Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реклама деятельности, подлежащей лицензированию, и товаров, подлежащих обязательной сертификации




 

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также рядом иных федеральных законов, действовавших до его принятия. Федеральным законодательством и правительственными нормативными актами также определены государственные органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.

В компетенцию антимонопольного органа не входит определение принадлежности деятельности хозяйствующего субъекта к деятельности, подлежащей лицензированию на основании того или иного положения Закона. Применяя предусмотренные Федеральным законом «О рекламе» санкции в случае нарушения положений п. 3 ст. 5 Закона, антимонопольный орган может обращаться за получением соответствующих заключений государственных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством на выдачу разрешений (лицензий) на осуществление соответствующего вида деятельности. Это особенно важно при возникновении спорных ситуаций по отнесению того или иного вида деятельности к лицензируемому.

Следует иметь в виду, что норма п. 3 ст.5 Закона не только запрещает рекламу товаров (работ, услуг), оказываемых юридическим лицом, если оно не имеет лицензии на осуществление этого вида деятельности, но и запрещает рекламу самого юридического лица, осуществляющего подобную деятельность, при отсутствии соответствующей лицензии. Указанные ограничения распространяется на рекламу во всех средствах массовой информации, в том числе на радио и телевидении. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что ст. 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации введена уголовная ответственность за предпринимательскую деятельность при отсутствии лицензии. Заметим, что неисполнение данного требования продолжает оставаться наиболее распространенным нарушением.

 

Пример:

Федеральный антимонопольный орган рассмотрел дело по признакам нарушения ООО «Корт» ч. 2 п. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Общество с ограниченной ответственностью «Корт» (далее ООО «Корт»), осуществляя оптовую и розничную реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проводило рекламную компанию своих услуг в журналах «Дива», «Ювелия».

ООО «Корт», распространяя рекламу услуг по продаже ювелирных изделий из золота, не указывало номер лицензии и наименование органа ее выдавшего, что является нарушением ч.2 п.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». В ходе рассмотрения дела Комиссия федерального антимонопольного органа также установила, что в определенный период ООО «Корт» проводило рекламную компанию вообще не имея лицензии на оптовую или розничную продажу изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Таким образом, ООО «Корт», распространяя рекламу своих услуг, нарушило требование ч. 1 п. 3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в части запрещения рекламирования деятельности, которая требует лицензии, при отсутствии лицензии.

В последнее время получили случаи массового рекламирования различных розыгрышей, игр, лотерей, организация и проведение значительной части которых требует получения лицензии Минфина России. Однако зачастую организаторы таких мероприятий лицензий не имеют. Проведение рекламных лотерей напрямую связано с увеличением сбыта товаров и, в большинстве случаев, на соблюдение правил по организации и их проведению рекламодатели внимания не обращают. Подобная реклама нередко вводит потребителей в заблуждение, в связи с чем они несут убытки от покупки ненужных и нередко дорогих или некачественных товаров.

Пример:

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» осуществляло деятельность по продаже товаров (книг) по образцам. В целях стимулирования продаж и привлечения новых клиентов в 1998-99 гг. ООО «Фортуна» распространяло рекламу своей деятельности по продаже книжных изданий и проведению розыгрыша призов «Большая удача». В адрес постоянных покупателей, а также лиц, не знакомых с деятельностью Общества, проживающих в различных субъектах Российской Федерации, направлялись конверты со следующими рекламными материалами: каталог товаров, купон на пробный заказ, персональное удостоверение участника розыгрыша призов «Большая удача», официальное подтверждение о присвоении личного номера участника, который во всех случаях совпадал с одним из выигрышных номеров, указанных там же. Таким образом, каждый получатель такого конверта становился победителем розыгрыша. Условием получения приза являлась покупка одного и более товаров по прилагаемому каталогу.

В соответствии с заключением Министерства финансов Российской Федерации деятельность ООО «Фортуна» по проведению розыгрыша призов «Большая игра» является лотереей рекламного характера, так как в розыгрыше участвуют клиенты Общества, в качестве лотерейных билетов фигурируют «Официальные сертификаты» со специально закодированными, защищенными от вскрытия и пронумерованными вкладышами. Кроме того, на каждый розыгрыш определен призовой фонд. Указанная лотерея в соответствии с действующим Временным положением о лотереях в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 № 955, подпадает под понятие меценатской лотереи – лотереи с призовым фондом, формируемым меценатами (в данном случае – ООО «Фортуна»), и в соответствии с п. 1 ст. 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и с п. 18 Временного положения о лотереях подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, не допускается.

Как было установлено Комиссией федерального антимонопольного органа по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Фортуна» не имело разрешения (лицензии) на проведение лотереи «Большая удача».

Следовательно, в рассматриваемом случае, реклама розыгрыша призов, квалифицированного компетентным органом государственной власти (Минфином России) как лотерея и требующая для ее проведения получение соответствующей лицензии, является ненадлежащей и не допускается.

В рекламе, содержащей информацию о нескольких видах деятельности юридического лица, каждый из которых подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны быть указаны номера лицензий и наименования органов, их выдавших на все рекламируемые виды деятельности.

Что касается нормы о необходимости соответствующей пометки при рекламе товаров, подлежащих обязательной сертификации, применение мер ответственности в случае несоблюдения положения о необходимости соответствующей пометки разъяснено письмом Президиума Высшего Арбитражного суда № 37 от 25.12.1998г. «Обзор рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе». Согласно п.12 Обзора при распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении в силу следующих обстоятельств.

Закон о рекламе не обязывает рекламораспространителя проверять, подлежат ли обязательной сертификации товары, объявление о которых он принял к распространению, и требуется ли в данном случае соответствующая пометка. Согласно статье 7 Закона наличие сертификата соответствия является одной из характеристик товара. В силу статьи 22 Закона предъявление рекламодателю требований подтвердить достоверность рекламной информации в части характеристик рекламируемого товара является правом, а не обязанностью рекламораспространителя. Неосуществление права законодательством как нарушение не рассматривается.

Следовательно, со стороны рекламораспространителя отсутствует нарушение каких-либо норм Закона при принятии от рекламодателей объявлений без пометки о том, что товар подлежит обязательной сертификации. Исключение составляют случаи, когда соответствующая пометка оказывается изъятой из полученного от рекламодателя текста рекламы по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя (либо когда сам рекламопроизводитель или рекламораспространитель является одновременно рекламодателем). В таких случаях ответственность за нарушение законодательства о рекламе должна быть возложена соответственно на рекламопроизводителя либо на рекламораспространителя.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...