Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель анализа эпического произведения




1. Определение жанра произведения.

2. Рассмотрение структуры повествования:

1) определение типа и формы повествования;

2) выявление средств создания повествователя;

3) выделение «точек зрения», организующих повествование;

4) соотношение субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.

3. Характеристика архитектоники текста и выделение в его структуре сквозных повторов.

4. Анализ пространственно-временной организации произведения. 5.Рассмотрение системы образов текста.

6. Выявление элементов интертекста, определяющих связь рассматриваемого изведения с другими произведениями русской и мировой литературы.

7. Обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания текста.

Примерный план анализа эпизода эпического произведения

1. Варианты вступления:

а) общая характеристика произведения, его сюжета, композиции, конфликта, авторского замысла и т. д.;

б) рассуждение о целом и части, о том, как по отдельному фрагменту можно составить некое представление о художественном мире писателя, его стиле, нравственной и эстетической позиции;

в) восприятие произведения читателем (избирательность, мозаичность картины, выбор читателем понравившихся эпизодов и пропуск отдельных фрагментов, которые показались в процессе чтения не столь существенными, интересными).

2. Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода:

а) Что предшествовало в произведении этому эпизоду, описанию, диалогу? Как мы были подготовлены автором к восприятию этого эпизода?

б) Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? Опишите обстановку, психологическое состояние героев.

в) Определите основное содержание данного эпизода, его связь с авторским замыслом, место в структуре художественного произведения.

г) В чем своеобразие художественной формы данного фрагмента? Что перед нами: пейзажная зарисовка, описание интерьера, диалог, монолог или внутренний монолог героя, фрагмент письма или дневника, авторское размышление иди комментарий? Чья точка зрения (идеологическая, психологическая, пространственно-временная, фразеологическая) преобладает в эпизоде? Что можно сказать о характере повествования, способах реализации авторского замысла? Какие художественные приемы используются в данном отрывке? Обратите внимание на особенности поэтического языка (лексики, синтаксиса).

д) Как готовит нас этот эпизод к последующему ходу событий в произведении?

3. Варианты заключения:

а) роль данного эпизода в произведения;

б) характерные черты художественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя, проявившиеся в этом фрагменте;

в) ваше восприятие эпизода в контексте всего произведения.

Литература:

1. Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука. - М.: Дет. лит., 1986.

2. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

3. Бегак, Б. А. Классики в Стране Детства: Очерки. - М.: Дет. лит., 1983.

4. Богданов, В. А. Становление человека // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. – М.: Дет. лит., 1986.

5. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

6. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

7. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. М.: Просвещение, 1987. 447 с.

8. http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Methodical.teaching.mat/korovina7/index-1.htm Коровина, В. Я. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение. – 153 с.

9. Минералова, И.Г. Историография души в детской литературе. Художественная автобиография о детстве // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

10. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

11. Смирнова, В. В. О детях и для детей. - М., 1967.

12. Чернышевский, Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого // Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Дет. лит, 1989. С. 189-197.

13. Успенский, Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000. – 309 с.

14. Хализев, В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – 250 с.

 

Занятие 4. Учебная книга для детей и юношества. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе (2 часа).

Цель: проследить соотношение дидактического и художественного в детской литературе, определить роль учебной книги в детском и юношеском чтении, актуальность идей и книг ХIХ – ХХ веков в наше время.

Вопросы для подготовки:

1. Учебная и художественная литература для детей: педагогические искания первой половины XIX века.

2. Учебная книга второй половины XIX века в круге детского и юношеского чтения.

3. Актуальность учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в XXI веке.

Методические рекомендации:

При подготовке ответа на первый вопрос о педагогических исканиях первой половины XIX века можно остановиться на характеристике творчества и педагогических идея В.Ф. Одоевского. Следует заострить внимание на следующем аспекте: отражение педагогических убеждений В.Ф. Одоевского в его художественных произведениях. «Пестрые сказки с красным словцом», «Городок в табакерке», Детские сказки дедушки Иринея», «Детские песни дедушки Иринея». Можно использовать собственные аналитические наблюдения над одним-двумя текстами в качестве примеров.

Говоря об учебной книге второй половины XIX века и ее месте в круге детского и юношеского чтения, следует руководствоваться следующим примерным планом:

(Возможно разделение предварительное аудитории на две группы)

К. Д. Ушинский.

Педагогические труды, основные взгляды на обучение и воспитание.

Учебные книги К.Д. Ушинского: «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово»: цели и задачи, структура, обзор текстов для чтения (отечественные и зарубежные авторы).

Тематика авторских рассказов, роль фольклора, обработка народных сказок для детей. Анализ одного рассказа.

Л.Н. Толстой.

Произведения Л.Н. Толстого в детском чтении (краткий обзор).

Педагогические воззрения Л.Н. Толстого. «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Цели и задачи, структура.

Вольные переложения и собственные произведения: особенности сюжета, языка, стиля. Анализ одного из текстов для чтения.

В завершении занятия рекомендуется выслушать ответы на вопрос об актуальности учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в XXI веке. Студентом необходимо вспомнить, какими изданиями представлена современная учебная детская книга. («Родничок», «Живое слово» и др.) Возможно предварительно дать задание сделать такого обзор одному-двум студентам.

Литература:

1. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

3. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. М.: Просвещение, 1987. 447 с.

4. Климанова, Л.Ф. Учебник Азбука 1 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 1. (УМК Перспектива). М.: Просвещение. – 2012.

5. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М.: ВАДОС, 2001. - 256 с.

6. Минералова, И.Г. Учебная книга для детей и юношества. // И.Г. Минералова. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

7. Рик, Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М. 2006 г.

8. Рик, Т.Г.Сказки и пьесы для семьи и детского сада. М: 2006 г.

9. Туринов, В. И. «Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс.

10. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

 

Раздел III. Русская детская литература XX – XXI вв. (14/2 час.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...