Лабораторные работы для выполнения
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Раздел V. Биохимия витаминов и гормонов. Тема 5.3. Химическая природа, биосинтез, секреция и Катаболизм гормонов. Качественные реакции, подтверждающие белковую природу инсулина Ход определения. 1. Биуретовая реакция. К 1 мл раствора инсулина добавляют 5-6 капель раствора гидроксиданатрия и 1-2 капли раствора сульфата меди (2), перемешивают. Жидкость окрашивается в розово-фиолетовый цвет. 2. Реакция Миллона. К 5-10 каплям раствора инсулина добавляют 2-3 капли реактива Милона и осторожно нагревают. Образуется осадок в виде сгустка красного цвета. 3. Реакция Фоля. К 5-10 каплям раствора инсулина (использовать неразбавленный препарат) добавляют 2-3 мл раствора NaOH и кипятят 10 мин на маленьком пламени горелки. После охлаждения добавляют 1-2 капли раствораPb(ONa)2 - появляется бурое окрашивание. Примечание. Раствор Pb(ONa)2 приготовить в отдельной пробирке. Для этого к одной капле раствора ацетата свинца добавляют по каплям 10%-ного гидроксида натрия до растворения образовавшегося осадка гидроксида свинца. При стоянии или нагревании бурое окрашивание может усилиться до черного и может выпасть черный осадок. Качественные реакции на адреналин Ход определения. 1. Реакция с хлоридом железа (3). В пробирку вносят 3 капли раствора адреналина и 1 каплю 1%-ного раствора хлорида железа (3). Появляется изумрудно-зеленое окрашивание, которое затем при добавлении 1 капли раствора гидроксида натрия приобретает вишнево-красный цвет. Реакция обусловлена тем, что пирокатехиновое ядро образует с ионами железа (3) соединения типа фенолятов. 2. Диазореакция на адреналин. В пробирку вносят 2-3 капли раствора адреналина, 2 капли раствора KIO3 и 2 капли раствора уксусной кислоты. Перемешивают и слегка нагревают. Жидкость окрашивается в красно-фиолетовый цвет. Окраска обусловлена тем, что при взаимодействии адреналина с диазореактивом образуется азокраситель.
К методическим рекомендациям Тема 5.4. Механизм действия гормонов. Гормональная регуляция обмена углеводов и липидов.
Вопросы для самоподготовки. 1. Как классифицируются клетки организма по степени и характеру реактивности к данному гормону? 2. Назовите гормонзависимые клетки организма человека. Приведите пример. 3. Назовите гормончувствительные клетки организма человека. Приведите пример. 4. Назовите гормоннезависимые клетки организма человека. Приведите пример. 5. Как осуществляется распределение гормонов в организме? 6. Назовите типы рецепции гормонов. 7. Укажите гормоны, действующие по типу мембранной рецепции. 8. Укажите гормоны, действующие по типу внутриклеточной рецепции. 9. Укажите тип рецепции белково-пептидных и стероидных гормонов. 10. Укажите тип рецепции катехоламинов. 11. Укажите тип рецепции тиреоидных гормонов. 12. Назовите основные свойства рецепторных белков для гормонов. 13. Перечислите этапы реализации гормонального эффекта при мембранной рецепции. 14. Перечислите этапы реализации гормонального эффекта при внутриклеточной рецепции. 15. Составьте схему рецепции стероидных гормонов. 16. Составьте схему рецепции тиреоидных гормонов. 17. Составьте схему рецепции белково-пептидных гормонов. 18. Особенности рецепции тиреиодных гормонов. 19. Назовите тип рецепции адреналина. Составьте схему рецепции. 20. Назовите тип рецепции кортизола. Нарисуйте схему рецепции. 21. Назовите тип рецепции мелатонина. Нарисуйте схему рецепции. 22. Назовите тип рецепции СТГ (соматотропина). Составьте схему рецепции. 23. Назовите типы медиаторов белково-пептидных гормонов.
24. Напишите формулу цАМФ. 25. Назовите этапы реализации гормонального эффекта. 26. Охарактеризуйте начальные этапы реализации гормонального эффекта. 27. Охарактеризуйте ранние этапы реализации гормонального эффекта. 28. Охарактеризуйте поздние этапы реализации гормонального эффекта. 29. Назовите 2-3 формы патологии, связанные с нарушением рецепции гормонов. 30. Перенесите в тетрадь и заполните таблицу:
31. Назовите гормоны, повышающие уровень глюкозы в крови. 32. Назовите гормон, понижающий уровень глюкозы в крови. 33. Назовите ферменты гликолитического пути распада углеводов, активность которых зависит от инсулина. 34. Назовите ферменты фосфоглюконатного пути, активность которых зависит от инсулина. 35. Назовите ферменты ЦТК, активность которых зависит от инсулина. 36. Назовите фермент, участвующий в обмене гликогена, активируемый инсулином. 37. Назовите ферменты углеводного обмена, ингибируемые инсулином. 38. Назовите гормон, ускоряющий начальный этап ЦТК. 39. Механизм гипергликемического действия адреналина и глюкагона. 40. Механизм гипергликемического действия глюкокортикоидов. 41. Механизм гипергликемического действия АКТГ. 42. Механизм гипергликемического действия СТГ. 43. Составьте схему гормональной регуляции углеводного обмена. 44. Назовите гормоны, ускоряющие процессы липолиза. 45. Механизм липолитического действия адреналина, глюкагона, СТГ, АКТГ, глюкокортикоидов. 46. Назовите гормон, обладающий наиболее выраженным липолитическим действием. 47. Назовите гормон, ускоряющий процессы липогенеза. 48. Механизм действия гормона, ускоряющего процесс липогенеза. 49. Составьте схему гормональной регуляции липидного обмена.
Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля. 1. Выберите утверждения, правильно характеризующие стероидные гормоны: 1) проникают в клетки-мишени; 2) транспортируются кровью в комплексе со специфическими белками; 3) инициируют транскрипцию; 4) взаимодействуют с хроматином и изменяют скорость транскрипции; 5) участвуют в процессе трансляции.
2. Выберите неправильное утверждение цАМФ: 1) участвует в мобилизации гликогена; 2) второй вестник сигнала; 3) активатор протеинкиназы; 4) кофермент аденилатциклазы; 5) субстрат фосфодиэстеразы. 3. Все утверждения, касающиеся гормонов, справедливы, кроме: 1) эффекты гормонов проявляются через взаимодействие с рецепторами; 2) все гормоны синтезируются в передней доле гипофиза; 3) под влиянием гормонов происходит изменение активности ферментов; 4) гормоны индуцируют синтез ферментов в клетках-мишенях; 5) синтез и секреция гормонов регулируется по механизму обратной связи. 4. Укажите гормоны, действующие по типу внутриклеточной рецепции: 1) тестостерон; 2) эстрон;3) адреналин;4) инсулин;5) тироксин. 5. Мишени катехоламинов 1_____, 2_____ и 3_____. Эффекты реализуются через 4_____ и проявляются в 5_____ и 6_____ обменах. 1) мышцы;2) почки;3) печень;4) жировая ткань;5) аденилатциклаза; 6) изоаденилатциклаза;7) углеводный обмен;8) липидный обмен; 9) белковый обмен. 6. Укажите гормоны, действующие по типу внутриклеточной рецепции: а) тестостерон; б) эстрон; в) адреналин; г) инсулин; д) тироксин. 7. Все следующие утверждения относительно глюкагона справедливы, кроме: 1) высокая концентрация глюкозы снижает скорость секреции глюкагона; 2) концентрация глюкагона в крови повышается после приема богатой углеводами пищи; 3) увеличивает внутриклеточный уровень цАМФ в печени; 4) единственный гормон, снижающий уровень глюкозы в крови; 5) стимулирует синтез кетоновых тел в печени. 8. Укажите соответствие:
9. Глюкагон в жировой ткани активирует: 1) гормончувствительную ТАГ-липазу; 2) глюкозо-6-фосфатдегидрогеназу; 3) липопротеинлипазу; 4) пируваткиназу; 5) ацил-КоА-дегидрогеназу. 10. Увеличение скорости синтеза кетоновых тел при голодании является следствием:
1) снижения уровня глюкагона; 2) снижения образования ацетил-КоА в печени; 3) повышения концентрации жирных кислот в плазме крови; 4) снижения скорости β-окисления в печени; 5) снижения активности гормончувствительной ТАГ-липазы в адипоцитах. 11. При сахарном диабете в печени происходит: 1) ускорение синтеза гликогена; 2) снижение скорости глюконеогенеза из лактата; 3) снижение скорости мобилизации гликогена; 4) повышение скорости синтеза ацетоацетата; 5) повышение активности ацетил-КоА-карбоксилазы. 12. Сравните некоторые клинические проявления, характерные для сахарного диабета и голодания.
13. При инсулин-независимом сахарном диабете у больных наиболее часто обнаруживаются: 1) гипергликемия; 2) снижение скорости синтеза инсулина; 3) концентрация инсулина в крови в норме или выше нормы; 4) антитела к b-клеткам поджелудочной железы; 5) микроангиопатии.
К оглавлению раздела Лабораторная работа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|