роль учебной книги в детском и юношеском чтении, актуальность идей и книг ХIХ – ХХ веков в наше время. Вопросы для подготовки: 1. Учебная и художественная литература для детей: педагогические искания первой половины XIX века. 2. Учебная книга второй половины XIX века в круге детского и юношеского чтения. 3. Актуальность учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в XXI веке. Методические рекомендации: При подготовке ответа на первый вопрос о педагогических исканиях первой половины XIX века можно остановиться на характеристике творчества и педагогических идея В.Ф. Одоевского. Следует заострить внимание на следующем аспекте: отражение педагогических убеждений В.Ф. Одоевского в его художественных произведениях. «Пестрые сказки с красным словцом», «Городок в табакерке», Детские сказки дедушки Иринея», «Детские песни дедушки Иринея». Можно использовать собственные аналитические наблюдения над одним-двумя текстами в качестве примеров. Говоря об учебной книге второй половины XIX века и ее месте в круге детского и юношеского чтения, следует руководствоваться следующим примерным планом: (Возможно разделение предварительное аудитории на две группы) К. Д. Ушинский. Педагогические труды, основные взгляды на обучение и воспитание. Учебные книги К.Д. Ушинского: «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово»: цели и задачи, структура, обзор текстов для чтения (отечественные и зарубежные авторы).
Тематика авторских рассказов, роль фольклора, обработка народных сказок для детей. Анализ одного рассказа. Л.Н. Толстой. Произведения Л.Н. Толстого в детском чтении (краткий обзор). Педагогические воззрения Л.Н. Толстого. «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Цели и задачи, структура. Вольные переложения и собственные произведения: особенности сюжета, языка, стиля. Анализ одного из текстов для чтения. В завершении занятия рекомендуется выслушать ответы на вопрос об актуальности учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в XXI веке. Студентом необходимо вспомнить, какими изданиями представлена современная учебная детская книга. («Родничок», «Живое слово» и др.) Возможно предварительно дать задание сделать такого обзор одному-двум студентам. Литература: 1. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с. 2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с. 3. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. М.: Просвещение, 1987. 447 с. 4. Климанова, Л.Ф. Учебник Азбука 1 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 1. (УМК Перспектива). М.: Просвещение. – 2012. 5. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М.: ВАДОС, 2001. - 256 с. 6. Минералова, И.Г. Учебная книга для детей и юношества. // И.Г. Минералова. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с. 7. Рик, Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М. 2006 г. 8. Рик, Т.Г.Сказки и пьесы для семьи и детского сада. М: 2006 г. 9. Туринов, В. И. «Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. 10. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Раздел III. Русская детская литература XX – XXI вв. (14/2 час.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|