Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера




Тип семейного воспитания Его основные характеристики Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается)
Гипопротекция Полная безнадзорность и недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребёнка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, эмоциональное отвержение. Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, за исключением сензитивной и психастенической акцентуаций.
Доминирующая гиперпротекция Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, мешает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание. Гипертимно-неустойчивый тип. Психастенический тип. Сензитивный тип. Астено-невротический тип.
Потворствующая гиперпротекиця («кумир семьи») Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоцентризм. Истероидный тип.
Эмоциональное отвержение Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребёнку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребёнка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребёнка. При истероидной акцентуации – реакции оппозиции. При шизоидной – уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий.
Жестокие взаимоотношения Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребёнка. Могут проявляться открыто, когда на ребёнка «срывают зло», применяя насилие. Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа.
Повышенная моральная ответственность От ребёнка требуют честности, порядочности, не соответствующих его возрасту, возлагая на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи». Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов.

 

Неконгруэнтность в общении и альтернирующее воспитание

Ситуация, когда ребенку предъявляются противоречивые требования, когда устои и традиции в семье практически отсутствуют, а нормы поведения непостоянны, наиболее опасна для формирования личности ребенка, особенно в раннем возрасте.

Современные исследования показывают прямую связь алкоголизма и наркомании несовершеннолетних с такими условиями развития, как альтернирующий (переменный, чередующийся) тип эмоциональных отношений со стороны родителей и неконгруэнтность общения родителей с детьми.

Неконгруэнтность, т.е. несоответствие слов родителей интонации и мимике, часто встречается в случае скрытого эмоционального отвержения ребенка. Слушая наставления и поучения родителей, находясь под постоянным контролем и вниманием взрослых, ребенок в то же время чувствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие.

Такая ситуация может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима, которые стараются играть роль хороших родителей. Ребенок глубоко переживает эту ситуацию, тонко чувствует фальшь отношений, понимает, что он «лишний», что его не любят.

Менее очевидно для взрослых, но не менее остро для ребенка проявляется аналогичная ситуация в родной семье.

Если ребенок постоянно сталкивается с тем, что родители, вроде бы слушая и отвечая ему, думают вовсе о другом, и это отражается в их мимике и интонациях, его внимание раздваивается из-за противоречивого содержания общения, что отражается на его поведении, делая ребенка двигательно расторможенным, гиперактивным.

Получая противоречивую информацию от родителей, ребенок гораздо позже научится концентрировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения.

Еще более негативные последствия дает альтернирующее, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Имеется в виду непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала и упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате ребенок усваивает тот факт, что все происходящее (нежность и ласка матери или ее раздражительность и строгость) зависит не от его поведения, а от внешних причин, обстоятельств. В конечном счете, ребенок вообще отказывается понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не вникает в причины изменения настроения у самого себя, не ищет источника своих радостей и огорчений, т.к. они непредсказуемы, как непредсказуемо настроение родителей.

Такое непонимание причинно-следственных связей между своими поступками, действиями и эмоциональным состоянием по мере взросления ребенка делает все более прочным представление о независимости изменений своего психического состояния от собственных усилий.

Став взрослым, такой человек, желая поднять свое настроение (если оно «не хочет» повышаться само собой), прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению ПАВ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...