Глава 2. Цель, задачи, методы и организация
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4 Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ 1.1. Общие закономерности психологической подготовки 1.2. Психологические основы волевых действий в спортивной 1.3. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста 1.4. Методы развития морально-волевых качеств в борьбе…………………11 1.5. Понятия моральных и волевых качеств……………………………….13 1.6. Морально-волевая подготовка борца……………………………………16 1.7. Методика совершенствования волевых качеств………………………...17
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ 2.1. Цели и задачи исследования ………………………………………………23 2.2.Методы исследования………………………………………………………23 2.3.Организация и проведение исследования…………………………………24 Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ……………………….25 3.1 Описание методики проведения научного исследования………………25 3.2.Статистическая обработка материала…………………………………….30 Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..34 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 35 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Повышенное внимание специалистов к проблеме волевой подготовки происходит в связи с изменением значимости физической и волевой подготовки борцов. Пробелы в указанных видах подготовки снижают в определённой степени эффективность деятельности борцов, а отсутствие такой подготовки стало серьёзным недостатком. Без наличия определённых физических и волевых качеств невозможно эффективно вести борьбу. Кроме того, особый интерес имеет специфика проявления волевых качеств в борьбе. Воспитание волевых качеств детерминируется спецификой трудностей, встречаемых в борьбе. Ведь решительность и смелость нужны как борцу, так и любому спортсмену любой другой специализации. Однако их смелость и решительность будут различными, прежде всего, спецификой проявления. Остановимся на определении такого понятия, как «смелость». «Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями Смелости являются подвиг, почин, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию» [15].
Воспитание волевых качеств, в частности смелости, должно проводиться специфическими методами и средствами. В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении в практику новых специфических методов и средств морально-волевой подготовки борцов. Борьба самбо - это микромодель будущей жизни спортсмена. Преодолевая каждый раз своего противника, в первую очередь борец одерживает победу над самим собой, так как он заставляет себя искать пути реализации своих намерений, формируя не только технику, но и волевые качества. Потому, что волевое качество формируется в борьбе мотивов: "надо, но опасно". Несмотря на это спортсмен выполняет техническое действие и этим формирует смелость. В борьбе он учится, с опытом приходит прогнозирование намерении и поведения противника, т.е. происходит дешифровка ложных атак противника, его специфической деятельности.
Объект исследования – процесс воспитания смелости у юных самбистов. Предмет исследования – средства и методы воспитания смелости у юных самбистов Цель исследования – разработать и обосновать наиболее эффективные упражнения для формирования смелости.
Гипотеза исследования – наиболее эффективным способом формирования смелости у юных самбистов может стать воспитание смелости в процессе выполнения новых упражнений. Формируя техническое мастерство мы, преодолевая себя, преодолевая факторы опасности, формируем смелость. «Формирование нового технического действия - это всегда новое препятствие, которое надо преодолеть, а преодолевая каждый раз препятствие, мы сталкиваемся с борьбой мотивов: потеря престижа, авторитета в группе; боязнь получения травмы при выполнении технических действий, и другие негативные компоненты» [8]. Поэтому, на начальных стадиях подготовки борцов мы выбрали упражнение, представляющее собой элемент самостраховки при падении на спину с разбега кувырком в воздухе. Упражнение сложное по координации движений, выполняется в безопорном пространстве и предъявляет к исполнителю проявления именно смелости. Постепенно усложняя упражнение и поднимая на доступный уровень планку преодоления по высоте прыжка, мы добиваемся желаемого результата: начинающие самбисты учатся преодолевать страх перед высотой, формируя смелость.
Задачи исследования: 1. Изучить состояние вопроса в специальной литературе. 2. Разработать и обосновать наиболее эффективные упражнения для формирования смелости. 3. Определить уровень возможностей самбистов в экспериментальной и контрольной группе в процессе эксперимента.
Научная новизна исследования дипломной работы заключается в том, что разработана система упражнений, воспитывающих конкретное морально-волевое качество юных – спортсменов. Разработана методика развития смелости у юных спортсменов. Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ
1.1. Общие закономерности психологической подготовки в спорте
Психологическая подготовка связана с процессом совершенствования психики борца. Под психикой понимают особое свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность. У человека материальной основой психики является мозг. Высшая ступень психики - человеческое сознание. Сознание отражает действительность в человеческом мозге. Психологическая подготовка в спорте имеет своей основой воспитание волевых и моральных качеств, но этим не ограничивается. Она должна быть направлена на совершенствование интеллектуальных способностей человека, на увеличение запаса знаний, умений, навыков, на глубокое познание закономерностей жизни и борьбы. Всё это помогает борцу правильно выбирать цели своих действий, находить наилучшие пути и способы их достижения. Знания позволяют правильно управлять своими действиями, контролировать ход выполнения поставленных задач, оценивать и вносить коррективы в свои действия при изменении ситуации. Психологическая подготовка неразрывно связана с другими видами подготовки спортсмена: теоретической, физической, технической, тактической, и существенно зависит от них. Мозг, как материальная субстанция психики, призван управлять деятельностью человека. Поэтому чем больше знаний, умений и навыков имеет борец, тем выше уровень возможностей.
1.2. Психологические основы волевых действий в спортивной деятельности. Понятие смелости
Проблема воли является одной из важных в психологии человека. Понятие "воля" применяется, когда необходимо охарактеризовать эффективность реализации человеком его намерений выполнить определённое целенаправленное действие. Психологическая сущность воли и волевых действий наиболее точно раскрыта И.М.Сеченовым: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением,- это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения"[14].
Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом, в результате чего формируется чувство социальной ответственности, долга. Именно оно является специфическим энергетическим источником воли как сознательной регуляции жизнедеятельности. Высоконравственная личность имеет, как правило, и твёрдую волю. Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть. «К. К. Платонов родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Платонова, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества» [14]. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма. Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее. Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.
1.3. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста (12-15 лет, подростки)
Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в строении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием. Некоторые происходящие в этом возрасте изменения имеют прямое отношение к двигательной деятельности подростка. Качественные новообразования появляются в личности; происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. В 12-15 лет происходит интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза. Мышечная масса также значительно увеличивается, но и развитие мышц отстаёт от роста трубчатых костей. Отсюда некоторая диспропорция в строении тела, неуклюжесть движений. Занятия физическими упражнениями в этом возрасте способствуют значительному развитию силы. Рост объёма сердца обгоняет увеличение диаметра кровеносных сосудов, что в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может вызвать неравномерное снабжение мозга кровью. Частое кислородное голодание мозга приводит к быстрой утомляемости. В подростковом возрасте более совершенным становится соотношение возбуждения и торможения. Хотя у подростка процесс возбуждения часто преобладает над торможением, в целом процесс торможения усиливается. Достаточно быстро у подростков развивается дифференцировочное торможение, которое является основой всякого тонкого и точного различения, существенно возрастает не только быстрота, но и точность движений. Навыки у подростков быстро и надолго закрепляются. Непременным условием нужного выполнения упражнения в процессе его усвоения является осознанность, понимание выполняемых движений. Под осознанностью движений следует понимать дифференцированность ощущений, правильность восприятия, чёткость представления, способность анализировать. При восприятии предмета у подростка, большую роль играет первое впечатление. Вместе с тем подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его более содержательно, последовательно, планомерно, что даёт возможность формировать наблюдение как целенаправленное и организованное восприятие. Мышление у подростка в значительной мере носит конкретно - образный характер. При усвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. В то же время мышление в подростковом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным; развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет представление его. Основное средство формирования чётких представлений у подростков - требование правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действия. Важным психологическим условием правильного усвоения и выполнения упражнений является организация внимания. Внимание подростка становится всё более произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. «В подростковом возрасте эмоциональные переживания качественно изменяются, так как изменяются и сами отношения подростка с окружающим миром. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств. Волевые проявления в среднем школьном возрасте значительно отличаются от этих проявлений у младших школьников» [9]. Они высоко ценят волевые качества в людях, могут по достоинству оценить предъявляемые им требования, а убедившись в их справедливости, необходимости и целесообразности, с готовностью и даже удовольствием подчиняются этим требованиям. В то же время подростки часто бывают, недисциплинированны, отступают от цели, не доводят дело до конца. Кроме того, при сильном возбуждении у подростков проявляются несдержанность, нетерпеливость, резкость. У некоторых нередко наблюдается негативизм - желание поступать вразрез с требованиями взрослых. На занятиях физической культурой и спортом очень важно учитывать как положительные, так и отрицательные стороны воли подростка, тем более что занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством воспитания положительных волевых качеств. Возраст 12-15 лет очень благоприятный для воспитания смелости и других волевых качеств (решительности, инициативности…). Важным условием воспитания смелости подростков является неуклонная и высокая требовательность к ним, опирающаяся на строгий контроль за точностью и качеством выполняемых упражнений. Подросток способен подчиниться самым строгим требованиям, если считает их справедливыми. В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственному "Я", стремление познать себя, свои возможности, силы, способности. Самосознание предполагает самооценку. Самооценка собственной личности у подростка начинается с изучения окружающих. Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте порождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми, выносливыми, мужественными. Вот почему в этом возрасте основным мотивом занятий физической культурой и спортом является опосредованный мотив-желание стать физически сильным и смелым. Этот мотив можно легко использовать для овладения разнообразными и сложными двигательными навыками. Важная особенность личности подростка - стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять своё место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет коллектив, отношения в нём складываются по принципу "деловой зависимости", а также симпатии, антипатии, доверия, уважения, равнодушия и т.п.
1.4. Методы развития морально-волевых качеств в борьбе
Специалисты спортивной борьбы в качестве основного метода воспитания морально-волевых качеств рекомендуют метод убеждения. Они также рекомендуют применять наряду с убеждением методы принуждения и поощрения. В разделах "Морально-волевая подготовка" учебников для студентов институтов физической культуры прослеживаются два направления рекомендуемых методов и средств. Первое направление – «методы и средства общевоспитательного воздействия: изучение отечественной и зарубежной литературы; приобщение к культурному наследию нашей страны и художественным ценностям мировой культуры; привлечение спортсменов к общественно полезной деятельности; изучение традиций своего и других народов и воспитание уважения к ним; воспитание привычек соблюдения режима работы, тренировок, учёбы и отдыха и многое другое» [16]. Второе направление - методы и средства специальной направленности: различные виды схваток; упражнения, требующие проявления волевых качеств и волевых усилий; внесение в учебно-тренировочный процесс соревновательных элементов; расширение теоретических и методических знаний у спортсменов; самовоспитание и др. Большинство специалистов-тренеров по спортивной борьбе в занятиях по развитию психических качеств отдают предпочтение следующим формам организации занятий (по убывающей значимости): схватки на тренировочных занятиях; упражнения на тренировочных занятиях; беседы, разбор соревнований, лекции. Воля, как известно, формируется, проявляется и познаётся в процессе преодоления трудностей. При воспитании волевых качеств необходим дифференцированный подход к преодолению объективных и субъективных трудностей и учёт их совокупности. В процессе занятий спортом формируются различные волевые качества. Занятия спортивной борьбой уже сами по себе развивают морально волевые качества. Однако, если в каждое занятие включать специальные задания и методические приёмы, то эффективность формирования волевых качеств значительно повысится. При этом следует подчеркнуть, что формирование каждого волевого качества требует специальных заданий и приёмов. «Важную роль в процессе проявления волевых качеств играют волевые усилия, их стимуляция и мобилизация. Приёмы активизации волевых усилий принято делить на внешние и внутренние» [10]. К внешним относятся те, которые исходят от тренера или кого-то другого, то есть действуют на спортсмена из вне (это приёмы стимуляции), к внутренним – те, которые исходят от самого спортсмена и направлены на него же (это приёмы самостимуляции). Чаще всего используются следующие приёмы стимуляции волевых усилий: требование; убеждение; оценка; внушение; соревнование; поощрение; порицание; похвала, и т.д. Среди спортсменов применяются такие приёмы самостимуляции волевых усилий как самоубеждение, самовнушение, самоодобрение, самоприказ. Особенно благоприятно действует на совершенствование волевых качеств борца участие в соревнованиях. Боевая обстановка, присутствие зрителей, предъявляют к борцу повышенные требования, увеличивают чувство ответственности, заставляют мобилизоваться, проявлять максимум способностей.
1.5. Понятия моральных и волевых качеств
Моральные качества борца. Мораль - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. В ней закреплен опыт людей, на основе которого они выбирают цели, средства и методы деятельности, позволяющие удовлетворять потребности в различных жизненных ситуациях. Моральные качества выражаются в способности спортсмена выполнять, соблюдать нормы поведения не смотря на сбивающие факторы. Задача моральной подготовки, выработать навык соблюдения нормы поведения. Важнейшими моральными качествами спортсмена являются: коллективизм-это моральное качество борца, характеризующееся товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью, содружество, основанное на сознательном подчинении личных интересов общественным. Формированию коллективизма в борьбе способствует то, что в процессе разучивания спортсмены меняются ролями, позволяя своим партнёрам решать их задачи. Таким образом, в развитии коллективизма играет существенную роль участие каждого в решении общих задач поставленных тренером. Это одна сторона процесса формирования коллектива. Другой важной стороной формирования крепкого коллектива является налаживание взаимоотношений между занимающимися. Для этого у занимающихся следует развивать определенные качества: товарищества, дружбы, дисциплинированности (точности), честности, скромности и общественной активности. Товарищество – дружба - понимаются как отношения занимающихся в коллективе, основанные на общности взглядов, деятельности, условий занятий, базирующихся на взаимном уважении, привязанности, общности интересов. Следовательно, для того чтобы в коллективе царили товарищество и дружба, следует развивать у его членов чувства уважения, привязанности друг к другу. Дисциплинированность - качество борца, выражающееся в способности подчиняться точно установленному порядку, обязательному для всех членов коллектива. Выражается дисциплинированность в точном исполнении команд, распоряжений тренера и товарищей. Необходимыми элементами дисциплинированности являются: точность - способность аккуратно, пунктуально соблюдать установленный порядок; честность - качество, выражающееся в правдивости, прямоте, добросовестности борца; скромность – качество, выражающееся сдержанностью в поведении, отсутствием тщеславия и высокомерия. Общественная активность - развивается поручениями, которые выполняются занимающимися в интересах всего коллектива, группы. Трудолюбие - любовь к труду, усердие в труде, прилежание, сознательное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности, превратившиеся в потребность. Труд - целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения. Трудолюбие - основа спортивных успехов борца. Трудолюбие и высокие спортивные результаты неразделимы. Воспитание трудолюбия неотделимо от воспитания таких черт характера борца как: творчество, новаторство, бережливость. Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных или материальных ценностей. Новаторство - деятельность новатора, нововведение, новшество. Новатор - тот, кто предлагает и приводит в жизнь новые идеи, принципы, приёмы в борьбе. Бережливость - понимается как экономность, расчётливость. Принципиальность - последовательное проведение в теории и на практике определенных принципов, отсутствие расхождений между словом и делом. Если борец в присутствии тренера делает одно, а в отсутствии другое, то это свидетельствует о недостатке принципиальности, отсутствии глубоких и прочных убеждений. Поэтому при воспитании принципиальности обращают внимание на совершенствование стойкости (способность борца доказать правильность своих убеждений и принципов). Для этого организуются диспуты, обсуждение точек зрения, споры. Гуманизм - рассматривается как отношение ко всем людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Занятия борьбой способствуют развитию этих черт. Одной из разновидностей гуманизма является патриотизм. Патриотизм - понимают как любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу. Начинается воспитание патриотизма с привития любви к спортивной борьбе, преданности своему коллективу, своим товарищам. Другой стороной гуманизма является интернационализм, который выражается через уважение в каждой национальности, отстаивании свободы и равенства народов, в борьбе за мир, дружбу. Волевые качества борца. «Воля - это регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели» [20]. Важнейшими волевыми качествами борца являются: смелость, решительность, настойчивость, выдержка, инициативность. Смелость - это способность преодолеть чувство страха, которое возникает, когда имеется опасность для жизни, здоровья, престижа. Решительность - это проявление воли, характеризующуюся способностью быстро, продуманно и без колебаний принять решение в ответственный момент, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Выдержка и самообладание-проявление воли, характеризующееся ясностью ума, способностью постоянно контролировать своё поведение, умение владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях. Настойчивость и упорство-проявление воли, характеризуется активным достижением намеченной цели, постоянный контроль своего поведения, несмотря на временные неудачи, преодоление трудностей для достижения намеченной цели. Инициативность и самостоятельность-это проявление воли выражающейся в способности человека самостоятельно ставить цели и реализовывать их. Самостоятельный и инициативный человек активно отстаивает свою точку зрения, своё понимание цели. Он критичен. Как правило, является организатором, лидером. Человек, не развивающий в себе этих качеств, является зависимым и безынициативным. Поддаётся влиянию других людей, их действий, не уверен в себе.
1.6. Морально-волевая подготовка борца Под морально-волевой подготовкой борца понимают процесс воспитания определенных психологических качеств борца, процесс совершенствования его способности правильно выбирать цели, пути и средства в своём поведении и в отдельных поступках в жизни в том числе, а также и в борьбе, добиваться осуществления поставленных целей, несмотря на встречающиеся трудности. При построении процесса морально-волевой подготовки следует учитывать два основных требования: во-первых, должны быть разработаны определенные нормы поведения занимающихся в различных ситуациях на занятиях (типа соревнований, схваток, упражнений) и вне занятий. Эти нормы в обязательном порядке должны соблюдаться всеми занимающимися (в том числе и тренером). Во-вторых, следует учитывать, что при решении определённых задач, поставленных перед борцом им самим или тренером, будут встречаться трудности, которые нужно им самим преодолеть. Достижение высоких целей требует преодоления больших трудностей или, иначе говоря, большой силы воли. Таким образом, для борца мораль служит направляющим ориентиром, позволяющим использовать опыт людей, закреплённый в определённых нормах поведения; она позволяет правильно выбирать цели, средства и методы действий, поступков и оценивать свои действия. Сильная воля позволяет борцу, несмотря на трудности, добиваться решения поставленных задач, не отвлекаясь и не бросая свою работу на полпути. Мораль и волю борца-самбиста следует воспитывать в единстве. Односторонность подготовки может привести к отрицательным результатам. Так, борец, прекрасно знающий правила и нормы морали, но не имеющий сильной воли, не всегда сможет преодолеть возникающие трудности и в результате не добьётся решения поставленной задачи, откажется от её достижения на полпути. В процессе воспитания морально-волевых качеств борца следует учитывать состояние психики борца в данный момент. С этим связаны и особенности выполнения двигательных навыков при различных состояниях нервной системы. Часто наблюдается такая картина: Борец, прекрасно выполняющий приёмы в тренировке, в соревнованиях "сковывается", если выполняет приём, то с большой затратой силы. Чаще всего приёмы не получаются из-за того, что замедляется его реакция, быстрота движений, уменьшается их амплитуда. Это происходит от того, что перевозбуждение приводит к парадоксальной реакции. Сильное возбуждение (импульс), посылаемый к возбуждённой мышце, не вызывает нужного сокращения, а слабый импульс вызывает сильное сокращение. Борец в таком состоянии может сделать непреднамеренную ошибку, выполняет действие, которого не нужно было делать. Особенность заключается в том, что, зная или узнав от тренера, какое действие нельзя делать, борец в уме выполняет это действие (представляет) и к нему "привязывается" сильный раздражитель - запрет. В состоянии сильного возбуждения этот раздражитель становится запредельным и, когда складывается ситуация, сходная с той, которую представлял борец, автоматически борец делает "запрещённое" действие и проигрывает. С другой стороны, борец, имеющий сильную волю, но не усвоивший твёрдо моральных норм и требований, не имеющий соответствующей тренировки в их выполнении, может выбрать неправильный курс поведения и нарушить соответствующие требования морали. Поэтому процесс морально-волевой подготовки следует сделать неотъемлемой обязательной частью тренировочного процесса, постоянно контролируя его ход и внося необходимые коррективы, если выявляются недостатки той или иной стороны подготовки. 1.7. Методика совершенствования волевых качеств
Необходимыми компонентами воли являются ясно осознанная цель или задача действий и способность добиваться решения поставленной задачи. Испытать и оценить силу воли можно по степени трудности предложенной для решения задачи. При этом нужно иметь в виду, что трудность не выражается физической величиной. Трудности, которые спортсмену приходится преодолевать - это его внутренние психологические трудности. Они обычно выражаются в борьбе мотивов. Упрощено можно сказать, что воля борца проявляется в его способности бороться с самим собой, со своими чувствами и эмоциями, мотивами, которые вызваны потребностями. Основными волевыми качествами борца являются: выдержка, смелость, настойчивость, решительность, инициативность. Рассмотрим методику их воспитания: Совершенствование выдержки. Методика совершенствования выдержки должна предусматривать постановку задач и создание ситуации, в которой какое-либо чувство будет создавать мотив для уклонения от решения поставленной задачи. Для развития выдержки следует так дозировать упражнение, чтобы задача решалась. Выдержку можно развивать следующими упражнениями: 1) сгонкой веса за счёт снижения потребления воды или пищи, 2) упражнения на задержку дыхания, 3) упражнения, в которых нужно переносить значительную усталость, 4) упражнения в способности преодолевать болевые ощущения; чувства сонливости, 5) упражнения в сдерживании половых рефлексов, 6) упражнения в способности удерживать чувства: сонливости, зависти, жадности, гордости, обиды, унижения, злости, упрямства, долга, и т.д. 7) борьба с задачей не применять никаких атакующих действий, кроме контратак. 8) длительные схватки - а) более 20 минут; б) со сменой партнёров, длительное время. Совершенствование смелости. Большую роль в воспитании смелости играет способность правильно оценивать степень опасности и способность преодолевать чувство страха. Измеряется смелость в процессе упражнений, выполнение которых вызывает у занимающихся чувство страха. Смелость может быть общей и специальной (в жизни и в борьбе). При этом следует иметь в виду, что смелый в борьбе не всегда может быть смелым в жизненных ситуациях. В то время борец смелый в одних жизненных ситуациях в других может оказаться трусом. Смелость совершенствуется последовательным усложнением задач, выполнение которых связано с проявлением страха различной интенсивности. Интенсивность страха прямо пропорциональна степени опасности. Упражнения для развития общей смелости: 1) падения с различной высоты, прыжки с приземлением на руки, ноги, живот, спину с различной высоты. 2) выполнение акробатических упражнений. Систематически повторяемое преодоление чувство страха способствует развитию общей смелости. Упражнения для совершенствования в специальной смелости: 1) схватки с борцом, имеющим преимущество в подготовленности, весе, возрасте и др. 2) в схватке поставить себе цель: на каждую атаку партнёра отвечать быстрой контратакой. 3) во время тренировочных схваток при создании благоприятной ситуации сразу проводить атакующее действие и т.д. Совершенствование настойчивости. Настойчивость развивается постановкой задач, которые не могут быть выполнены с первой попытки и требуют для достижения успеха неоднократных попыток. Измерить настойчивость можно количеством неудачных попыток решения поставленной задачи до того момента, когда борец отказывается дальше решать её или пытается решить задачу другим способом. Упражнения для совершенствования специальной настойчивости: 1) выполнение приёмов в условиях сопротивления противника. 2) схватки с задачей добиться определённого результата в борьбе с конкретным сильным противником. 3) схватки с эффективностью нападения 30%. 4) схватки, в которых эффективность защиты равно 50-70%. Для совершенствования настойчивости начинающим борцам следует давать задания, при которых для достижения успеха нужно малое количество попыток (2-4). Постепенно соотношение может меняться, но не должно превышать 10-15 неудачных попыток на одну удачную. Совершенствование решительности. Процесс совершенствования решительности борца заключается в развитии у него способностей: с одной стороны - своевременно и правильно принимать решения, с другой - подавлять мотивы и связанные с ними потребности, которые мешают борцу, отвлекают его от деятельности, направленной на решение задачи. Упражнения для совершенствования общей решительности: 1) при сдаче зачёта или экзамена в числе первых зайти в аудиторию. 2) упражнения в соблюдении режима тренировки. 3) составление режима дня и его выполнение. 4) принятие решений по резко возникающим необходимым работам, общественным поручениям и т.п. и их выполнение в установленные сроки. Упражнения для совершенствования специальной решительности: 1) схватки с односторонним сопротивлением. 2) сокращение времени для принятия решения в схватках. 3) упражнение на выполнение задач в условиях действия сбивающих факторов. 4) упражнения на проведение схваток с форой и ограничением времени. В этом случае у борца создаётся дефицит времени для того, чтобы принять решение и успеть реализовать его. Совершенствование инициативности. Измеряется инициативность количеством новых, разно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|