Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые психологические механизмы отклоняющегося поведения личности




Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению.

Экзистенциальный подход рассматривает личность и её поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Примером данного подхода является концепция австрийского психиатра и психолога В.Франкла (1905-1997). В его понимании специфически человеческие характеристики – это, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Проблемы поведения так или иначе связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлениями бездуховности [27, с.47-51].

Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В.Франкла, является стремление к смыслу. Гиперрефлексия (чрезмерная саморефлексия) и гиперинтенция (чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний) – два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего «Я», в противоположность поиску смысла.

Нормальная и аномальная личность, по мнению В.Франкла, определяется особенностями её позиции по отношению к своей жизни, к своей судьбе. Позиция аномальной личности – фаталистическая: человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого он позволяет различным природным, социальным или психологическим детерминантам определять свой жизненный путь. Сам человек страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности (экзистенциальный вакуум). Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум – причины особых «ноогенных неврозов», в основе которых лежат духовные проблемы. Эти состояния вызывают чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, а также порождают такие общественные бедствия как депрессия, наркомания и агрессия («массовая невротическая триада») [91].

Таким образом, согласно взглядам В.Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность и религиозность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением – значит помочь ему осознать свое духовное «Я» и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием смысла своего существования. Причем осмысленная позиция нормальной личности по отношению к своей жизни должна формироваться исключительно самостоятельно даже в процессе психотерапии.

К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические теории, например, клиент-центрированная психология (психотерапия) К.Роджерса (1902-1987). Ключевое место в данной системе занимает понятие «самоактуализация» - стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля, стремление существовать в процессе роста и развития. Нормальная личность близка к идеалу самоактуализирующейся личности. У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда – в системе условных ценностей, которые приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам.

Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самоактуализации. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - неизбежно вызывает проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс самоактуализации, создавая специальные условия. В ходе клиент-центрированной терапии - это искреннее отношение к личности, безусловное положительное принятие, безоценочное отношение к человеку.

Таким образом, в русле экзистенциально-гуманистического подхода отклоняющееся поведение связано с духовными проблемами гораздо теснее, чем со всеми остальными личностными нарушениями.

Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа З.Фрейда (1856-1939) раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения. Структурная модель личности, предложенная З.Фрейдом, включает три силы: Ид, Эго, супер-Эго. Психологическое благополучие зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три системы. Как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому оно преобразовывает желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями. Не находящие выхода чувства становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. З.Фрейд определил тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасность. Тревога может быть реалистической (вызванной опасностью во внешнем мире), моральной (вызванной конфликтом с супер-Эго) или невротической (вызванной конфликтом с инстинктивными импульсами Ид). Тревога сигнализирует о наличии структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем. Люди различаются в соответствии с характерными для них способами справляться с тревогой. Психоанализ выделяет следующие наиболее важные защитные механизмы, с помощью которых Эго сдерживает инстинктивные влечения: подавление (вытеснение), отрицание, проекция, формирование реакции, регресс, сублимация.

Защиты делятся на примитивные (первичные, архаичные) и более зрелые (вторичные). Среди архаичных защит выделяют примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию и др. Примером примитивной изоляции могут служить ситуации, когда младенец попросту засыпает, то есть автоматически переходит в другое состояние сознания от неудовольствия или от перевозбуждения. Во взрослом возрасте стремление избегать напряжения может проявиться в склонности к использованию химических веществ. Другим примером будет поведение человека с зависимостью от алкоголя (наркотиков), упорно отрицающего наличие проблемы и убежденного в том, что он контролирует ситуацию (механизм отрицания).

Вторичные защитные механизмы формируются на более поздних этапах психосексуального развития и являются относительно продуктивными (способствующими лучшему разрешению внутренних конфликтов и лучшей адаптации к реальности). Это – вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, отреагирование вовне, сублимация и др.

В целом феномены, называемые психологическими защитами, имеют множество полезных функций. Они могут проявляться в форме здоровой адаптации и в творчестве. Личность, чьё поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну из следующих задач: а) избежать некоторого угрожающего мощного аффекта (тревоги, горя) или овладеть им; б)сохранить самоуважение; в) уйти от внешней опасности.

Проблемы личности, в том числе поведенческие, появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Фрейд рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не работают, и тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней. В таких случаях поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным.

В соответствии с психопатологическими теориями, существенную роль в динамике внутренних конфликтов играют родители, выступающими главными объектами в мире ребёнка.

Индивидуальная психология А.Адлера (1878-1937) помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде, это цель достижения превосходства над другими. Она возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое вызывается переживанием ребенком своей слабости. Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды.

В норме направленность на цель достижения превосходства гармонично сочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми на основе чувства общности так, что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конфликт между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению (превосходству, совершенству).

Возможны два основных способа преодоления неполноценности: компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверхкомпенсация (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования). При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особенно остро и переходит в комплекс неполноценности – совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство неполноценности. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьёзных проблем, так и внутренним стимулом для личностного развития.

В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей жизненной направленностью является стремление к достижению превосходства, которое настолько выражено, что почти полностью препятствует появлению и развитию чувства общности. Такой человек воспринимает людей как средство достижения личной выгоды, видит в обществе враждебную силу, не хочет и не может сотрудничать с другими. Эта конфронтация проявляется в гипертрофированной реакции протеста против любых требований общества. Идея превосходства побуждает к действиям подчинения, принижения, дискредитации других. В итоге формируются такие устойчивые негативные черты личности, как нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность. Все это определяет как поведение личности, так и ее жизненный путь в целом.

Таким образом, психоаналитические теории объясняют возникновение девиантного поведения через раскрытие глубинных механизмов личностного функционирования.

Поведенческий подход рассматривает поведение человека в качестве предмета психологии. Представители классического бихевиоризма Джон Брадус Уотсон (1878-1958), Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) и др. предложили основные принципы и механизмы человеческого поведения как процесса взаимодействия личности со средой. В аспекте этих положений, отклоняющееся поведение можно определить как результат сложного обусловливания среды.

Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами:

1) негативное подкрепление (лишение чего-то важного);

2) эмоционально-негативное обусловливание (например, наказание, основанное на страхе; но в некоторых случаях такое наказание вызывает другие чувства – любопытство, идентификацию с агрессором, садо-мазохистское удовольствие и т.д., - в подобных случаях наказание будет подкреплять и усиливать нежелательное поведение; исследователи признают, что наказание далеко не всегда предупреждает нежелательное поведение);

3) оперантное угашение реакции (реакция просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно).

Согласно социально-когнитивной теории (теории социального научения), разработанной Альбертом Бандурой, любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения. Например, чтобы сформировалось агрессивное поведение, необходимо выполнение целого ряда условий: должны присутствовать способы усвоения действия, провокация и условия, закрепляющие действия. Иначе говоря, агрессивному поведению учатся, поскольку агрессор должен знать, что причиняет боль, как это сделать и в каких условиях. Влияние психофизиологических механизмов имеет место, но не играет решающей роли.

В соответствии с теорией социального научения, называются следующие основные механизмы формирования поведения:

- научение через наблюдение;

- научение в действии (научение через опыт).

А.Бандура выделяет три регулирующие мотивационные системы:

1) внешние мотиваторы – внешние последствия действий человека, усиливающие или ослабляющие эти действия в последующем (физическая депривация и боль; материальные стимулы; сенсорные стимулы; стимулы деятельности; стимулы статуса и власти; символические стимулы);

2) косвенные мотиваторы – знания, полученные в результате наблюдения за последствиями реакций других людей (наблюдение за поведением других людей даёт информацию, эмоционально возбуждает, влияет на личностные стандарты и оценки);

3) внутренние мотиваторы (мотиваторы саморегуляции) - обеспечивают осуществление поведения, в основном, без непосредственного вознаграждения; саморегуляция поведения включает в себя три процесса: самонаблюдение (получение информации о своём поведении), оценочный процесс (оценка положительности или отрицательности своего поведения с точки зрения личных стандартов) и самореагирование (влияние на своё поведение).

Для успешного поведения чрезвычайно важны концепции личной эффективности – суждения личности о возможности достичь определенного уровня исполнения, вера в свою эффективность. Концепции эффективности являются результатом личного опыта достижений; опосредованного опыта (наблюдение за удачами-неудачами других); вербального убеждения (уговаривания); физиологического и эмоционального состояния (эмоциональное возбуждение, настроение, усталость, боль, страдание).

Отклоняющееся поведение – результат нарушений в регулирующих мотивационных системах и построении концепций личной эффективности.

Таким образом, в русле поведенческого подхода, отклоняющееся поведение рассматривается как проявление жизненного опыта или как привычка.

Учитывая различные подходы к пониманию девиантного поведения, можно выделить психологические составляющие отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение предполагает:

- духовные проблемы: отсутствие или утрата смысла жизни, не сформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), блокировка самореализации;

- деформации в ценностно-мотивационной системе личности: девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

- эмоциональные проблемы: тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности в понимании и выражении эмоций;

- проблемы саморегуляции: нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль; низкая рефлексия; низкопродуктивные механизмы совладания со стрессом; низкие адаптивные возможности; дефицит позитивных ресурсов личности;

- когнитивные искажения: особенности восприятия, дисфункциональные мысли, стереотипы мышления;

- негативный жизненный опыт: ограниченные знания, отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы [27, с.74].

В случае отклоняющегося поведения, как правило, имеют место несколько из перечисленных психологических проблем. Остается до конца не ясным вопрос о том, когда и почему рассмотренные особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства. Следует заметить, что поведенческие трудности в той или иной степени присущи каждому человеку (например, неуверенность в себе). Но в силу определенных причин в одном случае личные проблемы стимулируют человека к позитивной активности – творчеству, служению людям, достижениям, - а в другом случае они провоцируют девиантное поведение.

В целом, накопленные клинические и экспериментальные данные позволяют считать, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Как правило, отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму её социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...