Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация




Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ
ИСТОЧНИКАМ ……………………………………………………………… 6

1.1. Общие закономерности психологической подготовки
в спорте …………………………………………………………………….6

1.2. Психологические основы волевых действий в спортивной
деятельности. Понятие смелости…………………………………………6

1.3. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
(12-15 лет, подростки)……………………………………………………….8

1.4. Методы развития морально-волевых качеств в борьбе…………………11

1.5. Понятия моральных и волевых качеств……………………………….13

1.6. Морально-волевая подготовка борца……………………………………16

1.7. Методика совершенствования волевых качеств………………………...17

 

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………. 23

2.1. Цели и задачи исследования ………………………………………………23

2.2.Методы исследования………………………………………………………23

2.3.Организация и проведение исследования…………………………………24

Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ……………………….25

3.1 Описание методики проведения научного исследования………………25

3.2.Статистическая обработка материала…………………………………….30

Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..34

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 35

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Повышенное внимание специалистов к проблеме волевой подготов­ки происходит в связи с изменением значимости физической и во­левой подготовки борцов. Пробелы в указанных видах подготовки снижают в определённой степени эффективность деятельности бор­цов, а отсутствие такой подготовки стало серьёзным недостатком. Без наличия определённых физических и волевых качеств невоз­можно эффективно вести борьбу. Кроме того, особый интерес имеет специфика проявления волевых качеств в борьбе. Воспитание воле­вых качеств детерминируется спецификой трудностей, встречаемых в борьбе. Ведь решительность и смелость нужны как борцу, так и любому спортсмену любой другой специализации. Однако их смелость и реши­тельность будут различными, прежде всего, спецификой проявления. Остановимся на определении такого понятия, как «смелость». «Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями Смелости являются подвиг, почин, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию» [15].

Воспитание волевых качеств, в частности смелости, должно проводиться специфическими методами и средствами. В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении в практику но­вых специфических методов и средств морально-волевой подготов­ки борцов.

Борьба самбо - это микромодель будущей жизни спортсмена. Преодолевая каждый раз своего противника, в первую очередь бо­рец одерживает победу над самим собой, так как он заставляет себя искать пути реализации своих намерений, формируя не только тех­нику, но и волевые качества. Потому, что волевое качество форми­руется в борьбе мотивов: "надо, но опасно". Несмотря на это спортс­мен выполняет техническое действие и этим формирует смелость. В бо­рьбе он учится, с опытом приходит прогнозирование намерении и поведения противника, т.е. происходит дешифровка ложных атак противника, его специфической деятельности.

Объект исследования – процесс воспитания смелости у юных самбистов.

Предмет исследования – средства и методы воспитания смелости у юных самбистов

Цель исследования – разработать и обосновать наиболее эффективные упражнения для формирования смелости.

 

Гипотеза исследования – наиболее эффективным способом формирования смелости у юных самбистов может стать воспитание смелости в процессе выполнения новых упражнений. Формируя техничес­кое мастерство мы, преодолевая себя, преодолевая факторы опаснос­ти, формируем смелость. «Формирование нового технического действия - это всегда новое препятствие, которое надо преодолеть, а преодолевая каждый раз препятствие, мы сталкиваемся с борьбой мотивов: потеря прести­жа, авторитета в группе; боязнь получения травмы при выполнении технических действий, и другие негативные компоненты» [8].

Поэтому, на начальных стадиях подготовки борцов мы выбрали упражнение, представляющее собой элемент самостраховки при падении на спи­ну с разбега кувырком в воздухе. Упражнение сложное по координа­ции движений, выполняется в безопорном пространстве и предъяв­ляет к исполнителю проявления именно смелости. Пос­тепенно усложняя упражнение и поднимая на доступный уровень планку преодоления по высоте прыжка, мы добиваемся желаемого результата: начинающие самбисты учатся преодолевать страх перед высотой, формируя смелость.

 


Задачи исследования:

1. Изучить состояние вопроса в специальной литературе.

2. Разработать и обосновать наиболее эффективные упражнения для формирования смелости.

3. Определить уровень возможностей самбистов в экспериментальной и контрольной группе в процессе эксперимента.

Научная новизна исследования дипломной работы заключается в том, что разработана система упражнений, воспитывающих конкретное морально-волевое качество юных – спортсменов. Разработана методика развития смелости у юных спортсменов.


Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ

ИСТОЧНИКАМ

 

1.1. Общие закономерности психологической подготовки в спорте

 

Психологическая подготовка связана с процессом совершенствова­ния психики борца. Под психикой понимают особое свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действитель­ность. У человека материальной основой психики является мозг. Высшая ступень психики - человеческое сознание. Сознание отражает действительность в человеческом мозге.

Психологическая подготов­ка в спорте имеет своей основой воспитание волевых и моральных качеств, но этим не ограничивается. Она должна быть направлена на совершенствование интеллектуальных способностей человека, на уве­личение запаса знаний, умений, навыков, на глубокое познание зако­номерностей жизни и борьбы. Всё это помогает борцу правильно вы­бирать цели своих действий, находить наилучшие пути и способы их достижения. Знания позволяют правильно управлять своими дей­ствиями, контролировать ход выполнения поставленных задач, оце­нивать и вносить коррективы в свои действия при изменении ситуа­ции.

Психологическая подготовка неразрывно связана с другими ви­дами подготовки спортсмена: теоретической, физической, техничес­кой, тактической, и существенно зависит от них. Мозг, как мате­риальная субстанция психики, призван управлять деятельностью человека. Поэтому чем больше знаний, умений и навыков имеет борец, тем выше уровень возможностей.

 

1.2. Психологические основы волевых действий в спортивной деятельности. Понятие смелости

 

Проблема воли является одной из важных в психологии человека. Понятие "воля" применяется, когда необходимо охарактеризовать эф­фективность реализации человеком его намерений выполнить опре­делённое целенаправленное действие. Психологическая сущность во­ли и волевых действий наиболее точно раскрыта И.М.Сеченовым: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением,- это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения"[14].

Это подтверждает героическое пове­дение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результа­те активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом, в результате чего формируется чувство соци­альной ответственности, долга. Именно оно является специфическим энергетическим источником воли как сознательной регуляции жизнедеятельности. Высоконравственная личность имеет, как правило, и твёрдую волю.

Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.

«К. К. Платонов родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Платонова, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества» [14].

Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.

Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее. Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.

 

1.3. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

(12-15 лет, подростки)

 

Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в строении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием. Некоторые происходящие в этом возрасте изменения име­ют прямое отношение к двигательной деятельности подростка. Ка­чественные новообразования появляются в личности; происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке.

В 12-15 лет происходит интенсивный рост костей верхних и ниж­них конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза. Мышечная масса также значительно увеличивается, но и разви­тие мышц отстаёт от роста трубчатых костей. Отсюда некоторая дис­пропорция в строении тела, неуклюжесть движений.

Занятия физи­ческими упражнениями в этом возрасте способствуют значительно­му развитию силы. Рост объёма сердца обгоняет увеличение диамет­ра кровеносных сосудов, что в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может вызвать неравномерное снабжение мозга кровью. Частое кислородное голодание мозга приводит к быстрой утомляемости.

В подростковом возрасте более совершенным стано­вится соотношение возбуждения и торможения. Хотя у подростка процесс возбуждения часто преобладает над торможением, в целом процесс торможения усиливается. Достаточно быстро у подростков развивается дифференцировочное торможение, которое является основой всякого тонкого и точного различения, существенно возрас­тает не только быстрота, но и точность движений.

Навыки у подрост­ков быстро и надолго закрепляются. Непременным условием нужно­го выполнения упражнения в процессе его усвоения является осоз­нанность, понимание выполняемых движений. Под осознанностью движений следует понимать дифференцированность ощущений, пра­вильность восприятия, чёткость представления, способность анали­зировать.

При восприятии предмета у подростка, большую роль иг­рает первое впечатление. Вместе с тем подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его более содержа­тельно, последовательно, планомерно, что даёт возможность форми­ровать наблюдение как целенаправленное и организованное восприя­тие. Мышление у подростка в значительной мере носит конкретно - образный характер. При усвоении знаний подросток стремится опе­реться на наглядный материал. В то же время мышление в подростко­вом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным; развивается способность самостоятельно ана­лизировать, сравнивать, обобщать.

Для успешного овладения техни­кой движения большое значение имеет представление его. Основное средство формирования чётких представлений у подростков - требование правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является осно­вой целенаправленного, осознанного выполнения действия. Важным психологическим условием правильного усвоения и выполнения уп­ражнений является организация внимания. Внимание подростка ста­новится всё более произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания.

«В подростковом возрасте эмоцио­нальные переживания качественно изменяются, так как изменяются и сами отношения подростка с окружающим миром. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимос­тью, импульсивностью, преобладанием возбуждения над торможе­нием, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств. Волевые проявления в среднем школьном возрасте значительно отличаются от этих проявлений у младших школьников» [9]. Они высоко ценят воле­вые качества в людях, могут по достоинству оценить предъявляемые им требования, а убедившись в их справедливости, необходимости и целесообразности, с готовностью и даже удовольствием подчиняются этим требованиям. В то же время подростки часто бывают, недис­циплинированны, отступают от цели, не доводят дело до конца. Кро­ме того, при сильном возбуждении у подростков проявляются нес­держанность, нетерпеливость, резкость. У некоторых нередко наблю­дается негативизм - желание поступать вразрез с требованиями взрослых.

На занятиях физической культурой и спортом очень важно учи­тывать как положительные, так и отрицательные стороны воли под­ростка, тем более что занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством воспитания положительных волевых качеств. Возраст 12-15 лет очень благоприятный для воспитания смелости и других волевых качеств (решительности, инициативности…).

Важным условием воспитания смелости подростков является неуклонная и высокая требователь­ность к ним, опирающаяся на строгий контроль за точностью и ка­чеством выполняемых упражнений. Подросток способен подчиниться самым строгим требованиям, если считает их справедливыми. В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственному "Я", стремление познать себя, свои возможности, силы, способности. Самосознание предполагает самооценку. Самооценка собственной личности у подростка начинается с изучения окружающих.

Интенсив­ное развитие самосознания в подростковом возрасте порождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми, выносливыми, мужественными. Вот почему в этом возрасте основным мотивом занятий физической культурой и спортом является опосредованный мотив-желание стать физически сильным и смелым. Этот мотив можно легко использовать для овла­дения разнообразными и сложными двигательными навыками.

Важная особенность личности подростка - стремление к самоутвержде­нию, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, реше­ний, в желании занять своё место в обществе, и прежде всего в сре­де сверстников. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет коллектив, отношения в нём складываются по принципу "деловой зависимости", а также симпатии, антипатии, доверия, уважения, рав­нодушия и т.п.

 

1.4. Методы развития морально-волевых качеств в борьбе

 

Специалисты спортивной борьбы в качестве основного метода воспи­тания морально-волевых качеств рекомендуют метод убеждения. Они также рекомендуют применять наряду с убеждением методы принуждения и поощрения. В разделах "Морально-волевая подготов­ка" учебников для студентов институтов физической культуры прослеживаются два направления рекомендуемых методов и средств.

Первое направление – «методы и средства общевоспитательного воз­действия: изучение отечественной и зарубежной литературы; приоб­щение к культурному наследию нашей страны и художественным ценностям мировой культуры; привлечение спортсменов к общест­венно полезной деятельности; изучение традиций своего и других на­родов и воспитание уважения к ним; воспитание привычек соблюде­ния режима работы, тренировок, учёбы и отдыха и многое другое» [16].

Второе направление - методы и средства специальной направленности: различные виды схваток; упражнения, требующие проявления во­левых качеств и волевых усилий; внесение в учебно-тренировочный процесс соревновательных элементов; расширение теоретических и методических знаний у спортсменов; самовоспитание и др.

Большинство специалистов-тренеров по спортивной борьбе в занятиях по раз­витию психических качеств отдают предпочтение следующим фор­мам организации занятий (по убывающей значимости): схватки на тренировочных занятиях; упражнения на тренировочных занятиях; беседы, разбор соревнований, лекции.

Воля, как известно, формиру­ется, проявляется и познаётся в процессе преодоления трудностей. При воспитании волевых качеств необходим дифференцированный подход к преодолению объективных и субъективных трудностей и учёт их совокупности.

В процессе занятий спортом формируются различные волевые качества. Занятия спортивной борьбой уже сами по себе развивают морально волевые качества. Однако, если в каждое занятие включать специальные задания и методические приёмы, то эффективность формирования волевых качеств значительно повысит­ся. При этом следует подчеркнуть, что формирование каждого волево­го качества требует специальных заданий и приёмов.

«Важную роль в процессе проявления волевых качеств играют волевые усилия, их сти­муляция и мобилизация. Приёмы активизации волевых усилий приня­то делить на внешние и внутренние» [10].

К внешним относятся те, кото­рые исходят от тренера или кого-то другого, то есть действуют на спортсмена из вне (это приёмы стимуляции), к внутренним – те, кото­рые исходят от самого спортсмена и направлены на него же (это при­ёмы самостимуляции).

Чаще всего используются следующие приёмы стимуляции волевых усилий: требование; убеждение; оценка; внуше­ние; соревнование; поощрение; порицание; похвала, и т.д. Среди спорт­сменов применяются такие приёмы самостимуляции волевых усилий как самоубеждение, самовнушение, самоодобрение, самоприказ. Осо­бенно благоприятно действует на совершенствование волевых качеств борца участие в соревнованиях. Боевая обстановка, присутствие зрите­лей, предъявляют к борцу повышенные требования, увеличивают чув­ство ответственности, заставляют мобилизоваться, проявлять макси­мум способностей.

 

1.5. Понятия моральных и волевых качеств

 

Моральные качества борца. Мораль - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. В ней закреплен опыт людей, на основе которого они выбирают цели, средства и методы деятельности, позволяющие удовлетворять потребности в различных жизненных ситуациях. Моральные качества выражаются в способнос­ти спортсмена выполнять, соблюдать нормы поведения не смотря на сбивающие факторы. Задача моральной подготовки, выработать навык соблюдения нормы поведения.

Важнейшими моральными качествами спортсмена являются: коллективизм-это моральное качество борца, ха­рактеризующееся товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью, содружество, основанное на сознательном подчинении личных инте­ресов общественным. Формированию коллективизма в борьбе способс­твует то, что в процессе разучивания спортсмены меняются ролями, позволяя своим партнёрам решать их задачи. Таким образом, в разви­тии коллективизма играет существенную роль участие каждого в ре­шении общих задач поставленных тренером. Это одна сторона процес­са формирования коллектива.

Другой важной стороной формирования крепкого коллектива является налаживание взаимоотношений между занимающимися. Для этого у занимающихся следует развивать определенные качества: товарищества, дружбы, дисциплинированности (точ­ности), честности, скромности и общественной активности.

Товарищество – дружба - понимаются как отношения занимающихся в коллек­тиве, основанные на общности взглядов, деятельности, условий заня­тий, базирующихся на взаимном уважении, привязанности, общности интересов. Следовательно, для того чтобы в коллективе царили това­рищество и дружба, следует развивать у его членов чувства уважения, привязанности друг к другу.

Дисциплинированность - качество борца, выражающееся в способности подчиняться точно установленному по­рядку, обязательному для всех членов коллектива. Выражается дисцип­линированность в точном исполнении команд, распоряжений тренера и товарищей. Необходимыми элементами дисциплинированности являются: точность - способность аккуратно, пунктуально соблюдать установленный порядок; честность - качество, выражающееся в правди­вости, прямоте, добросовестности борца; скромность – качество, выра­жающееся сдержанностью в поведении, отсутствием тщеславия и высокомерия.

Общественная активность - развивается поручениями, кото­рые выполняются занимающимися в интересах всего коллектива, группы.

Трудолюбие - любовь к труду, усердие в труде, прилежание, созна­тельное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности, превра­тившиеся в потребность. Труд - целенаправленная деятельность челове­ка, требующая умственного или физического напряжения. Трудолюбие - основа спортивных успехов борца. Трудолюбие и высокие спор­тивные результаты неразделимы. Воспитание трудолюбия неотделимо от воспитания таких черт характера борца как: творчество, новаторст­во, бережливость.

Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных или материальных ценностей. Нова­торство - деятельность новатора, нововведение, новшество. Новатор - тот, кто предлагает и приводит в жизнь новые идеи, принципы, приёмы в борьбе.

Бережливость - понимается как экономность, расчётливость.

Принципиальность - последовательное проведение в теории и на прак­тике определенных принципов, отсутствие расхождений между сло­вом и делом. Если борец в присутствии тренера делает одно, а в отсутс­твии другое, то это свидетельствует о недостатке принципиальности, отсутствии глубоких и прочных убеждений. Поэтому при воспитании принципиальности обращают внимание на совершенствование стойкости (способность борца доказать правильность своих убеждений и принципов). Для этого организуются диспуты, обсуждение точек зре­ния, споры.

Гуманизм - рассматривается как отношение ко всем людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Занятия борьбой способствуют развитию этих черт. Одной из разновидностей гуманизма является патриотизм. Патриотизм - понимают как любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу. Начинается воспитание патриотизма с приви­тия любви к спортивной борьбе, преданности своему коллективу, сво­им товарищам. Другой стороной гуманизма является интернационализм, который выражается через уважение в каждой национальности, отстаивании свободы и равенства народов, в борьбе за мир, дружбу.

Волевые качества борца. «Воля - это регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели» [20].

Важнейшими волевыми качест­вами борца являются: смелость, решительность, настойчивость, вы­держка, инициативность.

Смелость - это способность преодолеть чув­ство страха, которое возникает, когда имеется опасность для жизни, здоровья, престижа.

Решительность - это проявление воли, характери­зующуюся способностью быстро, продуманно и без колебаний при­нять решение в ответственный момент, активно действовать в усло­виях риска и опасности для достижения цели.

Выдержка и самообла­дание-проявление воли, характеризующееся ясностью ума, способ­ностью постоянно контролировать своё поведение, умение владеть со­бой в экстремальных и стрессовых условиях.

Настойчивость и упорст­во-проявление воли, характеризуется активным достижением намеченной цели, постоянный контроль своего поведения, несмотря на временные неудачи, преодоление трудностей для достижения намеченной цели.

Инициативность и самостоятельность-это проявление воли выра­жающейся в способности человека самостоятельно ставить цели и реализовывать их.

Самостоятельный и инициативный человек активно отстаивает свою точку зрения, своё понимание цели. Он критичен. Как правило, является организатором, лидером. Человек, не развивающий в себе этих качеств, является зависимым и безынициативным. Поддаётся влиянию других людей, их действий, не уверен в себе.

 

1.6. Морально-волевая подготовка борца

Под морально-волевой подготовкой борца понимают процесс воспи­тания определенных психологических качеств борца, процесс совер­шенствования его способности правильно выбирать цели, пути и сре­дства в своём поведении и в отдельных поступках в жизни в том чис­ле, а также и в борьбе, добиваться осуществления поставленных целей, несмотря на встречающиеся трудности.

При построении процесса мо­рально-волевой подготовки следует учитывать два основных требова­ния: во-первых, должны быть разработаны определенные нормы по­ведения занимающихся в различных ситуациях на занятиях (типа со­ревнований, схваток, упражнений) и вне занятий. Эти нормы в обяза­тельном порядке должны соблюдаться всеми занимающимися (в том числе и тренером). Во-вторых, следует учитывать, что при решении определённых задач, поставленных перед борцом им самим или тре­нером, будут встречаться трудности, которые нужно им самим преодолеть.

Достижение высоких целей требует преодоления больших тру­дностей или, иначе говоря, большой силы воли. Таким образом, для борца мораль служит направляющим ориентиром, позволяющим использовать опыт людей, закреплённый в определённых нормах пове­дения; она позволяет правильно выбирать цели, средства и методы действий, поступков и оценивать свои действия. Сильная воля позво­ляет борцу, несмотря на трудности, добиваться решения поставленных задач, не отвлекаясь и не бросая свою работу на полпути.

Мораль и во­лю борца-самбиста следует воспитывать в единстве. Односторонность подготовки может привести к отрицательным результатам. Так, борец, прекрасно знающий правила и нормы морали, но не имеющий сильной воли, не всегда сможет преодолеть возникающие трудности и в резуль­тате не добьётся решения поставленной задачи, откажется от её дости­жения на полпути.

В процессе воспитания морально-волевых качеств борца следует учитывать состояние психики борца в данный момент. С этим связаны и особенности выполнения двигательных навыков при различных состояниях нервной системы. Часто наблюдается такая кар­тина: Борец, прекрасно выполняющий приёмы в тренировке, в сорев­нованиях "сковывается", если выполняет приём, то с большой затра­той силы. Чаще всего приёмы не получаются из-за того, что замедля­ется его реакция, быстрота движений, уменьшается их амплитуда. Это происходит от того, что перевозбуждение приводит к парадоксальной реакции. Сильное возбуждение (импульс), посылаемый к возбуждён­ной мышце, не вызывает нужного сокращения, а слабый импульс вы­зывает сильное сокращение. Борец в таком состоянии может сделать непреднамеренную ошибку, выполняет действие, которого не нужно было делать. Особенность заключается в том, что, зная или узнав от тренера, какое действие нельзя делать, борец в уме выполняет это дей­ствие (представляет) и к нему "привязывается" сильный раздражитель - запрет. В состоянии сильного возбуждения этот раздражитель стано­вится запредельным и, когда складывается ситуация, сходная с той, которую представлял борец, автоматически борец делает "запрещён­ное" действие и проигрывает.

С другой стороны, борец, имеющий силь­ную волю, но не усвоивший твёрдо моральных норм и требований, не имеющий соответствующей тренировки в их выполнении, может выб­рать неправильный курс поведения и нарушить соответствующие тре­бования морали. Поэтому процесс морально-волевой подготовки сле­дует сделать неотъемлемой обязательной частью тренировочного про­цесса, постоянно контролируя его ход и внося необходимые коррек­тивы, если выявляются недостатки той или иной стороны подготовки.

1.7. Методика совершенствования волевых качеств

 

Необходимыми компонентами воли являются ясно осознанная цель или задача действий и способность добиваться решения поставлен­ной задачи. Испытать и оценить силу воли можно по степени трудно­сти предложенной для решения задачи. При этом нужно иметь в виду, что трудность не выражается физической величиной. Трудности, ко­торые спортсмену приходится преодолевать - это его внутренние пси­хологические трудности. Они обычно выражаются в борьбе мотивов. Упрощено можно сказать, что воля борца проявляется в его способ­ности бороться с самим собой, со своими чувствами и эмоциями, мо­тивами, которые вызваны потребностями.

Основными волевыми ка­чествами борца являются: выдержка, смелость, настойчивость, реши­тельность, инициативность. Рассмотрим методику их воспитания: Совершенствование выдержки. Методика совершенствования вы­держки должна предусматривать постановку задач и создание ситуа­ции, в которой какое-либо чувство будет создавать мотив для уклоне­ния от решения поставленной задачи. Для развития выдержки следует так дозировать упражнение, чтобы задача решалась. Выдержку можно развивать следующими упражнениями:

1) сгонкой веса за счёт сниже­ния потребления воды или пищи,

2) упражнения на задержку дыхания,

3) упражнения, в которых нужно переносить значительную усталость,

4) упражнения в спо­собности преодолевать болевые ощущения; чувства сонливости,

5) упражнения в сдерживании половых рефлексов,

6) упражнения в способности удержи­вать чувства: сонливости, зависти, жадности, гордости, обиды, униже­ния, злости, упрямства, долга, и т.д.

7) борьба с задачей не применять никаких атакующих действий, кроме контратак.

8) длительные схватки - а) более 20 минут; б) со сменой партнёров, длительное время.

Совершенствование смелости. Большую роль в воспитании смелос­ти играет способность правильно оценивать степень опасности и спо­собность преодолевать чувство страха. Измеряется смелость в процес­се упражнений, выполнение которых вызывает у занимающихся чув­ство страха. Смелость может быть общей и специальной (в жизни и в борьбе). При этом следует иметь в виду, что смелый в борьбе не всег­да может быть смелым в жизненных ситуациях. В то время борец сме­лый в одних жизненных ситуациях в других может оказаться трусом. Смелость совершенствуется последовательным усложнением задач, выполнение которых связано с проявлением страха различной интенсивности. Интенсивность страха прямо пропорциональна степени опасности. Упражнения для развития общей смелости:

1) падения с раз­личной высоты, прыжки с приземлением на руки, ноги, живот, спину с различной высоты.

2) выполнение акробатических упражнений.

Систематически повторя­емое преодоление чувство страха способствует развитию общей смелости.

Упражнения для совершенствования в специальной смелости:

1) схватки с борцом, имеющим преимущество в подготовленности, весе, возрасте и др.

2) в схватке поставить себе цель: на каждую атаку парт­нёра отвечать быстрой контратакой.

3) во время тренировочных схва­ток при создании благоприятной ситуации сразу проводить атакую­щее действие и т.д.

Совершенствование настойчивости. Настойчивость развивается постановкой задач, которые не могут быть выполнены с первой по­пытки и требуют для достижения успеха неоднократных попыток. Из­мерить настойчивость можно количеством неудачных попыток реше­ния поставленной задачи до того момента, когда борец отказывается дальше решать её или пытается решить задачу другим способом. Упражнения для совершенствования специальной настойчивости:

1) выполнение приёмов в условиях сопро­тивления противника.

2) схватки с задачей добиться определённого ре­зультата в борьбе с конкретным сильным противником.

3) схватки с эффективностью нападения 30%.

4) схватки, в которых эффективность защиты равно 50-70%. Для совершенствования настойчивости начинающим борцам следует давать задания, при которых для достижения ус­пеха нужно малое количество попыток (2-4). Постепенно соотношение может меняться, но не должно превышать 10-15 неудачных попыток на одну удачную.

Совершенствование решительности. Процесс совершенствования решительности борца заключается в развитии у него способностей: с одной стороны - своевременно и правильно принимать решения, с другой - подавлять мотивы и связанные с ними потребности, которые мешают борцу, отвлекают его от деятельности, направленной на реше­ние задачи. Упражнения для совершенствования общей решительнос­ти:

1) при сдаче зачёта или экзамена в числе первых зайти в аудито­рию.

2) упражнения в соблюдении режима тренировки.

3) составление режима дня и его выполнение.

4) принятие решений по резко возника­ющим необходимым работам, общественным поручениям и т.п. и их выполнение в установленные сроки.

Упражнения для совершенствова­ния специальной решительности:

1) схватки с односторонним сопро­тивлением.

2) сокращение времени для принятия решения в схватках.

3) упражнение на выполнение задач в условиях действия сбивающих факторов.

4) упражнения на проведение схваток с форой и ограничением вре­мени. В этом случае у борца создаётся дефицит времени для того, чтобы принять решение и успеть реализовать его.

Совершенствование инициативности. Измеряется инициативность количеством новых, разно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...