Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи прикладной акмеологии




 

План

1. Прикладные теории в структуре акмеологического знания.

2. Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии.

3. Критерии выделения прикладных областей акмеологии.

Ключевые слова: фундаментальные теории, прикладные теории, инновационные акмеологические технологии, методологические основания прикладной акмеологии.

Содержание ключевых слов:

— структура акмеологического знания — содержит, как и в любой другой науке, основные компоненты: знания о предмете и методологические знания (знание о знании), что позволяет выделять теоретическую акмеологию и эмпирические акмеологические

исследования (уровни акмеологического знания), а также фундаментальную и прикладную акмеологии, в зависимости от научных или практических ориентации;

фундаментальные теории — ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием акмеологического знания, его понятийно-категориального и концептуального аппарата, а также фундаментальных методов акмеологического исследования;

прикладные теории — ставят цели поиска средств для решения конкретных проблем в определенных практических областях человеческой деятельности для их развития и совершенствования.

 

Прикладная акмеология

В структуре акмеологического знания

 

Акмеологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта — предмета).

Деление акмеологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнем знания (теоретическое и эмпирическое). Деление на фундаментальные и прикладные теории — с ориентацией (функцией) акмеологии: решает ли она собственно научные или практические задачи. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии. Если цель эмпирического исследования — построение теории, то оно относится к фундаментальной акмеологии; если его цель — разработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной акмеологии.

Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с практической ориентацией.

Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии.

Фундаментальные теории ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием психолого-акмеологического знания, понятийно-категориального аппарата, авторских и коллективных концепций. Они отвечают на два вопроса: "Что познается?" (объект, предмет, проблема) и "Как познается?" (метод), т. е. эти вопросы связаны с решением познавательных задач.

Прикладные теории ориентированы на решение актуальных практических проблем, на преобразование изучаемого объекта и отвечают на вопрос "Для чего познается?".

Иными словами, фундаментальные и прикладные теории различаются не по объекту или методу, а по цели: решаются познавательные задачи или практические.

Прикладные теории ставят своей задачей поиск средств для достижения намеченных обществом практических целей. Их задача — найти пути и способы использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают, для чего необходимо, например, личностно — профессиональное развитие государственных служащих.

Прикладной (практический) характер психолого-акмеологических теорий определяется тем вкладом, который он вносит в теорию, прямо связанным с решением задач развития (совершенствования, преобразования и т. п.).

Признак "фундаментальности" не совпадает с признаком "теоретичности", и наоборот, хотя второй термин и употребляется часто как синоним первого. "Теоретический" означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставление с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характеристики, как "практический аспект", "прикладная функция" вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.

Таким образом, деление теорий по ориентации достаточно условно, так как любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для отнесения в ту или иную категорию.

То же относится и к эмпирическим акмеологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например, на формирование специальной акмеологической теории, или практических. Фактически два аспекта акмеологического знания непрерывно связаны между собой через две из ее функций: познавательную и практическую.

Итак, термины "фундаментальный" и "прикладной" обозначают направленность акмеологического знания в целом и не тождественны терминам "теоретический" и "эмпирический", обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором — уровень абстракции.

Деление теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, концептуальному подходу, целевой установке и т. д.), т. е. построение их типологий, в конечном счете их обоснованной иерархии, отражает сложную структуру предмета акмеологии, способ ее деления на уровни, сферы, структуры. Вопросы структуры предмета акмеологии и акмеологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета акмеологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, технологий и методов, связанных с описанием структуры отображающего знания.

 

Методологические основания фундаментальной и

Прикладной акмеологии

 

Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии метанаучной рефлексии, обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философском, гуманитарном, социально-научном. При этом под акмеологической парадигмой понимается не только ее самостоятельность, разграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющееся знание о человеке не может объяснять проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиции антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии); это рассогласование между науками приводит к их кризису, в результате которого им на смену приходит новая парадигма, способная объяснять новую систему научных фактов, теорий, методов. О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Таким основным объектом акмеологии является профессиональная деятельность и личностное развитие специалистов. Этот объект равно и инновативный для современной отечественной науки, и актуальный, требующий решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретике — познавательных возможностях акмеологии, ее отличиях от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

Институционально — организационный критерий: формы иституционализации и организации акмеологической научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т. п.) деятельности.

Этический критерий, который, пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам акмеолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную этику и ментальность, духовность у своего основного объекта — госслужащих.

Итак, парадигмальный статус акмеологии заключается в признании научным сообществом складывающихся представлений о предмете и объекте акмеологической науки, ее основополагающих теорий, специфических методологических принципов и методов исследования, различного рода концепций, подходов и технологий. Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирающий в себя совокупность философских, гуманитарных, социально-научных оснований, позволяет акмеологии на уровне своей метатеории развиваться в трех основных парадигмальных направлениях: психотехнологическом, социокультурном и мыследеятельностном, каждое из которых имеет свои специфические технологии, методы, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем. Это системное метатеоретическое развитие акмеологии позволяет видеть в перспективе ее проблемное (предметно-объектное) поле гораздо более широким и глубоким по сравнению с уже сложившимися тремя акмеологическими парадигмами: профессиональная компетентность работников, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...