Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на возникновение и развитие аддиктивного поведения




Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида в отношении возникновения и развития аддиктивного поведения, называются факторами риска аддиктивного поведения. Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида в отношении возникновения и развития аддикции, называются протективными факторами (факторами защиты).

Существует множество типологий факторов, влияющих на возникновение и развитие аддиктивного поведения. На практике во всех классификациях выделяются следующие группы факторов:

1) социальные факторы;

2) факторы, связанные с индивидуальными особенностями;

3) биологические факторы.

К социальным факторам, способствующим возникновению и развитию аддиктивного поведения, относят: технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической индустрии и других областях, в результате которого на рынке появляются всё новые и новые товары – потенциальные объекты зависимости; деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодёжь в потребление ПАВ; доступность ПАВ, «мода» на них; степень грозящей ответственности; влияние группы сверстников; влияние семьи и т.д.

Факторы, связанные с индивидуальными особенностями: пол, возраст, психофизиологические особенности человека (типологические особенности нервной системы, характер и т.п.), различные характеристики личности (самооценка, локус контроля, стрессоустойчивость, волевые и нравственные качества и т.д.).

Биологические факторы: наследственная предрасположенность к некоторым формам аддиктивного поведения (например, к алкоголизму); степень изначальной толерантности к определенным веществам; резидуальные органические поражения головного мозга; хронические заболевания печени с нарушением детоксицирующей функции; природа вещества, которым злоупотребляют и.т.д.

Необходимо подчеркнуть, что аддиктивное поведение – следствие влияния не какого-то одного, а одновременно нескольких факторов. Сочетание таких факторов индивидуально для разных людей.

Далее мы рассмотрим подробнее лишь некоторые факторы, имеющие, на наш взгляд, наибольшее значение в возникновении и развитии аддиктивного поведения.

 

Возрастные факторы риска

Несмотря на то, что аддиктивное поведение может сформироваться в любом возрасте, большинство исследователей отмечают, что подростковый возраст – наиболее уязвим в отношении его возникновения и развития. Данный факт объясняется с точки зрения особенностей подросткового возраста. Резко выраженные особенности подросткового возраста называют подростковым комплексом [67, с.383].

Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью к резким колебаниям настроения, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств. К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму.

Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростков характерно сочетание чувствительности с поразительной чёрствостью, а болезненной застенчивости – с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров. Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерна внутренняя противоречивость психики, неопределённость уровня притязаний, склонность к крайним позициям; эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию [62]. Акцентируется конфликт идентичности против спутанности ролей, неопределённость, расстройство временной перспективы [95]. Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью [41].

Социальная позиция. Противоречия между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам. Бурное развитие физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание утвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, низкой квалификацией (или отсутствием таковой), а, следовательно, и невысоким (неопределённым, маргинальным) статусом. Подростки, молодёжь не удовлетворены условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не «капризами» молодых [21, с.13].

Влияние групп. Противоречие между самооценкой и оценкой его личности окружающими может привести подростка к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в самоуважении остаётся нереализованной – развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространённых путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит её. Самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [73, с.52-53].

Подростковые группы часто отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, примитивной символикой. Именно реакция группирования со сверстниками даёт возможность подростку достижения и выражения своего авторитета [23, с.16]. В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации, увлечения, сексуальных влечений [47, с.35-36]. Эти же реакции могут способствовать вовлечению подростков в группы, при условии, что эти группы позволяют удовлетворить какие-либо потребности подростка.

Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих взрослых. Реакция оппозиции может быть вызвана и чрезвычайными требованиями к ребёнку, непосильной для него учебной или какой-либо другой нагрузкой, конфликтами в семье, школьной неуспеваемостью, несправедливым отношением. В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей ребёнка протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства и т.п., или в пассивной форме – в виде отказа от еды, прогулов занятий и побегов из дома.

Реакция имитации проявляется в подражании определённому лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Пропаганда уголовного романтизма, употребления ПАВ оказывает отрицательное влияние на самосознание подростка. Разновидностью реакции имитации является реакция отрицательной имитации – поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели (если модель отрицательна, то реакция является положительной).

Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области подчёркнутым успехом в другой области. Например, неудачи в учёбе могут компенсироваться «смелым» поведением.

Реакция гиперкомпенсации – стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Например, присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта: бокс, каратэ и т.п.

Реакция эмансипации – стремление освободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление – отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

Реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений. Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности – её «экспериментальный» характер. Открывая свои сексуальные способности, подросток с разных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патологии поведения, как в 12-15 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие квалифицированного медицинского вмешательства, от внешне похожих на них, и тем не менее вполне естественных для этого возраста, форм сексуального «эксперементирования». К реакциям, обусловленным формированием сексуальных влечений относят онанизм, раннюю половую жизнь, петтинг и др.

Реакция увлечения (хобби-реакция) – проявляется в самых разнообразных подростковых увлечениях: поп-, рок-музыка; стиль одежды; стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений (пустые многочасовые разговоры); увлечения, связанные с чувством азарта (компьютерные игры и т.п.); увлечения, обеспечивающие всеобщий успех и внимание (артист, гитарист, чемпион, модница и т.д.); увлечения, связанные с физическим самоутверждением, овладением престижными навыками (водить машину, мотоцикл и др.).

Перечисленные реакции лежат в основе и формируют «закон подростковой моды» всех времён, элементами которой являются:

а) униформа (одежда, причёска, аксессуары, привычки и т.д.);

б) язык (вербальный и невербальный);

в) места дислокации;

г) ритуалы (приёма в группу, особенности проведения досуга, контроль за членами группы и т.д.);

д) поведение (элементы эпатажности).

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...